Царь-танк

Как мы знаем, Первая Мировая Война после недолгого маневренного этапа перешла в фазу позиционной войны, более известную как "окопная война"

Прорвать глубоко эшелонированную оборону противника традиционными, на тот момент, методами, массированной артподготовкой с последующим прорывом линии обороны пехотой и конницей было практически невозможно, это неминуемо заканчивалось огромными потерями. Даже после длительной артиллериийской подготовки подавить все хорошо укрепленные и замаскированные огневые точки противника не удавалось. Требовалось новое оружие и новые способы его применения для решения такой задачи. Этим новым оружием, по мнению инженеров того времени, должно было стать самодвижущееся транспортное средство, с мощным вооружением, хорошо бронированное и обладающее высокой проходимостью. Армии требовался позиционный танк, способный своей мощью ломать оборонительные сооружения, сеять панику в рядах врага. Одним из таких бронированных чудовищ должен был стать колёсный танк Н. Лебеденко, известный как "Мастодонт", "Нетопырь", "Царь – танк".

Николай Лебеденко вспоминал, что идея создать боевую машину, напоминающую внешним видом огромный орудийный лафет, появилась у него благодаря азиатским арбам. Дело в том, что они, отличаясь большими колесами, могли легко и непринужденно преодолевать глубокие канавы и серьезные ухабы.

Поэтому во главу угла конструктор поставил именно диаметр передних колес. По его расчетам они должны были быть не менее девяти метров. При этом, что интересно, задний каток получился куда более скоромных размеров - всего полтора метра. Верхняя стационарная пулеметная «комната» оказывалась на высоте порядка восьми метров. По бокам Т-образного корпуса находились пулеметы, которые, при необходимости, быстро заменялись пушками. Внизу также можно было поместить дополнительное орудие. 

Даже по чертежам было видно, что Царь-танк не так хорош и грозен, каким пытался его представить создатель. Однако необычность проекта сумела заинтересовать императора, поскольку он лично встречался с Лебеденко.

К встрече конструктор подготовился. Чтобы продемонстрировать Николаю II свое детище наглядно, он изготовил уменьшенную копию, которая умела ездить за счет граммофонной пружины.

Как вспоминали придворные, император и конструктор "аки дети малые" больше получаса испытывали заводную игрушку при помощи нескольких томов Свода законов Российской Империи. Деревянный Царь-танк с легкостью преодолевал препятствия и уверенно двигался вперед. Николай II был в восторге и одобрил финансирование проекта.

Машина внешне напоминала огромный орудийный лафет с огромными девятиметровыми колёсами. Поворот производился с помощью задней направляющей тележки, на которой находился каток диаметором 1,5 метра. Корпус танка при взгляде спереди имел форму креста, в боковых спонсонах размещались, по одним данным, 37-мм пушки, по другим - 76.2-мм, а снизу и сверху располагались пулемётные башни, в которых предполагалось установить по 4 – 5 пулемётов "Максим". Бронирование корпуса по изначальному проекту должно было быть 7-мм, башен - 8-мм. Расчетная скорость – до 17 км в час. Масса – 40 тонн. Длина – 17800 мм. Ширина – 12000 мм. Высота – 9000 мм. Казалось, что, имея такие технические характеристики, машина без особых усилий преодолеет вертикальное препятствие или окоп.

Работа закипела. Уже к весне 1915 года футуристическая боевая машина была готова. Интересно то, что собирали ее в тайне ото всех в лесу под Дмитровом. В конце августа состоялось первое испытание Царь-танка. И буквально через несколько десятков метров стало понятно, что получившаяся машина не приспособлена для самостоятельного передвижения. Передние колеса, ожидаемо, расправлялись с деревьями, а вот задние очень быстро увязли в грунте. Свое коварное дело сделали слишком маленький для такой махины диаметр и изначальный просчет с распределением веса. 

Царь-танк встал. Не могли ему помочь даже самые крутые силовые агрегаты того времени - двигатели "Майбах" от дирижабля, которые выдавали на двоих пятьсот "лошадок".

Кроме уже произошедшей оказии, выяснилось, что самоходное орудие было слишком уязвимым при артиллерийском обстреле. Огромные колеса представляли из себя отличную и незащищенную мишень для фугасов. И Высокая комиссия решила свернуть проект.

Борис Стечкин и Николай Жуковский решили, что все-таки нельзя ставить крест на Царь-танке и принялись за разработку новых, более мощных силовых агрегатов. Но их мозговой штурм не дал положительных результатов, и вытащить застрявшую машину не удалось. Семь лет махина ржавела в лесу. Только в 1923 году её разобрали на металлолом.