Сказки Дикого Поля
Сказка седьмая, про то, как жадность скифов сгубила.
Пятьсот лет Грифоны Степью безраздельно правили, и не было на свете силы способной покорить скифов, хоть многие и пытались. За то время у соседей-южан немало империй возникло и порушилось, множество правящих династий сменилось. И каждый новоявленный «Повелитель Мира» Скифскую империю на зуб пробовал, уж больно безлюдными скифские степи виделись, уж больно несметными скифские богатства мерещились. Да только все, кто в степь за шерстью ходил, сами стрижены вернулись.
Много славных побед одержали скифы. Немало ценностей в виде трофеев и откупа своему хакану принесли. Но чем дальше, тем большую роль в жизни скифов не война, а торговля играла. Словно кровеносные сосуды пронизывали скифскую империю караванные пути: с севера везли меха, моржовый клык, мед, зерно; с юга – ковры персидские, вина греческие, благовония индийские; с востока – шелковые ткани, фарфор и ювелирные украшения; с Алтая – золото, нефрит, лошадей….
Те, кто в мире и согласии со скифами жил, большие выгоды от той торговли имел. Эллины в Крыму и на черноморском побережье, с позволения хакана и за определенную мзду, множество торговых факторий открыли, которые быстро превратились в богатые города, ставшие торговыми воротами Европы. Во многом именно благодаря скифской торговле Эллада в античное время на лидирующие позиции вышла и, несмотря на свою раздробленность и бедность ресурсами, боле полувека успешно вела войны с Персией – крупнейшей и богатейшей земледельческой империей того времени: Дарию подчинились территории, ныне разделенные на Узбекистан, Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Кувейт, Азербайджан, Турцию, Сирию, Ливан, Израиль, Палестину, Иорданию и Египет, а заодно туда входила часть Ливии, Болгарии и Греции. И против всей этой объединенной мощи эллинские города-государства не только выстояли, но и нанесли персам ряд сокрушительных поражений, а ведь это те самые эллины, которые, согласно Гомеру, в доскифское время, даже объединив усилия,10 лет не могли покорить единственный город – Трою.
На востоке позицию, аналогичную эллинам на западе, заняло царство Цинь. Через него на Китайскую равнину шли товары со всего Света, через него изделия чжоуских мастеров в Степь попадали. Кстати, скифов предки китайцев называли «юэчжи» - буквально «лунный народ» в противовес «солнечным» кунам. Так вот через скифов-юэчжей в Китай железный век пришел, и опять же первым в этом деле царство Цзинь было. Оттого из захолустного варварского княжества, которое даже на общие съезды ванов не допускали, Цзинь превратилось в регионального доминанта, а позже и вовсе покорило все окрестные земли и создало первую в истории Китайской равнины империю. Циньский Шихуан-ди – император завоеватель, командовавший крупнейшей и могущественнейшей армией своего времени, покоривший все плодородные земли к югу, востоку и северу от своей изначальной ставки, свято соблюдал границы Великой Скифии. Интересно, не будь у него доходов от скифской торговли, смог бы он за 20 лет своего правления покорить все чжоуские царства; проложить сквозь всю страну сеть дорог с тремя полосами движения; построить великолепный дворец Эпан; прокопать в гористой местности судоходный канал Линцюй длиной 36 км; начать строительство Великой Стены и заложить грандиозную гробницу, прославившуюся многотысячной терракотовой армией?
Но если на окраинах многотысячекилометровых караванных путей торговые партнеры скифов такую мощь обрели, то можно себе представить какие богатства в закромах у скифской элиты оседали! Каждому почившему скифскому вельможе в усыпальницу столько золота и драгоценностей клали, что иным царским династиям за столетия успешного правления было не скопить.
Вот это богатство скифов, в конце концов, и сгубило. Сказалось несовершенство степного государственного уклада.
Традиционно хакан налоги не собирал, соответственно и доходами с народом не делился. Сама по себе жизнь у кочевника-скотовода бедная и тяжелая – только-только концы с концами свести да с голоду не помереть, большое подспорье – если молодой джигит с удачной войны вернулся, трофеи привез. Значит, будет у рода-коша, чем соседу калым за невесту заплатить, приданное дочери справить да старца на тот свет с достоинством проводить. Если войны нет, а доходом от торговли хакан только со своими ближними делится, то народ степи быстро нищает. А Грифоны чем дальше, тем больше войны с нищими венедами да кунами вели, предпочитая с богатыми соседями не воевать, а торговать.
Уже то плохо, когда в одном государстве одни на золоте едят, а их соседи один баурсак на троих делят. Но того хуже, когда богатые собственный нищий народ презирать начинают, а именно это с царскими скифами и случилось.
По соседству с киммерийской провинцией, на Кубани да в Поволжье обитали племена савроматов, прозванные так за особую – саврасую, масть разводимых ими лошадей. Слава про тех сивок-бурок даже до берегов Хуанхэ докатилась: в чжоуских хрониках их прозвали народом пестрых лошадей – «бо-ма» по-китайски. В свое время это они помогли кунам покорить киммерийцев, а затем одними из первых влились в Скифскую империю. Во многом благодаря им Грифоны заняли алтайский престол. Это они под предводительством своего хана Скопасиса партизанскими вылазками истощили силы армии Дария, вторгшейся в скифские пределы. Это их руками хакан Иданфирс после победы над персами восстанавливал единство Скифской империи. А уже при правнуке мудрого Иданфирса, при Скиле, воспитанном матерью эллинкой, за славным племенем савроматов закрепилась презрительная кличка «сарматы» - мешочники, ибо все их имущество помещалось в небольшие вьючные мешки из телячьей шкуры – сармы.
Зажрались царские скифы. Куны у них – узкоглазые, савроматы – мешочники, про то, как других обзывали, из памяти людской стерлось, но думается не менее презрительно. Да ладно бы за глаза дразнили, а то в официальных переговорах новые «названия» своих подданных стали использовать! Иначе как бы эти прозвища в европейские летописи попали?
Оскорбительная кличка для степного воина уже достаточное основание для кровной вражды, но Грифоны дальше пошли: курултай по выбору хакана отменили, стали, как южане, власть от отца к сыну передавать; дворцы со множеством слуг в эллинских полисах завели; города ремесленников по степи строить начали…. Но самое главное – стали веру предков забывать, эллинским богам жертвы приносить повадились. Тут уж терпение у подданных кончилось.
Степь восстала. Началась долгая и кровавая гражданская война, длившаяся не одно десятилетие. На западе восстание возглавил савроматский хан Гатал, на востоке – Модэ, кунский полководец из рода Лани. Вначале они со сторонниками Грифонов бились, а в 177 году до нашей эры и между собой в алтайских горах сошлись. Предки наворожили удачу кунам, и командующий их войском Лаошан, сын Модэ, сделал из черепа савроматского царя чашу для питья. Так потомки Оленя-Солнца вернули себе власть над Степью.
Время скифского владычества минуло. Свергнутый род Грифона (они же царские скифы, юэчжи, тохары или пазырыкцы) большей частью покорился победителям, лишь 150 семей бежали с Алтая в Бактрию и Пахлаванское (Парфянское) царство, где у власти стояли скифские династии. Еще часть скифской элиты закрепилась на арендованных эллинами землях в северном Придунавье и на южном побережье Крыма.
Европейский анклав скифов просуществовал до 3 века нашей эры и был завоеван готами, а сами скифы постепенно растворились среди северо-причерноморских народов. Правда, не бесследно. До сих пор на гербах многих правящих родов, а также республик, образовавшихся на месте прежних династий, можно увидеть грифона – олицетворение нерушимого союза тохарских родов Беркута и Барса. Если верить геральдике, скифский след прослеживается в крови австрийской императорской династии Габсбургов и российской династии Романовых. Память о скифском владычестве осталась на гербах Латвии, Крыма, Татарстана, Костромской и Свердловской областей, республик Алтай и Хакасия. А уж сколько древних родов свою родословную от скифов ведут – то ни в сказке сказать, ни пером описать.
