Солдаты, смотрите как умирают настоящие генералы...
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для просмотра
26 января 1943 г. окружённые в Сталинграде немецкие солдаты наблюдали удивительную сцену. Командир 71-й пехотной дивизии генерал Александер фон Гартманн появился на железнодорожной насыпи. Встав в полный рост, он открыл огонь из винтовки в сторону советских позиций. Естественно, что такое поведение не могло долго продолжаться, он получил пулю в голову.
Генерал давно подумывал свести счёты с жизнью. Паулюс был потрясён, когда ему сообщили о желании Гартманна. Он велел немедленно соединить с ним по телефону и потребовал взять себя в руки. Однако и ему не удалось переубедить командира дивизии.
- В последние часы я хочу быть со своими солдатами, и я иду к ним, - упрямо отвечал Гартманн. После чего положил трубку и ушёл. Это было бегством из жизни, попыткой вырваться из окружающей реальности.
Позже в личных вещах генерала найдут предсмертную записку: «Я не покончу с собой, но постараюсь, чтобы русские это сделали. Я поднимусь во весь рост на бруствер и буду стрелять во врага, пока не погибну. Моя жена – практичная женщина, она сможет с этим жить дальше, мой сын пал в бою, дочь замужем, эту войну мы никогда не выиграем, а человек, который стоит во главе нашей страны – не оправдал наших надежд.»
Возможно Гартманн был одним из первых, кто ощутил психологический перелом в войне. Большинство позже говорило: в исходе войны виноват Гитлер и другие генералы. И лишь немногим удалось преодолеть барьер и сказать: нет, я разделяю ответственность за всё то, что творилось от имени Германии...