Шрифт Брайля: о том, что это такое, и мой опыт использования

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Шрифт Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт.

Его разработчик – Луи Брайль (1809-1852) потерял зрение в три года из-за травмы, полученной в мастерской отца. Уже в возрасте 15 лет юноша создал рельефно-точечный шрифт. Надо сказать, что это был не первый такой шрифт, но он был более простой в использовании.

Во время написания статьи я узнала пару занимательных фактов:

  • Луи Брайль вдохновлялся «ночным шрифтом» капитана артиллерии Шарля Барбье. Википедия пишет, что в то время «ночной шрифт» использовался военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте.

  • Шрифт Брайля был первой системой записи с двоичным кодированием».

Для того, чтобы использовать данный шрифт нужен специальный прибор и грифель к нему, бумага должна быть плотной.

Шрифт Брайля: о том, что это такое, и мой опыт использования Личный опыт, Шрифт Брайля, Слепые, Длиннопост

Прибор для письма по Брайлю (фото взято из интернета)

Шрифт Брайля: о том, что это такое, и мой опыт использования Личный опыт, Шрифт Брайля, Слепые, Длиннопост

Грифель для письма по Брайлю (фото взято из интернета)

Шрифт Брайля: о том, что это такое, и мой опыт использования Личный опыт, Шрифт Брайля, Слепые, Длиннопост

Процесс письма по Брайлю (фото взято из интернета)

Шрифт Брайля: о том, что это такое, и мой опыт использования Личный опыт, Шрифт Брайля, Слепые, Длиннопост

фото взято из интернета

Этим шрифтом можно писать даже сложные математические символы, но, скажу честно, если не можете удерживать длинный пример в памяти – будет сложно заниматься математикой. Конечно, можно нащупать грифелем ранее выдавленные точки, но это долго, как и вытаскивать лист из прибора.

В Брайле существуют многоклеточные знаки, состоящие из двух и более знаков, по отдельности имеющих свои функции, например, знак корня, проценты и пр.; дополнительные знаки (большие и малые буквы разных алфавитов, цифровой знак и т. д.).

Также существуют некоторые различия в пунктуации, например, не ставится пробел после запятой, перед тире, между знаком номера и числом.

Я 10 лет училась в школе, используя шрифт Брайля. Нам всегда говорили, что для нас очень важно постоянно читать и писать данным шрифтом, нарабатывать скорость, потому что мы будем использовать его повсеместно, однако мой опыт и опыт моих знакомых показал, что в современном мире важнее быстро печатать и владеть новыми технологиями. Однако, Брайль полезен тем, что позволяет наиболее легко и качественно освоить правила письма.

У него есть ряд недостатков: большой размер книг, поскольку знаки достаточно большие; дороговизна бумаги для письма; медленный темп письма и чтения; шум во время письма. Но главный минус в том, что далеко не все смогут прочитать написанное.

На самом деле, опыт обучения в классе, где много учеников-брайлистов очень интересен. У нас были свои фишки.

Например, мы умели подслушивать ответы друг друга на тестах. Делалось это достаточно просто. По брайлю сложно писать бесшумно. Быстро, наверно, вовсе невозможно. До урока мы договаривались, что как можно быстрее должны написать номера вопросов или хотя бы первого, если не знали, сколько вопросов планировалось. Затем мы ждали, когда прозвучит вопрос, ответы следовало начинать писать после того, как учитель закончит говорить.

Вопрос прозвучал, ответ записали. Несколько секунд тишины. Если надо писать номер следующего вопроса, делаем это сейчас и быстро, чтобы не путать друг друга при ответе. Затем звучит новый вопрос, все повторяется.

В букве А одна точка, в букве Б – две, в В – четыре, в Г – четыре, в Е – 2.

Если вариантов ответов больше, чем три, то приходится ориентироваться не только на количество проколов, но и на ритм, в котором их ставят одноклассники. О ритме тоже договаривались заранее.

Когда мы учились в начальной школе, мы очень расстраивались, что нельзя сказать, что не сделали домашку из-за отключения света. Но были и плюсы! За пределами школы почти никто не знал Брайль, следовательно, была крайне низка вероятность того, что кто-то прочтет личные записи. Можно читать книги в темноте, опять же!

Ах да, почерк в брайле невозможен, поэтому можно было просить друг друга помогать с домашними заданиями. Хотя, в моем классе училась девочка, которая почему-то очень-очень сильно выдавливала точки, поэтому ее работы можно было узнать из тысячи.

Когда я встречаю надписи шрифтом Брайля где-либо, я, как правило, читаю их. Это бывает очень забавно. В лифте одного из домов я нащупала брайлевское обозначение кнопок. С цифрами было все хорошо, но вот внизу находилась кнопка с каким-то винегретом из точек, который я смогла сложить только в слово «Жуть». Как потом оказалось, в плоскопечатном варианте там был изображен колокольчик.