Славяне под игом кочевников

Авары с VI века

Знойным летним днем 558 года, жители Константинополя были озадачены необычными всадниками, проезжающими по улицам города.

Рослые и массивные конники в кожаных одеждах, с нашитыми железными пластинами , с длинными волосами, заплетенными в две косы, с двумя пиками за плечами.

Скучающий император Юстиниан принял посольство нехотя и холодно, но был очень неприятно удивлен высокомерием гостей, лидер которых, представившийся Кадиком сообщил императору:

«Я вождь самого великого и сильного из народов.
Племя уар неодолимо, оно способно отразить и истребить противников.
И поэтому тебе полезно будет принять нас в союзники и приобрести себе в них отличных защитников».

Император разрешил им устроиться на земле современной Сербии, но кочевникам эти места не понравились и они перенесли свою ставку на территорию современной Венгрии.

К приходу на Балканы авар, славяне беззаботно осваивали эти края, лишь изредка отражая набеги карательных отрядов императора.
Так случилось, что довольно успешный опыт славян в отражении атак соседей, на аварах дал сбой.
Поэтому 20 тысяч воинов подчинили себе оседлых славян , и по степной традиции, использовали эту массу своих рабов, как пушечное мясо. Славяне подверглись ограблению и унижению.
Авары обращались с ними как с презренными рабами.

Все прочие кочевники редко нападали на славян зимой, в страшные для южан морозы, летом же славяне были надежно защищены глухими лесами, где конница была обречена на бескормицу, а всадников легко было заманить в засаду.
Не боящиеся мороза, авары заходили в славянские селения, жители прятались в лесах, а дальше либо замерзали в них, либо вынуждены были разводить огонь и выдавать себя захватчикам.

В военном плане, славянам нечего было противопоставить аварам.
Император Маврикий сохранил в своем "Стратегиконе" нелицеприятное описание военных талантов славян.

"...Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах.
Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной схватке.
Имея большую помощь в лесах, они направляются в них, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают (как бы) под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред.
Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника...
В общем они коварны и не держат своего слова относительно договоров; их легче подчинить страхом, чем подарками.
Так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то решенное ими тотчас же нарушают другие, так как все они враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступить другому.
В сражениях наибольшую опасность для них представляет метание в них стрел и копий, внезапные нападения из засады и набеги, производимые против них отрядами из разных мест, сражение с пехотой, особенно легковооруженной, в местностях открытых и ровных.
Поэтому нужно заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооруженную, и приготовить большое количество метательного оружия, не только стрел, но и различных видов копий..."

Конечно же, эти почти первобытные люди, были для авар-степняков жалкой пародией на соперника. Воспоминания об аварском иге потом еще долго сохранялись в памяти славян.

«Повесть временных лет» оставила нам яркую картину того, как обры (авары) «примучиша дулебы»: завоеватели запрягали в телегу вместо лошадей или волов нескольких дулебских женщин и разъезжали на них.
Это безнаказанное издевательство над женами дулебов служит лучшим примером униженности их мужей.

От франкского хрониста VII в. Фредегара узнаем еще, что авары «каждый год приходили зимовать к славянам, брали жен славян и дочерей их к себе на ложе; сверх других притеснений славяне платили дань».
Не татаро-монгольское, а аварское ярмо было первым подлинным игом для славян, заключавшимся в массовых изнасилованиях, повальных убийствах и в систематическом грабеже населения.
Основная тяжесть ига легла на плечи западных славян, но учитывая масштаб влияния каганата и восточные славяне не миновали этой постыдной участи.

К тому же из славян авары выставляют огромные армии, собрать которые только в Подунавье было бы невозможно.
Славяне и авары с тех пор всегда выступают на одной стороне: славяне штурмуют греческие города, они же на своем флоте сплавляются по рекам, а в случае неудачи авары вымещают на них свою злость.
Когда например славянский флот был затоплен и войско не пришло на подмогу аварам в полном составе, разъяренный каган Баян стал убивать пришедших.

«Я таких людей пошлю на Римскую империю, потеря которых не будет для меня чувствительна, хотя бы они совсем погибли» говорил каган Баян.
«Венды были долгое время поданными авар, которые использовали их как смертников. Когда бы авары не выступали против других народов, они стояли у лагеря в строю, готовые к бою, пока сражались венды. Если венды побеждали, то авары бросались вперед за добычей, но если венды терпели поражение, то авары поворачивали их и вновь заставляли вступать в битву. Венды звались аварами befulci, потому, что они дважды начинали атаку в боевых порядках, и таким образом, прикрывали авар»

Вот, что ещё пишет франкский летописец о взаимодействии авар и славян: В сражении за Константинополь спасшихся от ромеев славян, посчитав, что они трусы и предатели, авары просто убивали отступающих.
Каган Баян отправил данников кутургуров в количестве десяти тысяч всадников разорять Далмацию.

Когда в бой вступали собственно авары, они вели его до полного разгрома всех сил противников, не довольствуясь лишь тем, что разбили первую линию. Стоит прибавить и психологический фактор ведения войны – внешний вид кочевников авар пугал противников.

Когда в 592 г. каган при осаде Сирмия приказал славянам построить лодки для переправы, они под страхом наказания работали из всех сил. На войне авары выставляли впереди, как мы писали выше, войско славян и понуждали их сражаться.

Авары в течение почти пятидесяти лет VI века укрепляли свою власть над территориями Подунавья, уничтожая одни народы, покоряя и делая данниками другие. Часть славян попала под их господство, часть была данниками, и другая часть вела с ними борьбу с переменным успехом.

Но был ли симбиоз авар со славянами? Думаю, что здесь нужно сказать: нет. Обмен существовал, влияние моды или вооружения – да, но о симбиозе говорить не приходится. Эту ситуацию можно охарактеризовать как сосуществование, где ключевым элементом взаимодействие было «примучивание» аварами попавших под их пяту славян, как, впрочем, и представителей других этносов, менее многочисленных, чем славяне.

Заносчивость и этно-шовинизм свойственен этносам, являющимся ключевыми в таких образованиях, как каганат авар. Взгляд на мир через призму простых социальных понятий: владыка, раб и враг. При этом раб не имел того оттенка, что при классическом рабовладении, под этим термином находились все зависимые: от пленных до данников.
Пик могущества таких объединений одновременно становится и моментом заката. Так произошло и с аварами.

Такое резкое возвышение залетных не могло не вызвать опасения у ведущих игроков Европы - Византийской империи и Империи Каролингов.
Византийский полководец Маврикий, пишет о том, что Византия должна иметь конницу аварского образца, что было успешно реализовано на деле.
Франки, на момент экспансии авар, воюющие в традиционном германском стиле – тяжелая пехота, хирд из копейщиков и минимум лучников, также ломают голову, что им противопоставить опасным азиатам.
И приходят к примерно тому же выводу: в империи франков появляется бронированная конница рыцарского типа, хотя правильнее назвать ее аварским типом.

Первым звоночком краха для авар стало восстание славян.
Мы не знаем достоверно, что это было за государство, каковы были причины, но доверимся Фредегару:

"На 40-м году правления Хлотаря (623 г.) некий человек по имени Само, франк родом из Санса, вместе с другими купцами отправился к тем славянам, которые известны как венды. Славяне уже подняли восстание против авар и против их правителя-кагана.
Сыновья, рожденные от авар славянским женами и дочерьми однажды нашли это постыдное унижение нестерпимым, и поэтому, как я сказал, они отказались подчиняться своим господам и подняли восстание. Когда они выступили против своих угнетателей, Само, о котором я говорил, пошел с ними, и его храбрость вызвала их восхищение: удивительно много авар пало от меча вендов.
Признав его заслуги, венды сделали Само своим королем, и он правил ими 35 лет. Несколько раз они, под его руководством, воевали с аварами, и его благоразумие и храбрость всегда доставляли вендам победу."
Этот внезапный триумф над аварами, показал, что в их державе назрел кризис, а армии уже не столь сильны.

В 658 году держава Само была уничтожена аварами, а на далеком востоке Европы, булгарские кочевники вышли из-под опеки авар и создали свое государство Великая Болгария под руководством хана Кубрата, и понимая неизбежность столкновения с усилившимися хазарами, булгары стали поглядывать на Придунавье и следить как авары стремительно теряют свои позиции.

А задолго до этих событий Константинополь прибыло еще одно важное посольство и оно оставило массу загадок, но позволило стряхнуть молву об аварах, как о несокрушимых воинах.
На этот раз, в Византию явились представители тюрков, во главе с вождем нушиби Эскиль Кюль-иркином с целью добиться от императора выдачи ему авар.

