Сплав по р. Надым. 1972 год. Экспедиционный дневник. 01

В бассейне реки Надым в 60-х годах 20 – го столетия нашли крупные  запасы газа.  В этой связи  начались  интенсивные исследования  других природных ресурсов, в том числе и рыбных запасов. Изучением  ихтиофауны Надыма было поручено Томскому госуниверситету, а руководить ихтиологическими и гидробиологическими  исследованиями  назначили меня - младшего научного сотрудника института.

Научные работы в бассейне Надыма начались с 1969 г. Нашей  базой была фактория Хоровая, находившаяся в 7 км от устья реки. В 1969 -1970 гг.  с проводниками – ненцами мы  достаточно подробно обследовали низовья реки с придаточными водоемами, и поднялись до ближайшего крупного притока Надыма – Правой Хетты. В 1971 г. мы на вертолете МИ -8 обследовали многочисленные лесотундровые озера. Базировались в это время в строящемся  городе Надыме, который расположен в 10 км западнее  реки Надым.

И в Хоровой и в Надыме мы много слышали о легендарной личности – Аполлоне, бывшем политзаключенным Надымлага. И вот между  рейсами мы решили съездить в небольшой поселок со странным названием 107 км, расположенный  на берегу Надыма и познакомиться с Аполлоном.

Здесь нужно сказать об этом поселке  с таким странным названием.  История этих цифр такова.  В свое время  Сталину пришла идея построить железную дорогу по  северу Сибири от Европейской части до Чукотки. Реку  Надым  дорога должна была пересекать  в 107 км от его устья. Вот поселок, который там образовался, не мудрствуя лукаво, назвали 107-м километром.  Естественно, дорогу строили  заключенные,  и часть  их жила на 107- м. Необходимо отметить, что в 10-ти км  на запад от реки закладывался город Надым - будущий центр газоносного региона.

Аполлон Николаевич Кондратьев  жил на самом берегу реки в небольшом  домике вместе с миниатюрной  женщиной - хантайкой  Наташей.  Рядом с домом сарай с десятком собак, за которыми  присматривала Наташа.

Апполон Николаевич  -  высокий изможденный старик  с благородными чертами лица, с тонким сухим носом с горбинкой.  По его  словам, он дворянского происхождения, причем семья Кондратьевых была близка к царской.  Родственников в Союзе у него не осталось, ехать  после реабилитации ему было некуда, и он жил на 107-м, работая  на местной гидрометеостанции.