Пятьсот лет Грифоны Степью безраздельно правили, и не было на свете силы способной покорить скифов, хоть многие и пытались. За то время у соседей-южан немало империй возникло и порушилось, множество правящих династий сменилось. И каждый новоявленный «Повелитель Мира» Скифскую империю на зуб пробовал, уж больно безлюдными скифские степи виделись, уж больно несметными скифские богатства мерещились. Да только все, кто в степь за шерстью ходил, сами стрижены вернулись.
Много славных побед одержали скифы. Немало ценностей в виде трофеев и откупа своему хакану принесли. Но чем дальше, тем большую роль в жизни скифов не война, а торговля играла. Словно кровеносные сосуды пронизывали скифскую империю караванные пути: с севера везли меха, моржовый клык, мед, зерно; с юга – ковры персидские, вина греческие, благовония индийские; с востока – шелковые ткани, фарфор и ювелирные украшения; с Алтая – золото, нефрит, лошадей….
Те, кто в мире и согласии со скифами жил, большие выгоды от той торговли имел. Эллины в Крыму и на черноморском побережье, с позволения хакана и за определенную мзду, множество торговых факторий открыли, которые быстро превратились в богатые города, ставшие торговыми воротами Европы. Во многом именно благодаря скифской торговле Эллада в античное время на лидирующие позиции вышла и, несмотря на свою раздробленность и бедность ресурсами, боле полувека успешно вела войны с Персией – крупнейшей и богатейшей земледельческой империей того времени: Дарию подчинились территории, ныне разделенные на Узбекистан, Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Кувейт, Азербайджан, Турцию, Сирию, Ливан, Израиль, Палестину, Иорданию и Египет, а заодно туда входила часть Ливии, Болгарии и Греции. И против всей этой объединенной мощи эллинские города-государства не только выстояли, но и нанесли персам ряд сокрушительных поражений, а ведь это те самые эллины, которые, согласно Гомеру, в доскифское время, даже объединив усилия,10 лет не могли покорить единственный город – Трою.
На востоке позицию, аналогичную эллинам на западе, заняло царство Цинь. Через него на Китайскую равнину шли товары со всего Света, через него изделия чжоуских мастеров в Степь попадали. Кстати, скифов предки китайцев называли «юэчжи» - буквально «лунный народ» в противовес «солнечным» кунам. Так вот через скифов-юэчжей в Китай железный век пришел, и опять же первым в этом деле царство Цзинь было. Оттого из захолустного варварского княжества, которое даже на общие съезды ванов не допускали, Цзинь превратилось в регионального доминанта, а позже и вовсе покорило все окрестные земли и создало первую в истории Китайской равнины империю. Циньский Шихуан-ди – император завоеватель, командовавший крупнейшей и могущественнейшей армией своего времени, покоривший все плодородные земли к югу, востоку и северу от своей изначальной ставки, свято соблюдал границы Великой Скифии. Интересно, не будь у него доходов от скифской торговли, смог бы он за 20 лет своего правления покорить все чжоуские царства; проложить сквозь всю страну сеть дорог с тремя полосами движения; построить великолепный дворец Эпан; прокопать в гористой местности судоходный канал Линцюй длиной 36 км; начать строительство Великой Стены и заложить грандиозную гробницу, прославившуюся многотысячной терракотовой армией?
Но если на окраинах многотысячекилометровых караванных путей торговые партнеры скифов такую мощь обрели, то можно себе представить какие богатства в закромах у скифской элиты оседали! Каждому почившему скифскому вельможе в усыпальницу столько золота и драгоценностей клали, что иным царским династиям за столетия успешного правления было не скопить.
Вот это богатство скифов, в конце концов, и сгубило. Сказалось несовершенство степного государственного уклада.
Традиционно хакан налоги не собирал, соответственно и доходами с народом не делился. Сама по себе жизнь у кочевника-скотовода бедная и тяжелая – только-только концы с концами свести да с голоду не помереть, большое подспорье – если молодой джигит с удачной войны вернулся, трофеи привез. Значит, будет у рода-коша, чем соседу калым за невесту заплатить, приданное дочери справить да старца на тот свет с достоинством проводить. Если войны нет, а доходом от торговли хакан только со своими ближними делится, то народ степи быстро нищает. А Грифоны чем дальше, тем больше войны с нищими венедами да кунами вели, предпочитая с богатыми соседями не воевать, а торговать.
Уже то плохо, когда в одном государстве одни на золоте едят, а их соседи один баурсак на троих делят. Но того хуже, когда богатые собственный нищий народ презирать начинают, а именно это с царскими скифами и случилось.
По соседству с киммерийской провинцией, на Кубани да в Поволжье обитали племена савроматов, прозванные так за особую – саврасую, масть разводимых ими лошадей. Слава про тех сивок-бурок даже до берегов Хуанхэ докатилась: в чжоуских хрониках их прозвали народом пестрых лошадей – «бо-ма» по-китайски. В свое время это они помогли кунам покорить киммерийцев, а затем одними из первых влились в Скифскую империю. Во многом благодаря им Грифоны заняли алтайский престол. Это они под предводительством своего хана Скопасиса партизанскими вылазками истощили силы армии Дария, вторгшейся в скифские пределы. Это их руками хакан Иданфирс после победы над персами восстанавливал единство Скифской империи. А уже при правнуке мудрого Иданфирса, при Скиле, воспитанном матерью эллинкой, за славным племенем савроматов закрепилась презрительная кличка «сарматы» - мешочники, ибо все их имущество помещалось в небольшие вьючные мешки из телячьей шкуры – сармы.
Зажрались царские скифы. Куны у них – узкоглазые, савроматы – мешочники, про то, как других обзывали, из памяти людской стерлось, но думается не менее презрительно. Да ладно бы за глаза дразнили, а то в официальных переговорах новые «названия» своих подданных стали использовать! Иначе как бы эти прозвища в европейские летописи попали?
Оскорбительная кличка для степного воина уже достаточное основание для кровной вражды, но Грифоны дальше пошли: курултай по выбору хакана отменили, стали, как южане, власть от отца к сыну передавать; дворцы со множеством слуг в эллинских полисах завели; города ремесленников по степи строить начали…. Но самое главное – стали веру предков забывать, эллинским богам жертвы приносить повадились. Тут уж терпение у подданных кончилось.
Степь восстала. Началась долгая и кровавая гражданская война, длившаяся не одно десятилетие. На западе восстание возглавил савроматский хан Гатал, на востоке – Модэ, кунский полководец из рода Лани. Вначале они со сторонниками Грифонов бились, а в 177 году до нашей эры и между собой в алтайских горах сошлись. Предки наворожили удачу кунам, и командующий их войском Лаошан, сын Модэ, сделал из черепа савроматского царя чашу для питья. Так потомки Оленя-Солнца вернули себе власть над Степью.
Время скифского владычества минуло. Свергнутый род Грифона (они же царские скифы, юэчжи, тохары или пазырыкцы) большей частью покорился победителям, лишь 150 семей бежали с Алтая в Бактрию и Пахлаванское (Парфянское) царство, где у власти стояли скифские династии. Еще часть скифской элиты закрепилась на арендованных эллинами землях в северном Придунавье и на южном побережье Крыма.
Европейский анклав скифов просуществовал до 3 века нашей эры и был завоеван готами, а сами скифы постепенно растворились среди северо-причерноморских народов. Правда, не бесследно. До сих пор на гербах многих правящих родов, а также республик, образовавшихся на месте прежних династий, можно увидеть грифона – олицетворение нерушимого союза тохарских родов Беркута и Барса. Если верить геральдике, скифский след прослеживается в крови австрийской императорской династии Габсбургов и российской династии Романовых. Память о скифском владычестве осталась на гербах Латвии, Крыма, Татарстана, Костромской и Свердловской областей, республик Алтай и Хакасия. А уж сколько древних родов свою родословную от скифов ведут – то ни в сказке сказать, ни пером описать.