Сгоревшая церковь в Кондопоге - какой она была
Новость меня сильно расстроила, т.к. был в этой церкви в 2015 году во время поездки вокруг Ладоги и Онеги. Очень мне понравился этот памятник культуры, поэтому хочется рассказать о нём некоторые факты, которые удалось узнать во время посещения. Текст практически полностью скопирован с моего же поста в ЖЖ с отчётом о той поездке. Данных немного, но вкупе с фотографиями мне они кажутся достаточно интересными, чтобы поделиться.
Об этой церкви я узнал задолго до поездки из телепередачи "Мастера". Она является чем-то вроде местного чуда света. Построена в 1774 году карельскими мастерами-плотниками. Без единого гвоздя, 42 метра. Из инструментов только топор, скобель, да очень редко пила. Стоит до сих пор, недавно был лишь небольшой ремонт - подгнили некоторые венцы сруба.
Внутри церковь выглядит не совсем стандартно.
Сразу меня как-то смутили столбы, поддерживающие потолок. Я задал вопрос сторожу, и он ответил, что эти столбы действительно не просто так похожи на языческих идолов. По его словам во время строительства церкви их использовали, чтобы привлекать ещё не до конца поверивших в Христа безбожников. Якобы в Карелии, несмотря на то, что остальная Русь уже много веков как православная, на тот момент сохранилось ещё много язычников. Ещё смотритель поделился тайной окраски этих столбов: оказывается, синюю краску изготовляли из черники. Ну а красную, наверное, из клюквы или брусники. Подтверждения всему этому я нигде не нашёл, остаётся поверить на слово.
Свод изображает божественную литургию. Т.к. экскурсовода в церкви не было, мы могли лишь гадать, кто и когда нарисовал всё это. Уверен, что данные такие имеются, даже несмотря на то, что к церкви в принципе относятся наплевательски. На фото почти не видно, но пол очень сильно просел и накренился в сторону стены, в которой сделан проход к алтарю. А ведь относительно недавно здесь велись реставрационные работы.
К примеру, данная икона. Размеры её настолько велики, что она не проходит в достаточно широкие двери - приходилось реставрировать прямо на месте.
Небезынтересна технология, с помощью которой иконописцы добивались невероятной стойкости и яркости красок даже через несколько сотен лет. Оказывается, после того, как икона была написана, её покрывали слоем рыбьего жира, который предохранял полотно от воздействия окружающей среды. Современным реставраторам требуется очень аккуратно снять поблекший и потерявший первоначальный лоск слой жира, восстановить, если надо, повреждённые места и по новой нанести защиту. Бумажки, которые видны на фото, наклеиваются перед последней стадией. Т.е. под ними икона всё ещё не защищена. По словам смотрителя в таком виде икона стоит уже с 2010 года...
Ну а по фото ниже можно понять, почему церковь горела аки факел - сосна очень сильно потрескалась, плюс жаркое лето высушило её ещё сильнее.
В общем, думаю, не было ни единого шанса у пожарных. Очень очень жаль... Действительно невосполнимая потеря для культуры Карелии.