Стимпанк ч1 Становление стимпанка [Длиннопост]

Стимпанк ч1 Становление стимпанка [Длиннопост] Длиннопост, Стимпанк, Диамат

#Эссе написано для видео, но пока-что выложу в качестве статьи.

Добрый вечер. Хочу вас спросить. В чем заключается величие человечества ? Хороший вопрос, не правда ли. Человек создает. Он может как строить так и разрушать. И эту свою противоречивость, он отпечатывает в том, что создает. Заводы, дома, корабли, дороги, машины и искусство. Если с чего и начинать, дак это то, что создал человек. Чтобы, через обычные вещи, как через зеркало, посмотреть на самих себя. Одна проблема, ничто не вечно под луной. Эпохи уходят, сменяют друг друга, но оставляют за собой отпечаток. Отпечаток больший, чем все вещи периода вместе взятые. Культурный отпечаток, который продолжает влиять на нас и по сей день. Поэтому, сегодня, я бы хотел присмотреться к одному из них. Отпечаток, или же, вернее сказать, отражение одной из самых фантастических эпох человечества. Период, когда стальные конструкции ожили, задышали паром, и стали служить нашим предкам. Да, речь сегодня пойдёт о “Эпохе стимпанка”.

Для начала, как и положено любому исследованию, необходимо очертить предмет, хотя бы примерно. Что из себя представляет стимпанк в широком смысле ? Стимпанк – жанр научной фантастики, вдохновленный техническим прогрессом и наукой Англии 19 века.

Отлично, с этого и начнем. Теперь наша задача понять, что такого в Англии тех времен, что производит на нас впечатление, чем отличилась та эпоха, что, смотря на её отражение, мы приходим в некоторое изумление, некоторый восторг. Причем, стоит заметить, что это самое изумление, появляется, даже если мы не знаем во всех подробностях историю Великобритании, а значит, нам хватит общих мазков, чтобы понять в чем суть.

Перейдем к делу. Так как эта эпоха характеризуется промышленной революцией, то причину всех чудес нужно искать там. Промышленная революция – же, в свою очередь явление не только научное, но и общественное, (хоть наука так же и обществена, но об этом чуть дальше), а значит, нам нужен инструмент, в виде метода, чтобы понять причину этого явления. Таким методом является «Диалектический материализм», а точнее  «Исторический Материализм». Если интересны его истоки и почему он так называется, добро пожаловать в список литературы, сейчас же, нам нужна его суть.

Исторический материализм, он же, ИстМат рассматривает общество с позиций труда. Так как это главное отличие человека от животного. Если животному необходимо развивать органы, чтобы приспособиться к окружающей среде, то человек пошел по ветке развития орудий труда. Соответственно, в истмате орудия труда, какими бы они небыли, называются средствами производства. От средств производства зависят производительные силы. Чем круче производительные силы, тем больше мы можем изменять окружающий мир. Производительные силы в свою очередь определяют, что и как будет создаваться и, самое главное, как это будет распределяться. Если силы слабы, и мы находимся на уровне палки-ежа-копалки, то, очевидно, что средства производства принадлежат всем, так как все ёже-палки под один камень не затащишь.

И напротив, когда силы начинают развиваться, тогда, помимо продуктов, которые нужны для обеспечения самого себя, остаются излишки, которые мы, можем начать отчуждать, чтобы развивать другие стороны нашей жизни, например, металлургия, математика, астрономия и т.п. Т.е. переход к следующему общественному строю, от самых примитивных, к самым развитым, невозможен, без роста производительных сил. Иначе, если мы «захотим» устроить рабовладение еще до того, как это станет возможно, помрет с голоду либо раб, либо рабовладелец, так как один человек производит продукт только на одного. 

Это к слову о том, что у человека якобы есть «инстинкт доминирования».
Но здесь я останавливаюсь в рассмотрении Базиса, и мы пойдём дальше, для тех кого эта тема заинтересовала, прошу в источник.

Стимпанк ч1 Становление стимпанка [Длиннопост] Длиннопост, Стимпанк, Диамат

Вместе производственные силы и производственные отношения составляют «базис». На базисе, как вишенка на торте, располагается «надстройка» - она же в свою очередь представляет все общественно – культурные явления, т.е. науку, политику, философию, и т.п. Все вместе, базис и надстройка, образуют общественно-экономическую формацию, однако, простое разделение общества на части еще не дает нам представления о нём. Для того, чтобы понять, почему мы представляем общество именно так, необходимо рассмотреть его в движении, в его развитии. Ведь только в движении мы можем обнаружить диалектическую взаимосвязь. Когда базис влияет на надстройку и надстройка влияет на базис.

Рассмотрим в общем виде смену общественно экономической формации.
Любой политический строй в начале своей жизни несет прогрессивный характер, иначе бы его не существовало. В это время идет развитие производительных сил, при этом строй остается тем же, он может меняться внешне, но суть его всегда одна, распределение прибавочного продукта остается прежним. Далее, в ходе развития производственных сил, возникает более совершенный способ организации труда, но развитие все еще возможно и поэтому, строй остается прежним. Он остается до тех пор, пока он не противоречит производственным силам. Далее, в ходе развития, начинается накопление противоречий, которые приводят к кризисам, после чего следует революционная смена строя и переходный процесс его становления. И из-за смены системы, ранее сдерживаемые возможности с новой силой толкают человечество к развитию.

Стимпанк ч1 Становление стимпанка [Длиннопост] Длиннопост, Стимпанк, Диамат

Эта схема развития относится к любой ОЭФ, к первобытной общине, рабовладению, феодализму, капитализму, коммунизму и так далее. Нам же, нужно рассмотреть эпоху стимпанка. И теперь, при первом же взгляде, становится ясно, что «эпоха стимпанка» соответствует времени, когда капитализм носит прогрессивный характер из-за чего и происходит взрывное развитие науки и возникновение техники.

Предыдущий строй, феодализм, развил земледелие и металлургию до максимально возможных сил, которые при этом строе могут быть. Вместе с тем, он так же подготовил почву для товарного способа производства. Если до этого люди производили, для того, чтобы самим и потребить, а излишек отчуждался помещиком. То теперь становится возможным создавать товар, чтобы обменять его на необходимый продукт. Появилась основа для рыночных отношений, но ей мешают помещики, так как города располагаются на их земле им приходится платить налоги, да и в целом сохраняется привязка к земле.
И несмотря на сложившееся впечатление, что капитализм сложился мирно, сам собой, ни один переход к рыночной экономике не был бескровен, первое что на ум приходит это Английская буржуазная революция, Великая Французская и, как ни странно современная-Российская контрреволюция (Чёрный октябрь).
Так или иначе, любая буржуазная революция снимает ограничения для торговли.
Появляется возможность целенаправленно создавать товар для обмена, возникает, рынок, конкуренция, в этот момент и возникает “эпоха стимпанка”, переход от ручного, малоэффективного труда, к использованию машин. Далее, рынок сам себя съедает и перестает быть прогрессивным, так как по своей же воли развил производительные силы, возникают монополии, произведенный товар, суммарная производимая стоимость которого больше, чем стоимость зарплаты рабочих, становится некому продавать, развивается империализм и из всего этого добра возникает передел рынка, возникает первая и вторая мировая война. Соответственно, для этого есть отдельный поджанр в виде “Дизельпанка”, для которого характерны черты техники второй мировой и мотивы империализма.

Стимпанк ч1 Становление стимпанка [Длиннопост] Длиннопост, Стимпанк, Диамат

кстати, Iron Harvest - идеальный пример для “дизельпанка”

Стимпанк ч1 Становление стимпанка [Длиннопост] Длиннопост, Стимпанк, Диамат

Более конкретно, как выцветает капитализм, поговорим в следующих частях, сейчас важно то, что жанры “Стимпанк, Дизельпанк, (немного АтомПанк), Киберпанк”, следуют друг за другом исторически. И казалось бы, что развитие одного приведет к другому.  Да, историческое развитие, так и произошло, но логическое развитие, это немного другое.
Весь жанр стимпанка, одной своей формой, в виде небрежно раскиданных труб, повсеместным использованием шестеренок и пара ,ставит вопрос, а почему мы восхищаемся этими изобретениями, этой эпохой, этими учеными ? Что осталось в том веке, чтобы так же вольно творить историю сейчас ? 
И ответ на этот вопрос, не загонит нас в страх дизельпанка или тоску киберпанка, а наоборот, даст нам в руки те силы, которые мы и будем использовать, чтобы создать новый век стимпанка, да, без паровых котлов, но с такой же волей к стремлению. 
Вот и получается, что весь жанр находится в поиске причины того взрывного развития нашего общества.

Теперь же, когда мы ответили на основной вопрос жанра, будет ли он законченным ?
- Нет. Более того, зная ответ на этот вопрос, стимпанк и начинает развиваться и приобретать новые формы.

Форма и содержание.
Форма - интересная вещь, на первый взгляд предмет может не выдавать свою сущность, но в ходе взаимодействия с ним, они так или иначе проявятся. “Не все то золото - что блестит”.
Так, красивая [вещь] - может оказаться пустышкой (кстати, я не придумал пример), а фильм про зеков - потрясающей антиутопией (к-ф. Беспредел 1989 г.), как один и тот же смысл можно передать двумя способами (Zella day - East of Eden / ГрОб - Зоопарк), так и один и тот же способ может передать два разных смысла ( Пошлая моли - супермаркет; ПОСТная Херня - супермаркет (cover) ).
Поэтому нам и нужен Диалектический метод анализа, потому-что технологии используемые в жанре, хоть и выделяют жанр на фоне всех остальных, все же не являются его основой, они только часть того прогресса. Нас изумляют не сами паровые технологии, а то, что мы их когда-то жаждили, то, что они ставились в основу нашего труда. Поэтому, стоит отличать стиль и суть. Наверняка вы сталкивались с произведениями в стилистике стимпанка, но с сутью другого жанра.

Например, мультфильмы студии гибли, хоть их зачастую и относят стимпанку, по своей сути, из-за антивоенных мотивов, ближе дизельпанку.

Недавний "Аркейн", который берёт только некоторые элементы стиля, красиво, бесспорно, но поменяй стиль на киберпанк, и не то чтобы много изменится, я бы даже сказал, все станет на свои места.

Дизонерд, и стилистически и по сути ближе к дизельпанку. Все эти аристократические разборки хоть, по форме и ближе к зарождающемуся капитализму, все же дичайшее социальное расслоение, дикая урбанистика и товарный способ производства, говорит об обратном.

SteamWorld Heist - интересный пример, по ходу игры стилистически она меняется раза три, начиная от сочетания стимпанка с вестерном, продолжая сочетанием дизельпанка с  империализмом, заканчивая киберпанком с нотками биопанка. Да, стоит отметить, что последний стиль смотрится слишком выделяющееся. Но как же хорошо подобраны первые два сочетания, которые подчёркнуты музыкальным сопровождением.

Причём, вестерн, в первой локации весьма живо вписывается в тематику стимпанка. За жанр вестернов я не ручаюсь, но можно сказать, что дух времени исходит из той же эпохи. Музыка … я даже не знаю как это описать, просто послушайте [музыка локации] какой-то одинокий вестерн в космическом пространстве, или музыка боя, грохот металла, циклические звуки идеально подходят для кустарного боя. Кстати, в таком же сочетании, стимпанка и вестерна, припоминается к-ф. дикий дикий Запад.

Стимпанк ч1 Становление стимпанка [Длиннопост] Длиннопост, Стимпанк, Диамат

Вторая локация - Роялистов, визуально сочетает дизельпанк и арт-деко, а музыка подчёркивает весь милитаристский стиль дизельпанка.

Стимпанк ч1 Становление стимпанка [Длиннопост] Длиннопост, Стимпанк, Диамат

К сожалению, геймплейно и сюжетно, игра не содержит ничего, ни от стимпанка, ни от дизельпанка, да ей этого и не требуется. Но как же интересно рассмотреть те стилистические элементы, которые она сочетает, и, самое главное, почему они сочетаются.

Все предыдущие произведения объединяет одно, они берут элементы стиля стимпанка, но не исследуют саму суть или исследуют довольно малый кусочек. А есть ли такое произведение, которое бы полностью  исследовало, суть жанра, да, есть и имя ему Frostpunk. Эта игра настолько великолепно передаёт суть жанра, что ей придётся посвятить всю третью часть. А для того, чтобы понять, чем фростпанк так хорош, необходимо разобрать не менее известную игру и мод к ней, Minecraft: Create.

Продолжение следует: "Часть 2 Свобода и необходимость"

Вообще первая моя статья, так что критика анализа и подачи полностью приветствуется.

P.s. Большинство материалов, для первой и для последующих частей было изучено в кружке Вектор, так что, всех неравнодушных, кто так же хочет изучать ДиаМат, приглашаю всех вступать в марксисткие кружки !

Стимпанк ч1 Становление стимпанка [Длиннопост] Длиннопост, Стимпанк, Диамат

https://vk.com/circlevector

P.p.s. Так же стоит отметить работы Тимура Суворкина, забегая вперёд, как и Фростпанк , он сочетает стимпанк и новую экономическую формацию, т.е. коммунистическую, отчего и побудил  меня в принципе проанализировать жанр, чтобы понять, почему две разные формации, отрицающие друг друга, могут быть в чем-то схожи, и это что-то общее одинаково прекрасно.

Стимпанк ч1 Становление стимпанка [Длиннопост] Длиннопост, Стимпанк, Диамат

автор: Тимур Суворкин @artsuvorkin

Литература:

  1. Курс КМБ Вектора. А именно: ИстМат ч1 и ч2
    https://docs.google.com/spreadsheets/d/10I7U2byCqJarTrgnipME...

Приложения:

  1. Steamworld Heist Soundtrack - The Outskirts [Музыка 1 локации]
    https://youtu.be/5AImiJ6Ei7s?si=ZCB7KIYHlP6z-g1N

  2. Steamworld Heist Soundtrack - Scrapper Battle [Музыка Боя из 1 локации]
    https://youtu.be/9mdUlbd511Y?si=QM5PhV_gRylg42nU

  3. Steamworld Heist Soundtrack - The Core
    https://youtu.be/F18gZx7LAZ8?si=v3YP086cTe4EiOQN