86

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы

Экскурс


Хакасы это тюркоязычный народ Южной Сибири, одни из потомков енисейских кыргызов. Этнос складывался из многих этнических компонентов: саянских самодийцев, тюрков, монгольских народов и европеоидов, обитавших на территории Хакасии с бронзового века вплоть до средневековья. Поэтому современных хакасов относят к южносибирской расе, которое имеет смешанное происхождение (европеоидов и монголоидов).


В подтверждение этого факта говорят погребальные таштыксие маски (это практически предсмертный портрет лица человека), которые имели распространения на территории Хакасии. В древних ликах мы видим монголоидные черты, так и европеоидные.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Для мужчин таштыкской эпохи преобладали чёрный и синий цвета погребальных масок, для женщин — красный.


К концу девятнадцатого века хакасы делились на четыре субэтнические (диалектные) группы: качинцы, койбалы ( говорившие на диалекте камасинского языка, принадлежавшего к южной подгруппе самодийской группы языков), кызыльцы, сагайцы (сейчас составляют 70% современных хакасов).


В начале двадцатого века началось национальное объединение субэтносов в одну нацию, решающий вклад в пробуждение национального самосознания хакасов, принадлежит ученому этнографу Степану Майнагашеву, основателю хакасской письменности и автономии.

Кроме своих научных трудов, Степан Майнагашев оставил коллекцию бесценных фотокадров. Запечатлев виды Хакасии, быт, культуру и традиции хакасов.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Майнагашевы. Иресов аал. 1912 г. Проводы Степана Дмитриевича на учёбу в Москву. Фотореставрация: Лариса Баканова


Хакасы в объективе Степана Майнагашева:


Сагайцы


Сагайцы всегда почитали себя прямыми потомками енисейских кыргызов, о чем свидетельствует хакасский фольклор.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Сагайцы в традиционных костюмах


Сложение сагайского субэтноса относится к 18— 19 в., когда на месте Алтырского улуса (одного из княжеств енисейских кыргызов) была образована первоначально Сагайская землица, а позднее Степная дума соединенных разнородных племен.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Группа детей. Сагайцы


Название Сагайской землицы 18 в. произошло от сеока (рода) «сагай», который составлял там абсолютное большинство. В 19 в. этноним «сагай» распространился на племенные группы бирюсинсцев, бельтыров и верхотомцев (тюльберов).

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Сагайцы в традиционных костюмах.


У сагайцев очень много обычаев и праздников связных с земледелием, что говорит о древности работы с землей. Так в посевную страду сагайцы придерживались различных суеверных обычаев. С первого дня работы на пашне они не умывались, иначе можно смыть счастье. Запрещалось спать вместе с женой, иначе посев будет с сорняком. Нельзя было делать талкан, иначе зерно будет с сажей и т.д.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Сагайцы разъезжаются после жертвоприношения.

После завершения посевной в поле организовывали «ӱрен хурты» - праздник убивания земляного червя. Земледельцы окропляли засеянные пашни хлебным вином, сделанным из остатков зерна, и просили землю оградить молодые побеги от уничтожения червями и дать хороший урожай.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Цитата из журнала "Живая старина"


" Сагайцы — ловкие зверопромышленники, а все вообще хакасы — прекрасные наездники. Никогда русскому так не справиться с диким конем, как справляется с ним здешний хакас. На всем скаку, в степи, кидает он такому коню волосяной аркан на шею или под ноги, и мигом останавливает его. Как бы тот смел и строптив ни был, поневоле должен покориться опытной руке. Тогда, сделав из того же аркана узду, хакас стреноживает коня, привязывает его к столбу, изредка поглаживает ему гриву и крестец и, прикрикивая на коня, седлает его... "

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Девушка, ездившая за брусникой.


Кызыльцы


Несмотря на относительную изоляцию, кызыльцы сохранили представления о своем родстве с хакасами.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Всадник в степи.


Одна часть кызыльцев возводила себя и сагайцев к двум братьям Кызылаху и Сагаяху, другая часть считалась «одного происхождения с качинцами».

