Советский постапокалипсис "Посетитель музея" 1989 г. - мутная идея в горе свалки
Пересматриваю периодически советские фильмы с высоким рейтингом. Очередь дошла до "Посетителя музея" 1989 г., имеющего 7,2 балла в Кинопоиске и IMDB.
Фабула ленты выстроена вокруг образа постапокалиптического будущего. Зрители погружаются в ржавый, пустынный мир, погрязший в грязи и мусоре. Планета Земля почти мертва из-за химикатов, которыми человечество отравило и почву, и воду, и воздух.
Главный герой - мужчина, который приехал из города на берег загрязненного моря, ставший огромной свалкой. Цель его поездки - амбициозная и опасная. Он хочет добраться до некоего затопленного музея. Попасть туда периодически пробуют разные туристы, но получается это далеко не у всех - вода уходит всего на 7 дней - идти очень далеко. Можно заблудиться или просто не успеть вернуться до того, как вернется вода.
А с развитием сюжета мы понимаем, что "Посетитель музея" - это религиозная притча. Это попытка представить как выглядел бы мир, брошенный Богом. И что могли бы делать люди, оставленные на Земле, кроме как погрузиться в вакханалию или взывать "Господи! Выпусти нас отсюда!"
Идея фильма интригует и кажется даже более актуальной сейчас, чем в год своего выхода. Ее можно бесконечно долго сопоставлять с библейскими учениями, с картинами Босха и глобальными мировоззренческими подходами.
Но как художественное произведение "Посетитель музея" довольно убогое зрелище, способное лишь ввергнуть зрителя с депрессию и вызвать чувство безысходности. В нем нет никакой ярко выраженной и ценной идеи. В нем даже нет эстетики. Просто долго-долго тянущийся фильм, в котором абсолютно всё и абсолютно все ужасны, кроме главного богоподобного героя.
Вообще для советского кино конца 1980-х это является отличительно особенностью - эгоистическая история одинокого человека, который вдруг обнаружил себя в совершенно лживом и ненормальном мире, из которого нет никакого выхода. Это конечно отражение надвигавшегося краха СССР и является консистенцией страхов и разочарований авторов лент. Поэтому "Посетитель музея" мне кажется более справедливым сравнивать не столько с постапокалиптическим фильмом "Письма мертвого человека" (снятого тем же режиссером Константином Лопушанским в 1986 г.), сколько с такими фэнтезийными лентами как "Город Зеро" 1988 г. и "Убить дракона" 1988 г.
Подписывайтесь на канал в Телеграм.
Black Maria Кино
611 постов951 подписчик
Правила сообщества
Баню за оскорбление автора