67

XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу.

XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост

Норт Аме́рикен XB-70 «Вальки́рия» (англ. XB-70 Valkyrie — Вэлкири) был задуман для Стратегического авиационного командования США в 1950-е годы как высотный бомбардировщик, который должен был летать со скоростью, соответствующей М=3 (то есть в 3 раза превышающей скорость звука) на высоте 21 км. Два самолёта были построены и выполняли испытательные полёты в 1960-е годы.

XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост

Самолёт выполнен по схеме «бесхвостка с передним горизонтальным оперением (ПГО)» и двумя килями. ПГО использовалось на сверхзвуковых скоростях для балансировки машины (оно свободно отклонялось на дозвуковых скоростях и жестко фиксировалось на сверхзвуковых).

XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост
XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост
XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост

При полёте со скоростью М=3 в результате кинетического нагрева температура носовой части фюзеляжа и передних кромок крыла достигала 330 °С, при этом температура остальных участков составляла порядка 246 °С. Для работы при таких температурах в конструкции ХВ-70 были широко использована нержавеющая сталь марки PH15-7 Mo (Armco Steel Corp.) в виде сотовых панелей, на долю которой приходилось 68 процентов массы конструкции. Суммарная площадь панелей на каждом XB-70A составляла порядка 1900 квадратных метров.

XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост
XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост

Края крыла отклонялись на 65 градусов вниз. Они удерживали под крылом сверхзвуковую ударную волну, при этом служили ещё и килями. Они были спроектированы так, чтобы увеличивать давление под крылом за счёт скачков уплотнения.

XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост

Максимальная скорость: 3187 км/ч (на высоте)

Крейсерская скорость: М=3,0

Скорость сваливания: 219 км/ч

Практическая дальность:


типовая миссия: 5499 км

миссия по проекту: 6901 км


Практический потолок: 23 012 м

Скороподъёмность: 139,45 м/с

Время набора высоты: 6096 м за 3,57 мин.

Нагрузка на крыло: 403,8 кг/м²

Тяговооружённость: 0,229 / 0,322 (на максимале / с форсажем)

Скорость отрыва: 377 км/ч

Длина разбега: 2255 м

Посадочная скорость: 296 км/ч

Длина пробега: 1945 м / 1350 м (без/с тормозным парашютом)

XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост

Боевая нагрузка: 29 480 кг (до 14 ядерных бомб свободного падения в бомбоотсеке)

XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост

Двигатели - шесть одноконтурных ТРДФ YJ93-GE-3 - были установлены по пакетной схеме в хвостовой части фюзеляжа. Диаметр двигателя был 1,33 м, длина - 6,02 м, масса 2360 кг. Общий плоский многоскачковый воздухозаборник смешанного сжатия размещался под фюзеляжем и имел центральный клин, разделявший воздухозаборник на два канала, каждый из которых подавал воздух к трем двигателям.

XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост

Самолет ХВ-70 стал первой за рубежом крупной сверхзвуковой аэроупругой конструкцией.

XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост

Программа  испытаний шла удачно, однако 8 июня 1966 «Валькирия» № 2 попала в катастрофу во время показательного полёта для рекламного ролика производителя двигателей Дженерал Электрик. Самолёты летели в очень близком строю и сблизившийся F-104, пилотируемый Джозефом Уокером, засосало турбулентным потоком и ударило о Валькирию, разрушив ей один из килей, часть оперения и обшивки. Машина некоторое время продолжала лететь нормально, потом начались проблемы с устойчивостью, далее она вошла в плоский штопор, упала на землю и полностью разрушилась.

XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост

Первый самолёт, с ограниченными возможностями, продолжил испытания и выполнил 33 полёта. 4 февраля 1969 № 1 ушёл на покой и перелетел в Национальный музей ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон в Дейтоне (штат Огайо).Где он находится по сей день.

XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост
XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост
XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост
XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост
XF-70 Валькирия.Бомбер на пути в Вальхаллу. Самолет, Бомбардировщик, Валькирия, Длиннопост

Создание самолета ХВ-70 было крупным техническим достижением. Но хотя он и оставил глубокий след в авиации, его роль в основном свелась к освоению авиационной промышленностью новых технологических процессов производства конструкций из высокопрочных сталей и титана, которые были впоследствии применены на бомбардировщике Дженерал Дайнэмикс F-111, военно-транспортных самолетах Локхид С-5 и С-141, истребителе Макдоннелл Дуглас F-4 и на других самолетах. В то же время компоновка ХВ-70 не стала образцом для последующих сверхзвуковых самолетов, хотя на нем и были предприняты масштабные исследования в рамках изучения сверхзвуковых пассажирских самолетов. Крупный недостаток пакетного размещения двигателей - увеличение массы конструкции из-за большой длины воздушных каналов. Поэтому, например, на англо-французском сверхзвуковом пассажирском самолете "Конкорд" было решено применить более короткие разнесенные гондолы двигателей, установленные под консолями крыла. На российском Ту-144 было применено промежуточное решение - отдельные гондолы, но со сравнительно небольшим разносом и размещением под фюзеляжем.

Авиация и Техника

11.3K поста18.4K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу