Вера

В нашей повседневной жизни мы постоянно используем свою веру. Мы верим нашим близким и авторитетным друзьям, которые могут нас убедить поступить так или иначе. Мы верим Лаборатории Касперского, программные продукты которой видят всё, что мы вводим в браузере, все наши пароли и сообщения. Мы вообще очень много верим тем источникам, которые этого могут не заслуживать.

Вот, к примеру, сегодня я получал в удостоверяющем центре в Москве свою электронную подпись. И снова мне пришлось верить сотрудникам, которые получили от вендора мой закрытый ключ и установили его мне на носитель. Иными словами, я получил заведомо скомпрометированную подпись, поскольку закрытый ключ прошел через руки этих сотрудников. Я ожидал, что я в УЦ покажу открытый ключ, предварительно сгенерированный самостоятельно, меня проверят и выдадут на него сертификат. А закрытый ключ никто никогда не увидит на моём носителе. Так должно быть в идеале, но нет. В России свой порядок. Можно ожидать наличие продажного сотрудника в УЦ, который всё сольёт кому захочет. Я расстроен этим обстоятельством.

События последних лет лично меня научили отличать веру от уверенности. Веру можно укреплять или ослаблять, соразмерно качеству источника информации. Вера не даёт фактических знаний, в отличие от уверенности, которая стоит на железобетонных фактах. Жаль,

что эти факты существуют только рядом с нами, в пространственной области нашего восприятия, зрения и слуха. В остальное просто верим, сильно или не очень.

Я с удивлением обнаружил, что все мои модели мира и общества, мои ценностные ориентиры, мои научные познания фактически являются сущностями, основанными на вере. Эти сущности в значительной степени заимствованы от других людей, которые их описали в книгах,

которые утвердили их в речах, и иных источников с высоким авторитетом. Вся наша культура зиждется на вере друг другу. Мы принимаем факты на веру простым суммированием количества источников и их авторитетов. Если на ста интернет-страницах будет написано, что черное на самом деле является белым, то многие могут в это поверить, если не видят истины глазами. Или если один деятель с высоким положением в обществе скажет, что белое не всегда белое, ему тоже многие будут верить и сомневаться в чистоте белого.

Верьте с осторожностью, опасная эта штука - вера. Но без неё жить нельзя.