Все врут календари?

Мы давно привыкли считать, что в году 365, ну максимум 366 (если год високосный) суток. Между тем продолжительность тропического года чуть больше, чем обычного года, и чуть меньше, чем високосного. А именно - 365,24220 суток. В переводе с математического языка на обиходный тропический год равен 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам. Именно поэтому на протяжении тысячелетий человечество изобретает более-менее точные календари с условием, что год должен состоять из целого числа суток, а заодно решает сложную задачу, куда деть набегающую разницу.


Задача действительно непростая. В какой-то момент стало ясно, что если с набегающей разницей вовремя не разобраться, то не оберешься хлопот: даты попросту начнут смещаться по отношению к временам года. В итоге рано или поздно 1 января начнут цвести яблони, в апреле придется собирать урожай, а в августе уже кутаться в шубы. Понятно, что с таким календарем выйдет сплошная путаница.

Все врут календари? Юлианский календарь, Григорианский календарь, Летоисчисление, Календарь, Длиннопост

Для ликвидации накапливающейся разницы чего только не делали. В Древнем Риме, например, для решения этой проблемы стали вводить дополнительный месяц - марцедоний, который с V века до н. э. стал появляться в календаре два раза в четыре года и равнялся то 22, то 23 дням. Введение дополнительных дней, а также иные поправки в календарь утверждались решением верховных жрецов - понтификов (в буквальном переводе - «строители мостов»). Их манипуляции с календарем нередко имели денежное «подкрепление»: допустим, некий ростовщик мог предложить понтифику взятку за уменьшение года, чтобы пораньше получить долг или проценты. В свою очередь, задолжавший патриций также мог подмаслить великого понтифика, чтобы тот увеличил год и оттянул срок уплаты долга. Все это окончательно запутало календарную систему, поэтому в I веке до н. э. ее пришлось изменить.


В 46 году до н. э., в правление Гая Юлия Цезаря, была проведена реформа, в результате которой и появился юлианский календарь. Продолжительность месяцев изменилась до 30 и 31 дня (до этого она составляла 29 и 31 день - суеверные римляне боялись четных чисел), а календарный год теперь включал 365 суток (вместо прежних 354; плюс раз в два года марцедоний). Каждые четыре года к февралю (единственному месяцу, насчитывавшему 28 дней) добавлялся еще один - 29-й. Его вставляли между 23 и 24 февраля. Первое число каждого месяца в Риме называлось «календы» (в Греции такого понятия не было, поэтому возникло выражение «отложить до греческих календ», то есть «не сделать никогда»). Счет чисел в месяце велся не от его начала, а до календ следующего месяца: к примеру, 29 апреля считалось «третьим днем до майских календ». А 24 февраля было «шестым до мартовских календ», поэтому введенный согласно реформе дополнительный день стали именовать «вторым шестым». Так в русском языке появились слова «високос» и «високосный» - название года из 366 дней.


После реформы Цезаря началом календарного года стали считать 1 января, а не 1 марта. При том что названия месяцев остались прежними, те из них, т что раньше именовались по порядковому номеру в году, теперь потеряли это значение. Так, сентябрь (седьмой) оказался девятым месяцем, октябрь (восьмой) - десятым, ноябрь (девятый) - одиннадцатым, а декабрь (десятый) - двенадцатым. В 44 году ; до н. э. месяц квинтилис (пятый) переименовали в июль в честь Юлия Цезаря, а в : 8 году до н. э. секстилис (шестой) был назван августом - в честь императора Октавиана Августа.


Впрочем, несмотря на ухищрения римских математиков и астрономов, новый календарь лишь сократил разницу с тропическим годом, но не уничтожил ее полностью. В среднем юлианский год по сравнению с годом тропическим стал больше на 0,0078 суток, а значит, каждые 128 лет набегают целые «лишние» сутки.


Серьезность проблемы ощутили не сразу. Однако, когда разница между тропическим и юлианским годом вновь стала накапливаться, возникла потребность в очередной корректировке календаря. Первой тревогу забила Римско-католическая церковь: дата весеннего равноденствия, по которой весь христианский мир вычислял Пасху, все больше расходилась с календарной. И со временем из-за этой разницы главный христианский праздник Светлого Христова Воскресения вполне мог передвинуться на лето. Допустить этого Рим не мог.

Все врут календари? Юлианский календарь, Григорианский календарь, Летоисчисление, Календарь, Длиннопост

1582 году при римском папе Григории XIII, по имени которого и назвали новый календарь. Проект реформы разработал итальянский ученый Луиджи Лилио (1520-1576). Решено было ликвидировать накопившуюся с 45 года до н. э., когда был принят юлианский календарь, разницу в 10 суток между календарным годом и тропическим, а также создать такой календарь, чтобы в дальнейшем эта разница оказывалась минимальной.


В соответствии с папской буллой «Среди важнейших» день 5 октября 1582 года стал считаться 15 октября того же года. Чтобы сократить разницу между тропическим и календарным годом в будущем, каждые 400 лет решили убирать три високосных года. После долгих споров остановились на том, что это будут годы, которыми заканчиваются столетия, за исключением тех, в которых число сотен (первые две цифры) делится без остатка на четыре (то есть 1700, 1800, 1900 годы не были високосными, а 1600-й и 2000-й были). В итоге ситуация заметно улучшилась: календарный год стал отставать от тропического всего на 26 секунд, а следовательно, разница между ними в одни сутки накапливается уже за 3323 года.


Новый календарь был введен сначала только в католических странах. Принять его отказались как протестанты, так и православные иерархи, заявившие, что он нарушает священные церковные правила. Главное - вступает в противоречие с тем, что христианская Пасха непременно должна отмечаться позже еврейской. В соответствии с григорианским календарем получалось, что христианская Пасха могла предшествовать еврейской или совпадать с ней.


Вместе с тем сокращение количества високосных лет привело к тому, что разница между юлианским и григорианским календарем (напомним, на момент реформы 10 суток) каждые 400 лет увеличивается еще на трое суток. И если в XX и XXI веках она составляет 13 дней, то в XXII столетии будет уже 14. Поэтому для перевода дат из юлианского календаря в григорианский в случае с XVI и XVII веками следует добавлять 10 дней, XVIII веком - 11 дней, XIX веком -12 дней и, наконец, XX и XXI веками -13 дней. Например, днем основания Санкт- Петербурга считается 16 мая 1703 года, что соответствует 27 мая по григорианскому календарю (в этот день в Северной столице празднуется День города). Бородинское сражение состоялось 26 августа 1812 года, но это 7 сентября по новому стилю (григорианский календарь). И конечно, отсюда феномен, что годовщина Октябрьской революции отмечается в ноябре: она произошла 25 октября 1917 года по старому стилю, а по новому - 7 ноября. В феврале 1918 года эта разница между календарями в Советской России была устранена. Между тем верность юлианскому календарю сохранила Русская православная церковь. Она и сегодня придерживается старого стиля наряду с Сербской, Польской, Грузинской и Иерусалимской православными церквами.


Журнал "Историк" №1, 2018 г.