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Кызыльцы, портрет семьи.


Кызыльцы сформировались в 18 — 19 вв. отдельно от других хакасских родоплеменных групп в составе Ачинского уезда на месте бывшего Алтысарского улуса (княжество енисейских кыргызов).

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Женщины у юрты.


Ведущее положение в 18 в. занимал один из бывших аймаков Алтысарского улуса — род «хызыл», по имени которого была названа землица, а позже и степная дума (см. Кызыльская Степная дума). Кызыльский род являлся консолидирующим, вследствие чего этноним был принят остальными родами .

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Кызыльцы, протерт мужчин.


В 1794 кызылыцев насчитывалось 2109 душ муж. пола. К ним относилось около 200 различных фамилий. Кроме местных родов, в состав этнических групп кызыльцев вошли выходцы из Алтая и часть сибириских татар.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Внутренний вид юрты.


Кызыльцы традиционно занимались рыболовством и охотой. Согласно хакасскому фольклору, древние кыргызы испытывали отвращение к речной рыбе и, чтобы пользоваться питьевой водой, проводили специальные каналы. До сих пор среди степного населения рыбу иносказательно называют «суғ хурты» - водяные черви. У таежных жителей рыба являлась неотъемлемой частью пищевого рациона.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Качинцы


Русское название " качи"(или «качинцы») происходит от реки Кача протекающая вблизи Красноярска, там качинцы проживали до переселения на свободные земли по pекам Июсы и Абакан. Русская форма «качи» затем была перенята хакасским населением как «хааш» (хаас), но уже в значении общего обозначения скотоводов Качинской степной думы. Общим же самоназванием качинцев, являлся этноним «ызыр».

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Качинцы, протерт семьи.


Среди хакасов качинцы оставались чистыми скотоводами , которые в 1890 г. сосредоточивали в своих руках около 60% всего поголовья скота.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Качинцы в традиционных костюмах.


Сагайцы называли качинцев дербетами, что указывает на происхождение из северо-западной Монголии. Существует легенда, по которой один из ханов отдал целое племя в качестве приданого кыргызскому князю Оджен-бегу. Качинцы предположительно составляли часть населения Джунгарского ханства, которое было разгромлено в 1756 году. Тогда часть из них переселилась на территорию современного Красноярска.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Качинец всадник.


Частые контакты с кыргызами привели к тому, что в начале 19 века многие качинцы отождествляли себя с енисейскими кыргызами.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Качинцы в традиционных костюмах.


Так вплоть до начала XX века качинцы, ядро которых составили сеоки господствовавших кыргызов, гордились своим происхождением и считали сагайцев, кызыльцев и койбалов ниже себя но достоинству, презрительно называя их «пора сӧӧк» - т.е. серая кость, а себя относили к былой родовой аристократии «хасха сӧӧк», т.е. белая кость.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Качинцы, мужская половина в юрте.


Качинцы упорнее всех сопротивлялись крещению, о чем свидетельствуют донесения проповедников.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Койбалы


В 1707 койбальские князцы присягнули на верность русскому царю. После этого на всех жителей Тубинского княжества распространяется административное название «койбал» (по хак. «хойбал»), со временем ставший самоназванием.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Койбалы, лечение глаз.


Однако сагайцы и кызыльцы продолжали называть койбалов «туба» вплоть до этнографической современности. И считались они среди хакасов самыми древними жит. Хак.-Минусинского края.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

В настоящее время к потомкам койбал себя относит группа хакасов, проживающая в деревнях Алтайского и Бейского р-нов.


В 1918 году, на II съезде инородцев в улусе Чарков Степан Майнагашев предложил для всех коренных жителей Хакасско-Минусинской котловины общее название «хакасы».
Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

В марте 1920г. был арестован Степан Майнагашев, а спустя месяц, после скорого суда, его с братом Василием расстреляли по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы Хакасия, Хакасы, Этнография, Тюрки, Народ, Длиннопост

Оригинал

Лига историков

18.4K поста54K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения