20

СССР 1988. Кордовая модель - макет самолета на шнурах-кордах с маленьким, авиамодельным двигателем внутреннего сгорания.

СССР 1988. Кордовая модель - макет самолета на шнурах-кордах с маленьким, авиамодельным двигателем внутреннего сгорания. СССР, Самоделки, Самолет, Кордовый бой

Два человека стоят на поле, круги их моделей пересекаются, а к самолетам прикреплена бумажная лента. Задача срезать винтом своей машины ленту противника, у кого после боя она короче тот и проиграл.

В школу пришел пожилой мужичок с намечающейся лысиной, ему, наверное, было лет 35. И предложил всем желающим вступить в кружки на базе нашего дома Юных Техников. Гагариным у нас уже никто не болел, но самолеты и авиамодели будоражили сильно. Я к тому моменту имел штук 30 пластиковых моделей самолетов и в ближайшую субботу резвым сайгаком прискакал в ДЮТ.

Выяснилось, что Авиамодельный полон на 120%, но вот в автомодельном недобор.

Хоть я был приписан к автомоделям, но ходил обтирать стены в авиамодельный. Там я и познакомился со стариком Костей. Ему было целых 27 лет. Он был электрик на заводе и очень богат. На тот момент он потратил на свою модель больше ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ!

Костя строил кордовую модель «Дракон».

Про Дракона надо рассказать отдельно. В обычных самолетах нервюры крыла дублируются несколько раз. Вплоть до того, что по одному лекалу можно выточить 90% крыльев. Но Дракон был особым самолетом. В нем не было даже двух одинаковых частей. Каждую надо рассчитывать и вытачивать отдельно.

И поскольку Дракон был не обычным самолетом, а на тросиках, то у него были асимметричные крылья и корпус. Эта модель заняла на чемпионате мира кучу наград и Костя нацелился взять что-то подобное. Он выписал бальсу из Африки. Её нельзя было выписать меньше кубометра, и потому его заказ обошелся в 650 рублей. Зарплата моего отца, ИТР высшей категории в горячем цехе, была в районе 200.

Получив дерево Костя начал искать нормальное двигло для Модели.

Для моделей самолетов все ребята пользовались советским двигателем МК-17 за 12 рублей 50 копеек. Очень недешёвый агрегат, но Константин пошел другим путём. Он выписал что-то из Англии за 450 рублей. Описывать быстро, а шли эти покупки ему по полгода, возможно были и бюрократические тонкости, но он нас в них не посвящал.

На сборку и выточку модели он потратил 11 месяцев. Практически каждый день он приходил и 2-4 часа строгал, точил, взвешивал и полировал, добиваясь идеала. Злился, если запарывал элемент, но на следующий день приносил новый кусок дерева и спокойно и методично доводил его до абсолюта.

Наконец наступил день Чемпионата. Мы ожидали нечто попугаисто-крутое с крестами-звездами и черепами. Но Дракон нас поразил – Константин разве что покрыл его тончайшим слоем лака: всё для веса, всё для победы.

Площадка была огорожена сеткой и первым делом шли пристрелочные выступления без противника – надо показать на своей модели фигуры высшего пилотажа, учитываются скорость исполнения и мастерство пилота.

Старик вышел в центр. Мотор привычно зажужжал (это маленькие моторы, у них звук не напоминает автомобильное Р-РРРРР, а скорее з-ззззз). Пошёл разгон и вдруг ПЫМЦ-Ц. Корды порвались и самолет искрой исчез в небесах. Мы стояли как пыльным мешком оглоушенные, Костя просто застыл. Толпой мы ломанулись к нему с единственным вопросом: ну как так?

Выяснилось, что он не поверил прилагающийся ТТХ для двигателя, и решил дать на разгон-форсаж не 3 секунды, а 7. Тросы оторвались на 5-й секунде. На соревнования мы наплевали – эти летающие доски (много раз уже чиненые) мы видели и раньше.

Поиски вели в радиусе 2-х километров, понимая, что асимметрия крыльев могла занести куда угодно. Первые 2 дня очень усиленно, потом уже мимоходом. Но всё же около недели мы питали надежды, а Костя действительно превратился в старика, глубокие морщины и потухший взгляд.

Дубликаты не найдены

+2

Чо за дебил писал? На ЛЮБЫХ кордовах стартах всегда была и есть динамометрическая протяжка системы управления с 10-ти кратным превышением веса модели. Порченые корды ебанули бы только на протяжке. Порчеными они после протяжки могли стать по причине исключительного долбоебизма пилота и механика экипажа, допустивших петлеобразную скрутку корд, приведшую к залому.

В те времена ВЫПИСАТЬ мотор по почте из буржуинства не мог НИКТО и никак(тем более куб бальзы).

раскрыть ветку 3
0

Вот откуда столько снобизма? Мы не были в 100%-й изоляции. Ведь каждый успел выкурить Марльборо, ведь у многих дома стояли банки из под пива разных стран, и меня тогда потряс не факт того, что он выписал бальсу из банавой республики, а факт того, что меньше куба не отпускали. Он ведь использовал доли процента от полученного, но все знали - самое легкое дерево на планете. Впрочем, как я посмотрел, сейчас ситуация не сильно изменилась. Стоимость куба около 110-120 тысяч рублей.

Я делал самолет-планер с винтом на базе сушеной травы, типа бамбука, но нашей, местной. А покрывать её планировал мыльной плёнкой с лаком - для веса. Размах крыльев должен был быть 1,5 метра, а вес не превышать 15 грамм. Винт тоже делался из сушеной травы. Запускать надо было на удочке - леска страхует от падений, но модель летит сама. С мыльными пузырями вышла загвоздка - не получалось как было описано в умных книгах. Так и осталась куча травы в форме самолета.

А мотор я помню - по виду ну чуть-чуть больше, чем МК-17. Правда винт раскрашен был как-то особенно, но я не успел узнать во что складывается узор.

раскрыть ветку 2
+2

Уважаемый, я с 1980 года летал и летаю до сих пор на кордовых моделях.

Пленку для комнатных моделей делали наливая нитроцеллюлозный клей на воду. А вовсе не мыло.

Отечественная солома для изготовления таких моделей подходила очень даже хорошо.

Интернета тогда не было. А каталоги южноамериканских лесопилок на почте не валялись. И куб бальзы по почте - пиздежь. Тем более для постройки единственного самолета. И даже сейчас.

раскрыть ветку 1
0

Нахуя Вася в Африке бальсу заказывал? Она там не растёт. Тура Хейердала Вася не читал видать...

раскрыть ветку 1
0

годы прошли - я могу наврать с три короба, или мне наврали, я точно могу отвечать за саму модель и то как она улетела в небеса. И помню как выглядели чертежи модели Дракон - такое не вытравить. Я видел эту модель в толстенном справочнике. Уверен, что эти чертежи были обязаны сохраниться - культовая модель. Всё.

0
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
0

Здесь многие говорят, что у них главный ценз - количество отпиленных кусков, а у нас был чей хвост короче. Что помнишь ты? И еще, у нас ребята стояли на разных точках, а круги пересекались. Очень старались не врезаться в модель, лучше потерять часть хвоста. Некоторые соревнования были вообще без победителей - слишком дорогая модель для столкновения.

И может меня назначат сказочником, но я помню ТРИ корды.

раскрыть ветку 1
0

Ээээ,я помню две.

0

Объясните, как модель улетела в небеса. Для управления используется два корда, грубо говоря, тянешь за первый - модель летит вверх, тянешь за второй - вниз. Как только рвётся один, модель почти сразу втыкается в землю. Даже если успел оторваться и второй корд, прямолинейного полёта не будет.

Я занимался авиамоделированием значительно позже, но на кружке хранилось множество старых моделей. В них бальса использовалась довольно часто, особенно в свободнолетающих моделях, я сомневаюсь, что кто то выписывал её из Африки.

Когда я этим занимался, по правилам побеждал тот, кто сделает больше отрезов, а не у кого останется длиннее лента. ТТХ двигателя ограничивались в правилах.

Потратить почти год на модель для боя тоже сомнительно. Обычно в этом классе делают довольно простые модели, чтобы было не жалко разбить их. Даже на старт выходят с несколькими моделями, если одна разбилась, ленту перевешивают на запасную и продолжают соревнование.

Про форсаж бред какой то.

раскрыть ветку 2
0

Я сказочник, но я помню ТРИ корды. Возможно-ли такое, или это мне приснилось за десятки лет? Я не могу отвечать за цены и нюансы его покупок - со слов Кости, но ведь у него была кнопка для регуляции газа это 100%. Не представляю как люди сейчас живут просто на двух шнурах - а как они садят-взлетают модель?

0

не знаю как, я так и не стал авиамоделистом и не запускал свой самолет. Еле доделал свою страшненькую машинку, похожую на Ниву.

0

Пожилой мужичёк ЛЕТ 35!! Ебанулись штоле!!??

раскрыть ветку 2
+2

Дружище, ты понимаешь с КАКОГО возраста я вещаю? Да 35 - пожилой, а 27 - Старик. Я думал этот мелкий "сарказм" ясен изначально, я был школьник.

+1

Ну по сравнению с 10-12 летними пацанами пускающими самолётики - дед уже.

-1
Мой батя - препод судо, авиа и автомоделизма. Соревнования по кордрвым моделям у нас (Саратов) еще проходят но участников крайне мало. Больше по пилотажу на р.у. или просто посмотреть
сам всего раз кордовым управлял. Помню как с утюгом крутился - тренировался
раскрыть ветку 1
0

У нас только слухи были про РУ управлении. Я никогда не управлял самолетом, даже машинкой не управлял - запускал по прямой и всё.

-1

Что-то весьма сомневаюсь что в советское время, когда ИТР в горячем цехе получал 200 рублей можно было что-то выписать из Африки и Англии.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

Исключительно вопрос целеустремленности, а судя по этой истории - мало у кого есть дело всей жизни. Зачастую у мега-байкеров меньше стойкости.

-1

..не шнур, а струна, и круги не пересекаются, а два человека стоят в центре одного круга. На соревнования делали по десятку самолётов на лицо, так как били их нещадно, так что котолампа.

раскрыть ветку 7
+1

Мы не делали по 10 моделей - просто не хватало ни времени, ни возможностей, ни движков. И стояли не в центре одного круга, как сейчас ребята стоят, а просто было перекрытие кругов. В данном случае прошу принять на слово - условия и возможности изменились. Модель была одна, выстраданная. И на ней больше просто летали по кругу, чем выставляли против кого-то на бой - она-ж сломается!

Сейчас их изначально продают несколько штук, и все сбалансированны, одинаковы.... Многое изменилось.

раскрыть ветку 2
+1

Да как же рубить ленты то?) Это же догнать надо, а не врезаться? А делали десятками, потому что конструкция элементарная, материала мизер, всё настроено. И пара моторов, на мк 17 только воздушные змеи запускать, калилки были типа ЦСТКАМ-2,5, а из дизелей КМД-2,5.. Они тоже стоили совсем недорого.

раскрыть ветку 1
+1
У нас были не струны, а корды. И по десятку моделей ни как. 2-3 бойцовые и 1 пилотажка
раскрыть ветку 3
0

Здесь пошла тема - я помню 3 корды, а мне все говорят за 2. На 3-ей была "педаль газа". Я несу бред, или ты тоже помнишь это? А как "сажают" нынешние модели?

-1

Корд по определению струна, просто длинная. Качество металла и диаметр один в один.

раскрыть ветку 1
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: