Все врут календари?
Мы давно привыкли считать, что в году 365, ну максимум 366 (если год високосный) суток. Между тем продолжительность тропического года чуть больше, чем обычного года, и чуть меньше, чем високосного. А именно - 365,24220 суток. В переводе с математического языка на обиходный тропический год равен 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам. Именно поэтому на протяжении тысячелетий человечество изобретает более-менее точные календари с условием, что год должен состоять из целого числа суток, а заодно решает сложную задачу, куда деть набегающую разницу.
Задача действительно непростая. В какой-то момент стало ясно, что если с набегающей разницей вовремя не разобраться, то не оберешься хлопот: даты попросту начнут смещаться по отношению к временам года. В итоге рано или поздно 1 января начнут цвести яблони, в апреле придется собирать урожай, а в августе уже кутаться в шубы. Понятно, что с таким календарем выйдет сплошная путаница.
Для ликвидации накапливающейся разницы чего только не делали. В Древнем Риме, например, для решения этой проблемы стали вводить дополнительный месяц - марцедоний, который с V века до н. э. стал появляться в календаре два раза в четыре года и равнялся то 22, то 23 дням. Введение дополнительных дней, а также иные поправки в календарь утверждались решением верховных жрецов - понтификов (в буквальном переводе - «строители мостов»). Их манипуляции с календарем нередко имели денежное «подкрепление»: допустим, некий ростовщик мог предложить понтифику взятку за уменьшение года, чтобы пораньше получить долг или проценты. В свою очередь, задолжавший патриций также мог подмаслить великого понтифика, чтобы тот увеличил год и оттянул срок уплаты долга. Все это окончательно запутало календарную систему, поэтому в I веке до н. э. ее пришлось изменить.
В 46 году до н. э., в правление Гая Юлия Цезаря, была проведена реформа, в результате которой и появился юлианский календарь. Продолжительность месяцев изменилась до 30 и 31 дня (до этого она составляла 29 и 31 день - суеверные римляне боялись четных чисел), а календарный год теперь включал 365 суток (вместо прежних 354; плюс раз в два года марцедоний). Каждые четыре года к февралю (единственному месяцу, насчитывавшему 28 дней) добавлялся еще один - 29-й. Его вставляли между 23 и 24 февраля. Первое число каждого месяца в Риме называлось «календы» (в Греции такого понятия не было, поэтому возникло выражение «отложить до греческих календ», то есть «не сделать никогда»). Счет чисел в месяце велся не от его начала, а до календ следующего месяца: к примеру, 29 апреля считалось «третьим днем до майских календ». А 24 февраля было «шестым до мартовских календ», поэтому введенный согласно реформе дополнительный день стали именовать «вторым шестым». Так в русском языке появились слова «високос» и «високосный» - название года из 366 дней.
После реформы Цезаря началом календарного года стали считать 1 января, а не 1 марта. При том что названия месяцев остались прежними, те из них, т что раньше именовались по порядковому номеру в году, теперь потеряли это значение. Так, сентябрь (седьмой) оказался девятым месяцем, октябрь (восьмой) - десятым, ноябрь (девятый) - одиннадцатым, а декабрь (десятый) - двенадцатым. В 44 году ; до н. э. месяц квинтилис (пятый) переименовали в июль в честь Юлия Цезаря, а в : 8 году до н. э. секстилис (шестой) был назван августом - в честь императора Октавиана Августа.
Впрочем, несмотря на ухищрения римских математиков и астрономов, новый календарь лишь сократил разницу с тропическим годом, но не уничтожил ее полностью. В среднем юлианский год по сравнению с годом тропическим стал больше на 0,0078 суток, а значит, каждые 128 лет набегают целые «лишние» сутки.
Серьезность проблемы ощутили не сразу. Однако, когда разница между тропическим и юлианским годом вновь стала накапливаться, возникла потребность в очередной корректировке календаря. Первой тревогу забила Римско-католическая церковь: дата весеннего равноденствия, по которой весь христианский мир вычислял Пасху, все больше расходилась с календарной. И со временем из-за этой разницы главный христианский праздник Светлого Христова Воскресения вполне мог передвинуться на лето. Допустить этого Рим не мог.
1582 году при римском папе Григории XIII, по имени которого и назвали новый календарь. Проект реформы разработал итальянский ученый Луиджи Лилио (1520-1576). Решено было ликвидировать накопившуюся с 45 года до н. э., когда был принят юлианский календарь, разницу в 10 суток между календарным годом и тропическим, а также создать такой календарь, чтобы в дальнейшем эта разница оказывалась минимальной.
В соответствии с папской буллой «Среди важнейших» день 5 октября 1582 года стал считаться 15 октября того же года. Чтобы сократить разницу между тропическим и календарным годом в будущем, каждые 400 лет решили убирать три високосных года. После долгих споров остановились на том, что это будут годы, которыми заканчиваются столетия, за исключением тех, в которых число сотен (первые две цифры) делится без остатка на четыре (то есть 1700, 1800, 1900 годы не были високосными, а 1600-й и 2000-й были). В итоге ситуация заметно улучшилась: календарный год стал отставать от тропического всего на 26 секунд, а следовательно, разница между ними в одни сутки накапливается уже за 3323 года.
Новый календарь был введен сначала только в католических странах. Принять его отказались как протестанты, так и православные иерархи, заявившие, что он нарушает священные церковные правила. Главное - вступает в противоречие с тем, что христианская Пасха непременно должна отмечаться позже еврейской. В соответствии с григорианским календарем получалось, что христианская Пасха могла предшествовать еврейской или совпадать с ней.
Вместе с тем сокращение количества високосных лет привело к тому, что разница между юлианским и григорианским календарем (напомним, на момент реформы 10 суток) каждые 400 лет увеличивается еще на трое суток. И если в XX и XXI веках она составляет 13 дней, то в XXII столетии будет уже 14. Поэтому для перевода дат из юлианского календаря в григорианский в случае с XVI и XVII веками следует добавлять 10 дней, XVIII веком - 11 дней, XIX веком -12 дней и, наконец, XX и XXI веками -13 дней. Например, днем основания Санкт- Петербурга считается 16 мая 1703 года, что соответствует 27 мая по григорианскому календарю (в этот день в Северной столице празднуется День города). Бородинское сражение состоялось 26 августа 1812 года, но это 7 сентября по новому стилю (григорианский календарь). И конечно, отсюда феномен, что годовщина Октябрьской революции отмечается в ноябре: она произошла 25 октября 1917 года по старому стилю, а по новому - 7 ноября. В феврале 1918 года эта разница между календарями в Советской России была устранена. Между тем верность юлианскому календарю сохранила Русская православная церковь. Она и сегодня придерживается старого стиля наряду с Сербской, Польской, Грузинской и Иерусалимской православными церквами.
Журнал "Историк" №1, 2018 г.