Топливная артерия на дне Ладоги

Схема прокладки трубопровода по дну Ладожского озера.

Топливная артерия на дне Ладоги Ладога, Блокада, Ленинград, История, Длиннопост

21 мая 1942 года началась уникальная операция по прокладке по дну Ладожского озера трубопровода для доставки горючего в осажденный город


Уже в начале сентября 1941 года гитлеровские войска подступили к Ленинграду. Четвертого сентября начались регулярные артобстрелы и бомбардировки города, а 8 сентября северная столица оказалась в кольце блокады. К другим тяжелейшим испытаниям, выпавшим на долю жителей и защитников Ленинграда, добавилась острая нехватка топлива. Сначала горючее доставляли в город на баржах через Ладожское озеро, но суда топила немецкая авиация, и топлива постоянно не хватало. Первой блокадной зимой по льду Ладожского озера была организована «Дорога жизни», по которой, вместе с другими материалами, завозилось горючее. Но частое разрушение дороги вражеской авиацией и недостаточное количество грузовиков не позволяли обеспечить бесперебойное обеспечение топливом, которое в больших количествах, кроме города, было необходимо войскам Ленинградского фронта и кораблям Балтийского флота. Поэтому в апреле 1942 года возникла идея проложить топливопровод по дну Ладожского озера.


25 апреля 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны о создании на Ладоге трубопровода протяженностью 30 километров, причем из них более 20 километров — по дну озера. В самой нижней точке труба должна была проходить на глубине двенадцати с половиной метров под водой. Создание такого трубопровода была очень сложным. В то время в мире не было примеров создания подобных технических сооружений. Кроме того, работы приходилось вести с риском для жизни, буквально под обстрелом, поскольку трасса трубопровода в некоторых местах пролегала всего в двух километрах от линии фронта. Тем не менее, согласно постановлению ГКО, трубопровод должен был быть построен в кратчайшие сроки — к 20 июня.


Контроль за строительством был возложен на уполномоченного ГКО по Ленинграду Алексея Николаевича Косыгина (будущего Председателя Совета Министров СССР в 1964-1980 годах). Обороняли строительство корабли Ладожской флотилии и военная авиация.


21 мая 1941 года начался первый этап работ. Сначала водолазы и моряки Экспедиции подводных работ Балтийского флота обследовали дно, определили место прохождения трассы. Затем уже начался непосредственный монтаж и укладка трубопровода. Часть труб доставляли до озера с Ижорского завода, который находится в городе Колпино.


Трубопровод был сборно-разборным, трубы с толстыми стенками соединялись резьбовым соединением, усиленным сваркой, тонкие трубы состыковывались между собой только сваркой. Сначала на берегу трубы собирали и испытывали на стойкость к давлению, затем покрывали слоем битума, и лишь затем опускали на дно.


Работы велись в режиме строжайшей секретности, по ночам — без освещения, чтобы не привлекать внимание врага. Действительно, германские войска не узнали о трубопроводе, сооружавшемся в непосредственной близости от места боевых действий и, соответственно, не проводили специальных операций для его захвата или уничтожения.


19 июня правительственная комиссия подписала акт приемки трубопровода и 20 июня, по плану, по нему стало подаваться топливо.


В 1943 году уровень Ладожского озера поднялся так, что вода могла бы затопить наземные сооружения и насосную станцию, которые пришлось перенести дальше от берега. Из-за этого трубопровод стал длиннее: его длина составила 34 километра, из которых он 26 километров проходил по дну. По трубопроводу в Ленинград, войскам Ленинградского фронта и на Балтийский флот поступали бензин, керосин и солярка, которые перекачивались последовательно. Всего по подводному трубопроводу в осажденный город поступило 40 000 тонн топлива.


Подводный трубопровод на Ладожском озере был первым в мире опытом практического воплощения сложного технического проекта. Он сыграл выдающуюся роль в обороне и жизнеобеспечении Ленинграда и помог городу выстоять в годы блокады.