Выпускник-2030, или сколько будет дважды два?
Всем доброго времени суток. Рискуя в очередной раз навлечь на себя клеймо ренегата и клеврета пятой колоны, поделюсь, всё-таки, своими мыслями о событиях последних дней.
Дело в том, что в последнее время по просьбе своего школьного учителя я - студент выпускного курса юр. фака - начал вести что-то вроде правового кружка для подготовки старшеклассников к муниципальному и региональному турам всероссийской олимпиады школьников по праву. К настоящему моменту проведено уже четыре занятия, что позволяет сделать неутешительный вывод: одной из бесчисленных граней бриллианта путинской стабильности является, очевидно, стремительная и комплексная деградация молодёжи, сопровождающаяся неизбежным и совершенно чудовищным по своим масштабам купированием школьной программы. Контингент, с которым приходится работать, представляющий собой наиболее продвинутую прослойку школьников ( достаточно сказать, что кружок посещают два победителя муниципальных туров соответствующих олимпиад разных лет), не осведомлён, однако, о самых простейших категориях, понятиях и принципах, составлявших в бытность мою школьником если не фундамент школьной программы, то уж точно не тот её кластер, который под силу лишь олимпиадникам. В частности, крайне удивили затруднения, испытываемые людьми при ответах на вопросы о Конституции РФ ( основной закон страны, знать который - обязанность любого гражданина), об отечественной истории ( один из упомянутых победителей выдал, что первая Конституция России принята при Петре I), о простейших категориях теории государства и права ( демократия, право, закон и т. п.). пытаясь определить причины этой катастрофы, я обратился к учебникам, по которым преподаётся данный курс. Каково же было моё удивление, когда я увидел тот же самый учебник, по которому некогда учил предмет сам, но не в категории учебных пособий базового уровня, как это было тогда, а с пометкой "профильный уровень". То есть, та планка, преодоление которой требовалось каких-то пять - шесть лет назад от среднего школьника, сегодня признана критерием определения наличия у учеников особых способностей к освоению этой же самой дисциплины!
И тут в голове погребальным колоколом прозвучал вопрос: это что же такое творится со страной? Нет, я, конечно, и раньше отдавал себе отчёт в том, что все разговоры о модернизации экономики и повышении требований к квалификации в государстве, 33% граждан которого являются официально признанными алкоголиками, а восемь миллионов - наркоманами, есть не более, чем профанация в духе оруэлловского министерства правды, но к такому повороту я был абсолютно не готов: всего за шесть лет школьное образование претерпело обвальную деградацию, итогом которой стало превращение некогда среднего уровня знаний в образцовый. Если провести простейшую экстраполяцию этой тенденции на период, скажем, до 2030 года - того самого, до которого сейчас различные регионы разрабатывают свои стратегии - то вырисовывается картинка, когда вопросы по таблице умножения будут составлять ядро тестов ЕГЭ по математике, а грамотность, как это уже было в нашей многострадальной истории, превратится в маркер чужеродности человека в этой суперстабильной системе.
В связи с этим вопрос: будет ли шанс на выживание через 10 - 15 лет, когда нынешние отличники ЕГЭ и победители конкурсов для особо одарённых среди слаборазвитых приобретут профессию, выслугу лет, займут ключевые посты в самых различных сферах общественной жизни и начнут управлять кораблём нашего некогда великого государства, с трудом представляя себе, чем Шпангоут отличается от леера?
Дело в том, что в последнее время по просьбе своего школьного учителя я - студент выпускного курса юр. фака - начал вести что-то вроде правового кружка для подготовки старшеклассников к муниципальному и региональному турам всероссийской олимпиады школьников по праву. К настоящему моменту проведено уже четыре занятия, что позволяет сделать неутешительный вывод: одной из бесчисленных граней бриллианта путинской стабильности является, очевидно, стремительная и комплексная деградация молодёжи, сопровождающаяся неизбежным и совершенно чудовищным по своим масштабам купированием школьной программы. Контингент, с которым приходится работать, представляющий собой наиболее продвинутую прослойку школьников ( достаточно сказать, что кружок посещают два победителя муниципальных туров соответствующих олимпиад разных лет), не осведомлён, однако, о самых простейших категориях, понятиях и принципах, составлявших в бытность мою школьником если не фундамент школьной программы, то уж точно не тот её кластер, который под силу лишь олимпиадникам. В частности, крайне удивили затруднения, испытываемые людьми при ответах на вопросы о Конституции РФ ( основной закон страны, знать который - обязанность любого гражданина), об отечественной истории ( один из упомянутых победителей выдал, что первая Конституция России принята при Петре I), о простейших категориях теории государства и права ( демократия, право, закон и т. п.). пытаясь определить причины этой катастрофы, я обратился к учебникам, по которым преподаётся данный курс. Каково же было моё удивление, когда я увидел тот же самый учебник, по которому некогда учил предмет сам, но не в категории учебных пособий базового уровня, как это было тогда, а с пометкой "профильный уровень". То есть, та планка, преодоление которой требовалось каких-то пять - шесть лет назад от среднего школьника, сегодня признана критерием определения наличия у учеников особых способностей к освоению этой же самой дисциплины!
И тут в голове погребальным колоколом прозвучал вопрос: это что же такое творится со страной? Нет, я, конечно, и раньше отдавал себе отчёт в том, что все разговоры о модернизации экономики и повышении требований к квалификации в государстве, 33% граждан которого являются официально признанными алкоголиками, а восемь миллионов - наркоманами, есть не более, чем профанация в духе оруэлловского министерства правды, но к такому повороту я был абсолютно не готов: всего за шесть лет школьное образование претерпело обвальную деградацию, итогом которой стало превращение некогда среднего уровня знаний в образцовый. Если провести простейшую экстраполяцию этой тенденции на период, скажем, до 2030 года - того самого, до которого сейчас различные регионы разрабатывают свои стратегии - то вырисовывается картинка, когда вопросы по таблице умножения будут составлять ядро тестов ЕГЭ по математике, а грамотность, как это уже было в нашей многострадальной истории, превратится в маркер чужеродности человека в этой суперстабильной системе.
В связи с этим вопрос: будет ли шанс на выживание через 10 - 15 лет, когда нынешние отличники ЕГЭ и победители конкурсов для особо одарённых среди слаборазвитых приобретут профессию, выслугу лет, займут ключевые посты в самых различных сферах общественной жизни и начнут управлять кораблём нашего некогда великого государства, с трудом представляя себе, чем Шпангоут отличается от леера?