Взлет и падение создателя СМЕРШа: Виктор Абакумов в "Стране Советов"
Немецкая разведка в годы войны считалась лучшей в мире – недаром Гитлер занял всю Европу. Но с Советским Союзом получился прокол. Казалось бы, куда легче набрать со всей старушки-Европы русскоговорящую рвань и аристократов, вырядить пролетариями и сделать засланцами, какими они и были в большинстве своем? А вот нет – в России чужих вычисляли на раз-два.
Подивившись смекалке славян – все же "низшая раса", а показывает такие фокусы – немцы создали разведшколы и вербовать начали уже сложившихся советских товарищей. Те со всем соглашались, служить не отказывались, снабженные дорогой и практичной техникой для передачи радиосообщений, отправлялись на Родину шпионить – немцы сбрасывали их на парашютах и перевозили в родные долы и поля всеми возможными способами. Засланцы собирались вместе и дружно шли к начальнику ближайшего села – сдаваться.
Действительно, ситуация была комедийна, подтверждает историк спецслужб Александр Колпакиди в беседе с Накануне.RU. Их пересылали сдаваться в какое-то другое место, не до них было. И так горемычные агенты немецкой разведки попадали к начальнику СМЕРШа Виктору Абакумову, животная интуиция которого никогда не подводила бывшего следователя криминальной столицы (Ростова-на-Дону). Технику использовали для дезинформации врага, конечно, шли на определенный риск – а вдруг перед тобой двойной агент? Но благодаря таким "агентам", которые все, как один, говорили – согласились на все, лишь бы скорей попасть на Родину и продолжить бороться с врагом – были совершены многие внезапные атаки советской армии от Курской дуги до наступления под Ленинградом.
"Он выиграл войну у лучшей разведки, но проиграл в своей стране жизнь", – говорится в фильме "Страна советов. Забытые вожди" о Викторе Абакумове.
Абакумов был щеголем, носил тщательно подобранную форму и модные костюмы, был мастером спорта по самбо, устраивал танцевальные вечера, о нем ходила слава ловеласа – он заметно отличался от "сталинской команды" времен Гражданской войны. Аскеты и апостолы, какими они остались в истории, недосягаемыми и цельными – такие, как железный Феликс или Молотов (человек, в котором в полной мере воплотилась "концепция робота") – Абакумов, напротив, был человек новой формации "из плоти и крови", и, может, именно за это его и приметил Сталин. Он знал, что старому поколению нужна смена – этим и объясняется головокружительный взлет Абакумова. Конечно, не обошлось и без скандалов, серьезно подпортивших по молодости общую картину – как всегда "шерше ля фам".
"Это человек из самых низов общества, но не его это вина, а вина общества в том, что до советской власти такие люди могли продвигаться. Надо понимать, что сегодняшние чиновники творят и не такое, а им – ничего (вспомним любовные дела бывшего министра обороны) – вот и Абакумов тоже был "морально неустойчив", любил женщин, – говорит Александр Колпакиди. – Если мужчина низенький и гаденький, то ему легко быть морально устойчивым, а если это двухметровый красавец, как Абакумов, и женщины от него сходят с ума – сложнее становится. Но это не оправдывает его, поскольку он был чекистом. У него были проколы по этой части, но не смертельные. Он никого не насиловал, у него просто были любовницы. Сейчас на это никто внимания не обращает, а тогда обращали. Это попало на стол начальству, и его сослали, карьера пошла наперекосяк, тем не менее, он выправил ситуацию как-то".
Абакумова выслали из Москвы и вскоре назначали начальником ОГПУ в Ростове-на-Дону – криминальной столице. Здесь он проявил себя на редкость дотошным для начальника образом – с каждым делом решил заниматься сам, многих осужденных отпускал, не находя состава дела, уволил сотрудников, фабриковавших "политические" дела. Здесь он проявил талант следователя и для будущего контрразведчика получил огромный опыт и школу жизни – другого образования, кроме 4 классов, у него не было. Весной 1940 года он уже стал старшим майором госбезопасности. Понятно теперь, почему скандальный документальный сериал о лидерах советского времени в одной из последних серий сделал главным персонажем такую личность – сегодня про Абакумова мало известно как хорошего, так и плохого. Все дело в том, объясняет историк спецслужб Александр Колпакиди, что Абакумов не вписался в "перестроечную" парадигму пропаганды:
"Наши либералы, "мемориальцы" и прочие иностранные агенты на него никогда не обращали внимания – что он есть, что нет. И вот это странно, ведь человек был министром госбезопасности, он как раз, в отличие от Берии, всю жизнь прослужил в органах госбезопасности и ничем, кроме этого, не занимался (если не считать того, что во время войны СМЕРШ формально подчинялся наркомату обороны, но на самом деле он подчинялся непосредственно Сталину, в этом и заключался смысл формального перевода). Казалось бы, почему они вот на него не обращают внимания? Не называют его "палачом", "террористом", "убийцей", хотя у человека действительно много если не "черных", то темных пятен в биографии? Вот это странно. Ведь им же наплевать, какую роль он сыграл в создании военной контрразведки во время войны, в Победе, им на это наплевать. На этом примере хорошо видно, что в 50-ые годы, когда Америка поняла, что не удастся непосредственно создать восстания на территории, они перешли к идеологическим кампаниям против нашей страны и союзников. Тогда советологи в своих центрах при участии наших коллаборационистов вырабатывали такие мифологемы, с помощью которых они мастерски разрушили Советский Союз. Это была грандиозная по таланту операция. В мифологемах Абакумову среди Сталина и Берии места не нашлось. И в результате этого он сейчас не интересует никого".
В сериале есть попытки рассмотреть политических деятелей и командиров в контексте истории, например, еще раз рассказывается про заградотряды, которые числились под управлением СМЕРШа – они просто физически не могли стрелять по отступавшей дивизии (51 человек против 15,5 тыс.), их задачей было возвращение солдат, отбившихся от своих частей. Подразделения ставили патрули и контрольно-пропускные пункты. Лишь в качестве крайней меры применялся расстрел паникеров.
Абакумов же был одним из ответственных за депортацию народов. Мы видим причины для этого сложного решения – немцы разжигали в республиках национализм, например, они запустили пропагандистскую кампанию – для чеченцев выпускали газету "ГАЗАВАТ" под лозунгом "Аллах над нами, Гитлер с нами". НКВД принял решение о массовом переселении некоторых народов за Урал, в Сибирь и Казахстан. Перед абакумовской военной контрразведкой была поставлена несвойственная этой структуре задача. В фильме проводят аналогию – подобные мероприятия провели американцы с японцами после нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 года.
Все лица с японскими корнями, проживавшие в США, независимо от пола, возраста и социального положения, были переселены с западного побережья в резервации на Востоке и в центре страны. При этом, напомним, военных действий непосредственно на территории США не велось.
Депортация японцев во время Второй мировой войны в США
"Я хочу отметить два момента про депортацию народов в СССР – никто сейчас не говорит, что это была правильная политика. Все говорят о том, почему это было сделано – что это не какая-то прихоть "диктатора". Возьмем, допустим, крымских татар – когда мы видим, что подавляющее большинство мужчин, оставшихся в тылу, пошло не в партизаны, а в полицаи, и там не просто служило, чтобы выжить, а зверствовало – и сжигали людей, и творили зверства, от которых даже немцы содрогались – все-таки это как-то надо объяснять… Когда в полицаи пошло в первый год 20 тыс., а в партизаны – 7 человек, а к концу войны, когда уже стало ясно, к чему дело идет, в партизанах оказалось несколько сотен человек всего – это ведь как-то надо объяснять", – говорит Александр Колпакиди.
После войны, победив сильнейшую разведку, Абакумов боролся против националистического подполья в западных областях Украины, Белоруссии и прибалтийских республиках. Он был отличным разведчиком, но вот политиком оказался слабым – харизматичный начальник СМЕРШа заработал себе сразу же нескольких сильных врагов.
Абакумов не входил в высший круг партийного руководства, это был исполнитель, руководитель СМЕРШа – это военная разведка в рамках наркомата обороны, даже не разведка, а контрразведка. Он был заместителем Сталина, как наркома обороны, – рассказывает историк Евгений Спицын, – но его звезда закатилась еще в 1951 году. Он вошел в острый конфликт с Берией и с другими руководителями силовых ведомств, он был довольно амбициозный человек, его это погубило".
"Сталин после истории с Ежовым очень ожегся – для него это был шок, что он доверился человеку, а человек оказался такой, скажем, не свиньей, а просто шекспировским злодеем. Он после этого не доверял тем, кого выдвигал, он их тщательно контролировал. В частности после войны произошло разделение силовых структур – была конкуренция между людьми Берии, которые остались в аппарате, и пришедшими из СМЕРШа "абакумовцами", – объясняет Александр Колпакиди. – И проблема с такими людьми, которые "из грязи в князи", в том, что у них происходит то, что Сталин называл "головокружение от успехов". Он начал лезть в большую политику".
Можно предположить, что он считал, что он достоин большего поста, он видел, какие ничтожные люди есть в окружении Сталина, как, например, Хрущев, видел все недостатки (при всех достоинствах) других руководителей вроде Маленкова. "Кстати, и Берия это видел – когда во время войны Маленков "завалил" производство танков, Молотов "завалил", а Берия вытянул – он понимал, что он круче, выражаясь современным языком. Но он понимал, что есть некая иерархия, надо ее придерживаться, не надо лезть. И он понимал, что, несмотря на то, что он лучший организатор, чем Молотов, но Молотов – старый большевик, он еще до революции входил в бюро ЦК РСДРП, и нельзя его подсиживать. Вот Берия был более воспитанный в этом плане. А Абакумов этого не понимал, хотя москвич", – отмечает эксперт.
Абакумов пошел на поводу у Маленкова, принял активное участие в "ленинградском деле", как говорит эксперт, "лишил фактически страну будущего". Тогда уничтожили самых лучших наследников Сталина – Вознесенского, Кузнецова и всю когорту управленцев. Это была очень гнусная многоходовая интрига "гроссмейстера" Маленкова. Затем Абакумов отказался разрабатывать историю "дела врачей" – а ведь за этим стояло убийство ближайшего сталинского соратника Жданова. Абакумов попал в опалу. Маленков просто использовал людей, и когда Абакумов стал ненужным – у него не нашлось защитника.
"Вообще, все, что происходило после войны в руководстве, очень напоминает шекспировские пьесы – Макбет "отдыхает". И я думаю, что Абакумов влез в эту высокую политику, не обладая опытом в этом деле. Но держался он в заключении "как положено" – ничего не признал, все отрицал. Был расстрелян ни за что, в общем-то, если судить по нынешним меркам, чего делать нельзя, ведь другие времена, – говорит историк спецслужб Александр Колпакиди. – Да, Маленков просто использовал людей, но, в конце концов, использовали и его. Причем его использовал тот, на кого Маленков особо и не рассчитывал, что тот может ему воткнуть нож в спину, – Хрущев. То есть он показал, что лучше всего быть таким дурковатым шутом гороховым, изображать из себя какого-то "Ваньку", и никто тебя всерьез не воспримет".
Резкий взлет звезды начальника СМЕРШа Абакумова осветил победой путь страны в самой кровавой и коварной войне человечества. Но, как уже отмечали многие эксперты, само название докудрамы "Забытые вожди" не всегда корректно – ведь многие из героев сериала даже не мечтали стать "вождями", а просто делали свое дело, и делали его хорошо. А вот про Абакумова можно сказать – он встал на цыпочки, чтобы прорваться в сферу "небожителей". Серьезные амбиции превратили его в Икара, и после стремительного взлета он опалил крылья и упал, навсегда исчезнув со звездного неба Страны Советов.