615

Все ли могут кормить грудью? Часть 2

Часть 1

В прошлый раз мы остановились на том, что в 1920-х смеси для младенцев стали широко доступны. В Советской России, конечно, в это время было не до смесей.

У меня нет возможности сейчас провести полноценное исследование, так что рассказ ниже будет основываться на информации от знакомых, родственников и пр., вы можете при желании подтвердить или опровергнуть в комментариях. Ну, и извините, если слишком беллетристика :)

Для удобства представим условную семью Буэндиа. В 1920-е годы в деревне у нас родится девочка Глаша. В 1940-е она родит дочку Машу. Маша родит Сашу в 1960-е, Саша родит в 80-е/90-е. Тридцатилетнему читателю Саша была бы мамой, Маша — бабушкой, Глаша — прабабушкой.

В 1920-е — 30-е годы, когда Глаша растёт в деревне, с питанием очень так себе, детей всех кормят грудью, насколько получается. Кормилиц как таковых нет, если только очень повезёт и какая-то соседка покормит. Детей в семьях много, семьи большие и живут все вместе. С малолетства Глаша наблюдает кормление всех своих многочисленных братьев, сестёр, племянников и соседей. Видит женщин с большой грудью, с маленькой, с большими сосками, с втянутыми, и в общем, все они, не имея альтернатив, выкармливают своих детей. Дети их тоже разные — кто-то ест редко и помногу, кто-то часто и по чуть-чуть, кто-то сразу берёт грудь, а кто-то с боем. Сама того не зная, Глаша имеет достаточно большую выборку кормящих женщин к моменту собственных родов.

В 1940-е, всё ещё в деревне, рожает сама Глаша. Война, никаких там роддомов, в лучшем случае бабка-повитуха. Тоже, с трудом питаясь, она выкармливает Машу.

Маша растёт в послевоенном Советском Союзе, она переехала от мамы из деревни в город, вышла замуж, рожает в 1960-е годы. Расцвет науки и техники, человек полетел в космос, стали доступны современные смеси, мракобесие отринуто, отныне всё будет иначе. Роды больше не принимают повитухи, всё происходит в роддомах. Наукой доказано, что детей надо кормить по расписанию, чтобы желудок успевал отдыхать и чтобы они росли дисциплинированными и приученными к режиму, а не к рукам. Поэтому они лежат отдельно от матерей в детском отделении, раз в 3 часа днем их приносят на кормление на полчаса. Перед каждым кормлением соски обмывают ватой, смоченной в кипяченной воде, после кормления вытирают сухой ватой. Так как в груди после кормления остаётся молоко, то его рекомендуется сцеживать до последней капли, ведь известно, что избыток молока может вызвать воспаление и мастит.

У Машиной соседки в роддоме всё получается, как надо. Ребёночек родился активный, хорошо сосет, молоко сцеживается легко, кормить не больно. Машин младенец всё время сонный, часто его не разбудить на кормление (если малыш плачет в “неположенное” время, его могут докормить смесью в детском отделении и приносить уже сытым), ест он долго и как-то не особо хорошо. Сцедить — тоже целая проблема. Маше приходится этим заниматься всё время от кормления к кормлению, и всё равно получается не очень хорошо.

Машу выписывают через неделю домой, в её квартиру, где они живут вдвоём с мужем. Младенца они оба видят практически впервые в жизни, даже Маша только первый раз его увидит незапеленутым только дома. Сравнивать своего ребёнка им особо не с кем, но, понятно, что с ним не всё в порядке, раз он не укладывается в стандарты.

Деревенская бабушка Глаша далеко, да и вряд ли её советы кормить как угодно и не сцеживать были бы приняты — мы помним, что наукой доказано, что это всё деревенское мракобесие.

Маша продолжает сцеживаться днём и ночью, в промежутках укачивая малыша, если он проснулся и плачет не в положенное время.
Чтобы было понятнее, как проходит сцеживание — представьте, что вам нужно сжимать эспандер примерно раз в 5 секунд около тридцати минут, эспандер липкий и скользкий, делать это нужно, согнувшись над раковиной. Чувствуете радость грудного вскармливания?)

Машин малыш продолжает всё время плакать и не наедаться, а у Маши однажды поднимается температура, начинает болеть грудь и её увозят в больницу, где оперируют. Пока Маша лежит в больнице, ребёнка переводят на смесь, да и она уже рада этому, наконец-то ребёнок стал спокойнее, и весь этот кошмар закончился. Вспоминать этот период она будет с ужасом. Большинство Машиных ровесниц тоже.

Проходит 25 лет, время рожать Машиной дочке Саше. Саша тоже проходит все круги ада с плачущим ребёнком и сцеживанием, пока мама не предлагает ей сцедить молоко. Оно синеватое, а ведь всем понятно, что молоко должно быть белым. Саша приходит на приём к педиатру, рассказывает, что мама её тоже грудью не кормила, молоко пустое. Педиатр в своей практике уже 20 лет в основном работает с искусственниками (детьми, которых вскармливают смесью) и тоже соглашается, что Саша немолочная, тем более, что ребёнок набрал мало за месяц. Саша с облегчением переводит малыша на смесь.

Большинство наших мам и бабушек практически не кормили грудью, успешно выкормив детей смесью. Кормление для них запомнилось тяжелой пыткой. Помните 98% в 1926 году в России? В 1991 году 33% женщин кормили до полугода.

Что было дальше, расскажу в следующей серии :)