Тюрки сообщили удивительные вещи, дескать они давно идут по следу авар, нашедшими себе приют у границ Рума.
Они - их рабы, которые сбежали, присвоив себе чужое имя «уар», благодаря которому они обманом завладели землями кутигуров (болгар).
А те испугались уар, так как в древности они разбили и их предков и за эту ложь, должны быть наказаны смертью.
Византийский аноним так описывает речь тюркского правителя:

Купились на гнилой базар вы,
Как это свойственно лохам:
Кандик по жизни отморозок
Залетный, как его кенты,
Он лихо колотил понты,
Лукал за фартом в нашем крае.
Он парафинил всех подряд,
Хлебалом щелкая поганым
Себя уаром называл

Как поведали тюрки, их род Ашина происходит от царевича великих хунну, которого вскормила волчица, а затем на них напали авары и сделали своими подданными и принудили ковать оружие в горах, чтобы вооружать своих господ.
Однако тюрки восстали, накопив достаточно оружия, которое утаивали от авар, и неожиданно наголову их разбили, после чего тюрки истребили всех авар, мстя им за столетнее подчинение.
А эти люди, вождь которых представился императору каганом уаров - самозванцы! И их нужно выдать тюркам.

Пока византийцы ломали голову над превратностями исторической судьбы авар, франки не дремали: авары были их главным противником, ликвидация которого была задачей №1.

В 791 году франки выступили в поход на Аварский каганат, их стальная усовершенствованная конница двинулась на восток и это было невиданное зрелище для тех времен.

"По мере того, как войско Карла все более и более приближалось, блеск оружия озарил для людей, запертых в городе, день, более мрачный, чем всякая ночь.
Наконец, показался сам Карл, этот человек из железа, с головой, покрытой железным шлемом, с железными перчатками на руках, с железной грудью и с железным панцирем на своих мраморных плечах, высоко держа в левой руке железное копье, а в правой свой непобедимый меч.
Даже бедра, с которых снимают ремни, чтобы легче садиться верхом, у Карла были покрыты железными полосками.
Щит его был из железа; его конь имел силу и цвет железа. Все, кто шел впереди монарха, рядом с ним и позади него, вся главная часть войска имела такое же вооружение и носила железные сапоги. Железо покрыло поля и большие дороги."

Ведомые своим, почти двухметрового роста, королем Карлом Великим, франки и союзные им славяне и бавары, двумя колонами вошли в Аварский каганат.

Хринги – аварские крепости, окруженные рвами в три ряда, чтобы конница не могла быстро форсировать их, пали один за другим, франкские рыцари яростно истребляли войска язычников, а длинные вереницы обозов с золотом авар потянулись на запад.

В 797 году авары поднялись на войну и бьются насмерть уже с сыном Карла, затяжная война длилась много лет, и вероятно закончилась физически уничтожением былых блистательных завоевателей, которые реанимировали в Европе, скифские методы боя, искусства и государственного устройства.

По свидетельству Эйнгарда, война с аварами была самой значительной и ожесточенной после саксонской войны. Франки понесли большие людские потери и не малые финансовые расходы.
После этого похода, по словам биографа Карла Великого, в Паннонии не осталось в живых ни одного его обитателя, а место, на котором находилась резиденция кагана, не сохранило и следов человеческой деятельности.

Страшный народ аваров, в течение нескольких столетий наводивший ужас на всю Восточную Европу, перестал существовать. В 822 году авары упомянуты в летописях в последний раз. На землях каганата начинают обустраиваться болгары и вновь прибывшие мадьяры.

В византийской хронике IX записан разговор старого аварского воина и болгарского хана Крума. Повелитель болгар спросил врага, почему их держава погибла, а воины утратили былую воинственность. Авар ответил:

«Вначале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратались с лицемерами и ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало источником нашего постыдного несчастья».

Русские летописи также помнили авар и их бесславный конец:
«Были обры телом велики, а умом горды, и истребил их Бог, перемерли все, не осталось ни единого обрина, и есть поговорка на Руси до сего дня: погибоша аки обре»

Славяне под игом кочевников Иго, Славяне, Аварский каганат, Длиннопост