Соцсети мертвы

В последнее время в моей жизни становится все меньше соцсетей. Все реже читаю ленту ВК, в основном слушаю музыку, реже делаю посты. ФБ тоже является одной из постоянных вкладок, куда крайне редко заглядываю. О Твиттере уже забыл, крайний раз его оживлял для тренировки краткости. Ужать мысль в 140 символов не всегда просто. Некогда активный ЖЖ покрыт слоем пыли и завален горами постов, на которые все никак не могу найти времени для чтения. LinkedIn заблокирован в России. Более-менее активным остался инстаграм, как источник сводок городских новостей и происшествий. Последние три месяца сижу на Пикабу. Но это все не ради какого-нибудь эксперимента по выживанию без соцсетей. Просто соцсети уже не те.


Вчера поинтересовался как долго я в контакте - 8 лет и 6 месяцев. Судя по моему id, я в числе первых 2-3% нынешних пользователей. Да, я из тех, кто еще помнит личный рейтинг, основанный на заполненности профиля, который продвигал страницу в поисковой выдаче и который можно было за деньги сделать больше 100%. Изначально регистрировался там для участия в группах студенческих организаций, в которых в то время вел активную деятельность. Потом стало "модно" добавлять в друзья новых знакомых. Все чаще в общении с новыми людьми проскакивали фразы "Добавляй вконтакте". Было множество различных сообществ по интересам. Конечно, по сравнению с нынешним количеством, то так себе множество. Но это реально были группы по интересам, они велись людьми для людей, внутри происходило обычное человеческое общение. Ни о какой рекламе тогда речи не было и в помине. Когда познакомился с Фейсбуком стало очевидно, что Контакт срисован с него, но не как ВАЗ 2101 с Фиат 124, а сделан лучше оригинала. Фейсбук скучноват и с непонятной выдачей ленты. Постепенно стал пробовать писать в ЖЖ. Сначала просто хотел попробовать что-то новое, о чем писать не знал. Потом решил оставить там аккаунт для себя, когда надо выговориться или сформулировать мысль, все остается там. Бывало даже, что в последний момент что-то случается и результат двух часов написания поста теряется, но повторно уже не пишешь, т.к. в процессе первой попытки мысль уже уложил в голове и мысли распутаны в логическую цепочку. ЖЖ как инструмент отслеживания изменений личности. Открываешь такой пост двухлетней давности: "Капец стыдно, ну и дебилом же я был", и еще через пару лет повторяешь. Плюсом ко всему получаешь абсолютно непредвзятое мнение, абсолютно левых людей.


Но потом соцсети захватила реклама. Тот же ВКонтакте хоть и пытается как-то сдерживать ее, но при этом в ленте подряд может стоять рекламная запись и несколько рекламных постов в различных группах. Если в том же ЖЖ, Пикабу или Фейсбуке реклама не навязчива, то пролистывание ленты ВК превращается в пробежку по рекламе с попыткой ухватить хоть что-нибудь интересное. Интересные группы по интересам истреблены. Все. Подчистую. Их место заняли обезличенные паблики, в большинстве из которых нельзя делать подписчику ничего, кроме лайка и репоста. Уникальный авторский контент замещен автопостингом баянов с тупым юмором и различными байками уровня Одноклассников. Порой можно даже заметить в двух абсолютно разных группах серию одинаковых постов. Складывается впечатление, что большинство групп содержится весьма узким кругом коммерческих организаций, ставящих перед собой целью заработок, заполняющих все рекламой и полностью забивающих на контент. А постоянные нововведения только засоряют интерфейс и мешают искать действительно интересную информацию.


Инстаграм заполонили рекламные аккаунты. Ежедневно по десятку фотографов, маникюрщиц, парикмахеров, барыг и прочих стучатся в друзья и лайкают посты, в надежде, что на них подпишутся в ответ. Горе-SMMщики абсолютно не фильтруют аудиторию, доставляя неудобство пользователям и сливая бюджеты рекламодателей на людей, которые никогда не купят предлагаемый товар.


Аудитория соцсетей тоже изменилась. Если раньше люди делились друг с другом интересной информацией, событиями из собственной жизни, генерировали новый контент, то теперь верят в айфон за репост и мерятся количеством лайков под фотографией, засоряя еще больше ленту.


Пожалуй, теперь самое время зависать на Пикабу и возрождать аккаунт в ЖЖ. Такие похожие, но в то же время разные ресурсы, не захламляющие ленту рекламой.


Социальные сети не умирают, они убиваются рекламой и собственными разработчиками.