Стихи, любовь и подвиг Ивана Земнухова

Стихи, любовь и подвиг Ивана Земнухова История, Герои, Длиннопост, Великая Отечественная война, Молодая гвардия

Ваня Земнухов (если быть точнее, то Зимнухов. Ошибка вкралась при получении документов), один из моих любимых героев. Про таких детей говорят, что можно десяток вырастить. Гордость родителей и большая умница. Его ждало великолепное будущее, если бы не война...

Иван Александрович Земнухов родился 8 сентября 1923 г. в деревне Илларионовка Шацкого района Рязанской области. Помимо младшего Вани в семье было еще двое детей: старший брат Александр и сестра Нина. В 1932 г. девятилетним ребенком вместе с родными Иван переезжает в город Краснодон (тогда еще рудник Сорокино, городом Краснодоном он станет лишь в 1934 г.). После разрухи гражданской войны, страна строилась, открывались новые шахты... Вместе со страной рос и мужал Ваня.

Рос он мальчиком бойким, любознательным. Настоящий непоседа - всегда находил себе дело: то пол подметет, то дрова в поленницу сложит, то сено из стожка дергать поможет. Очень любил животных. В раннем возрасте пристрастился к книгам.

Позднее любовь к литературе выросла в большее, без книги в руках его редко кто видел, он был читателем почти всех библиотек в Краснодоне. Читал быстро, но вдумчиво. В 13 лет Иван начал писать стихи. Вот некоторые из них:


Нас радости прельщают мира,

И без боязни мы вперед

Взор устремляем, где вершина

Коммуны будущей цветет!


или на смерть поэта, посвященные А.С. Пушкину:

Что слышу я? Печаль постигла лиру,

Уж нет того, чьи, прелестью дыша,

Стихи взывали о свободе к миру,

Живою силой трепеща.

Кто не искал с глупцами примиренья,

Услышавши холодный ропот их,

Кто видел родины истерзанной мученья,

Кто для борьбы чеканил стих.

Его уж нет... Но, кажется, меж нами

Он с неизменной лирою своей,

Уносит в мир таинственной Тамары,

По-прежнему он царь души моей.

Он вот, он вот стоит, перед глазами

Мучительно печальный и прямой

Он вот, прельстивший мир стихами

Любимец родины родной.

Но он убит! И кто ж посмел, коварный,

В груди змеиной злобу затая,

Послать его в путь безвозвратно дальний.


Была у Вани и любимая девушка, близкая и дорогая ему. Звали ее Клава Ковалева. В его тетрадке, куда он записывал цитаты из прочитанных книг, есть стихотворение озаглавленное «К». Есть основания полагать, что эти строки посвящены именно Клаве:

Стихи, любовь и подвиг Ивана Земнухова История, Герои, Длиннопост, Великая Отечественная война, Молодая гвардия

Ваши глаза уж сердце покорили.

И образ Ваш, рисующий печаль,

В сердце трепетном путь к любви пробили,

Тот путь ведет в неведомую даль.

Любовь, любовь, кому ты не известна,

Кто не проклял, не обожал тебя.

Ты, как цветы весенние, прелестна,

Как ночь осенняя, жестока и темна.

Я верный раб, всегда я жил тобою,

На миг забыв, я вспомнил тебя вновь.

Изнуренный безумной суетою,

Пришел к тебе, неверная любовь.

Прекрасный облик сердце покоряет:

Кровь по телу движется быстрей,

Улыбка на лице игривая сияет,

Улыбки той, друг, не найдешь ясней.

Миг веселишься, час грустишь,

Не раз дыханьем затаенным

За юною прелестницей следишь...


Среди своих сверстников он выделялся начитанностью, зрелыми суждениями, всегда собранный, сосредоточенный, мечтательный, в очках и с книгой в руке - он напоминал ученого, поэтому в школе его в шутку прозвали «профессором». Ваня обладал широким кругозором. К нему обращались с самыми различными вопросами, и ответы всегда удовлетворяли любопытных. Помимо книг, он интересовался периодической печатью. Районной газеты Ивану было мало, он часто заходил в читальный зал клуба имени Горького, просматривал там свежие газеты и журналы. Только после этого садился за учебники. Мама (Анастасия Ивановна) очень ревностно следила за тем, чтобы уроки были сделаны своевременно и добросовестно.

В семье за Ваней ни разу не замечали ни грубости, ни резкости. Он прекрасно знал трудности семьи и никогда ничего не требовал для себя. Сестра Нина вспоминала: «...бывало дадут родители Ване копеек 10-15 на школьный завтрак, а он купит себе булочку и обязательно с уборщицей поделится: кушайте, мол, я их часто покупаю, а вы никогда. Нередко свои скудные сбережения отдавал родителям, узнав, что накануне зарплаты в доме материальные затруднения».

В 1938 г. Ваню принимают в комсомол. Через год он стал секретарем комитета комсомола школы. В 1941 г. окончил 10 классов. С началом Великой Отечественной войны пытался попасть на фронт, но не прошел медицинскую комиссию по зрению, так как был очень близоруким. Его направили на работу пионервожатым вначале в Первомайскую, а затем - в школу имени А.М. Горького.

В апреле 1942 г., перед самой оккупацией Краснодона, Иван получил направление на курсы следователей в Ворошиловград. Курс «Государство и право» им читал Руденко, будущий главный обвинитель фашистских главарей на Нюрнбергском процессе. Успешно окончив их, он получил направление на работу в Саратов. 12 июля Иван выехал в Ворошиловград, чтобы оттуда с группой товарищей выехать к месту назначения. В Дебальцево их бомбили немцы и он вынужден был вернуться домой и на следующий день выехал сам. Но уехать так и не удалось. По дороге их перехватили немцы и Ваня снова оказался в Краснодоне.

В июле 1942 г. немцы вошли в Краснодон. В период оккупации вокруг Ивана Земнухова сплотилась группа молодежи, которая в конце сентября влилась в подпольную комсомольскую организацию «Молодая гвардия». Он становится членом штаба подпольной организации, ответственным за разведку и конспирацию. Умному и начитанному юноше не было равных в этом деле. Немцы долгое время не могли выйти на след юных подпольщиков и не вышли бы, если бы не банальное предательство поддонка Почепцова. Последний сдал оккупантам самый центр организации. Вот выдержка из протокола допроса М.Е. Кулешова — следователя Краснодонской районной полиции: «2 или 3 января 1943 г. при мне Соликовский допрашивал Г. Поцепцова, и предложил ему назвать участников подпольной комсомольской организации, что тот и сделал: Попов Анатолий, Земнухов Иван, Третьякевич Виктор, Главан, Николаев, Жуков, Мошков, Бондаревы (брат и сестра), Лукашов, Сафонов.

Также Почепцов сказал, что состоял в Первомайской организации и, что всего там было 11 участников и руководил ею Попов. Как общего руководителя подпольной комсомольской организации Поцепцов назвал Третьякевича». (Архив Отдела КГБ УССР, след. Фонд д. I 10399, л. 60).

Что им двигало тогда: обыкновенная трусость или что? Ведь он рос с ребятами, учился с ними... Как ребята могли принять в свои ряды пасынка бургомистра, который служил оккупантам? Неужели не понимали, чем это им грозит? Или не хотели понимать... Юности свойственен максимализм.

Недавно мне рассказали смешную историю про двух и трех украинцев (только не подумайте, что я оскорбляю весь украинский народ). В сложившейся в настоящее время ситуации, как теперь принято говорить, в Украине, этот анекдот имеет большую актуальность.

Вопрос: что такое два украинца?

Ответ: два украинца - партизанский отряд.

Вопрос: а три украинца?

Ответ: три украинца - партизанский отряд с предателем.

Актуален анекдот и в нашей ситуации. Самой большой ошибкой организации было то, что слишком много было втянуто в нее людей.

1 января 1943 г. Земнухов узнал об аресте Жени Мошкова и Вити Третьякевича. Сестра Нина вспоминала: «Ваня собрался идти выручать ребят. Он думал, что его юридические знания помогут им. Оделся, подошел к этажерке с книгами и как-то по-особому спел: «А куда ж ты, паренек, а куда ты? Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты...» У меня по спине пробежали мурашки... Мы и подумать не могли, что видим его в последний раз».

С первого же дня Ваню Земнухова подвергли нечеловеческим пыткам: били двужильным проводом, подвешивали к потолку за ноги, загоняли иголки под ногти, выкручивали руки и ноги, отливали холодной водой, когда он терял сознание.

Однажды Соликовский выйдя из себя, начал избивать Ваню ногами. Земнухов встал и сказал: «Разве так бьют?» и плюнул полицаю в лицо. Тот не простил. Свалив Ваню с ног, Соликовский разбил очки и их стекла вонзились в глаза, в результате чего Иван полностью ослеп.

Каждый день родители приносили передачу. Перенося нечеловеческие пытки Ваня еще находил мужество писать записки с ободряющими словами для родных, которые приклеивал к дну кастрюли. В них он писал: «Обо мне не беспокойтесь, чувствую себя геройски. Привет всем». «Я жив. Нина, как здоровье родителей? С приветом И.З.».

Всего Ваня прислал 6-7 записок.

В одной записке он писал, чтобы ему закатали в хлеб и принесли иголку и суровых ниток.

Боясь, что Ваня хочет навредить себе, иголку родные не посылали, а на записки отвечали регулярно.

15 января 1943 г. молодогвардейцев, истерзанных, кого живыми, а кого мертвыми, побросали в шурф шахты N 5, а потом на них бросали камни, гранаты и старые вагонетки. Четыре дня фашистские прихвостни дежурили у зловещей ямы.

А на следующий день полицаи пришли в дом Земнуховых, сказали, что всех молодогвардейцев отправили в Ворошиловград и потребовали одежду, которой не было, так как раньше родители передали ее для Вани по его просьбе. Но это их не остановило: они начали шарить по квартире и забрали все мужское и другие вещи, которые попались им под руку.

Отец (Александр Федорович) спросил:

- Может быть ему подушку передать?

- Не нужно. Мы ему вчера постелили хорошую постель.

Анастасия Ивановна сначала не поняла и спросила, может быть передать ему что-нибудь покушать, но ответ был тот же:

- Мы его уже накормили.

Отец все понял и сказал:

- Нет больше нашего Вани.

Через четыре дня отца не стало.

Ваню обезглавленного достали из шахты одним из последних. Анастасия Ивановна узнала его только по надетой на нем майке.

13 сентября 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР члену штаба подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» Ивану Александровичу Земнухову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.