“Сланцы” и будущее нефтянки. Часть 1 - краткосрочная перспектива
Нетрадиционная нефть и “сланцевая” в частности бросили тень на нефтяной рынок на годы вперёд. В предыдущей статье мы обновили модель добычи “сланцевой” нефти в США и опубликовали прогнозы при разных сценариях. Добыча растёт и наши тезисы подтверждаются, но сейчас не об этом. В современном скоростном мире понимание ситуации проясняется с каждым новым отчётом, обзором или даже новостью и есть смысл уследить за ситуацией.
Явления и последствия
Беседуя о “сланцевой” нефти следует обязательно оговаривать контекст: на наш взгляд, это является одним из ключевых факторов непонимания между пессимистами и оптимистами в её отношении. Добыча “сланцевой” нефти составляет лишь несколько процентов от мировой, но это не помешало ей стать основным участником обрушения нефтяного рынка несколько лет назад. Таким образом, небольшие по размеру явления соседствуют с глобальными последствиями. Пессимисты указывают на первое, оптимисты на второе и всё зависит от того куда смотреть. Для понимания пара цифр: добыча сырой нефти (С5+) в мире составляет около 80 млн. баррелей в сутки (МБ/д) и “сланцевая” из них занимает около 4,5 МБ/д. Эти числа несколько варьируются в зависимости от того что считать нефтью.
После того как ОПЕК и Ко продлили соглашение о сокращении добычи до марта 2018 года, “сланцы” стали основным фактором неопределённости на рынке. Пока цены относительно высоки и стабильны, нефтянка США страхуется от ценовых рисков и наращивает капитальные расходы. Это позволяет “небольшому по размеру явлению” увеличивать скорость роста добычи: ежемесячный прирост опять превышает 0,1 МБ/д и “сланцы” вспоминают своё золотое время 2013-2014 годов:
Ниже нуля - снижение добычи, выше - рост.
“Сланцы” присваивают себе сокращения ОПЕК
Но, прошлое и настоящее это всё “аналитический тлен” - гораздо интереснее заглянуть в будущее. Недавно вышел очередной ежемесячный отчёт МинЭнерго США по “сланцам”, благодаря которому можно уточнить прогнозы при различных сценариях. При сохранении на месторождениях текущего количества буровых установок (46% от исторического максимума) и их продуктивности, ситуация до окончания соглашения ОПЕК и Ко такова:
Наша модель отражена синей линией и красным пунктиром
Непосредственные причины роста кроются в том, что ежемесячно бурение новых скважин приносит почти 400 кБ/д добычи, а старые скважины теряют в добыче только 250 кБ/д. Оставшиеся 150 кБ/д и формируют ежемесячный рост добычи:
К концу рассматриваемого периода и сценария месячный прирост сократится в два раза
Прямо сейчас (июнь-июль) добыча “сланцевой” нефти обновит максимум двухлетней давности. На протяжении соглашения ОПЕК и Ко (ноябрь 2016 - март 2018) добыча “сланцевой” нефти вырастет на 1,5 МБ/д - если ориентироваться на сценарий по буровым установкам и нашу модель выше. Это практически равно самому объёму сокращений (1,75 МБ/д).
Также необходимо и проверить себя, сравнив результаты моделирования с мнением ведущих агентств. Издательство “Блумберг” агрегировало прогнозы по изменению добычи “сланцевой” нефти и получило аналогичный результат - рост на 1 МБ/д за 2017 год. На 2018 год прогноз несколько ниже. Похожие цифры привёл и Игорь Сечин (“Роснефть”) на Петербуржском Форуме. С другой же стороны, рост числа буровых установок на “сланцевых” месторождениях не вечен и без прироста цен на нефть через некоторое время рост добычи “сланцевой” нефти прекратится.
Риторические игры
Не стоит удивляться такому взгляду Сечина на сланцы - он уже давно на публичных мероприятиях схожим образом оценивает добычу “сланцевой” нефти (ещё пример) и признаёт серьёзность этого феномена в отличие от своего коллеги по отрасли из “Газпрома”. Александр Миллер же много лет прогнозировал серьёзные проблемы с добычей сланцевого газа и, как мы теперь знаем исходя из его добычи, был неправ. Пикантность ситуации добавляет то, что успехи сланцевого газа гораздо выше, чем “сланцевой” нефти. Если несколько лет назад США были дефицитны по природному газу, то сейчас всё наоборот и страна является нетто-экспортёром газа. К слову, мы обращали на это внимание ещё на заре этих перемен. С нефтью же в США всё несколько “туго”: импорт жидких топлив составляет около четверти (5 МБ/д) от потребления и даже в среднесрочной перспективе “сланцы” полностью эту проблему не решат. Таким образом, оценивая “сланцы” в общих понятиях, не стоит ставить знак равенства между нефтью и газом.
Сокращения без сокращений
Решение ОПЕК отдать свою долю конкурентам взамен комфортных цен может выглядеть сомнительно. Но в таких вопросах стоит обратить внимание и на долгосрочную перспективу: спрос на нефть растёт ежегодно и как мы моделировали в одном из предыдущих материалов, минимум до 2030 электромобили не смогут существенно на него повлиять. А значит у ОПЕК будет достаточно времени нарастить свою долю не обрушив рынок и дополнительного спроса хватит на всех.
Но на самом деле ситуация интереснее. Россия подписала соглашение вместе с ОПЕК и сокращения даже соблюдаются. Но если посмотреть внимательнее, то всё это лишь игра: добычу экстренно повысили перед соглашением и сейчас этот временный прирост обратно сокращают. На примере России:
На данный момент добыча даже выше чем была летом 2016 года - до “сокращений”. Для ОПЕК ситуация аналогична. В итоге, соглашение есть, сокращения есть, ценовой эффект есть, а потерь в добыче и финансах у ОПЕК и Ко нет.
Продолжая аналитическую линию “Мира на пике”, будущее нефтянки в перспективе десятилетий мы опишем в следующей статье, оставайтесь на связи!
Напоминаем, что при помощи нашего бота в мессенджере “телеграм” можно задать другие сценарии изменения буровых установок на “сланцевых” месторождениях и посмотреть что будет с добычей нефти непосредственно.
Отсюда: http://celado.ru/articles/slantsy-i-budushchee-neftyanki-chast-1-kratkosroch/
Выражаясь простым языком - нефть нескоро вернётся к высоким ценам