Сертификация и декларирование продукции  с точки зрения производителя и потребителя

Всем привет!

Пишу Вам пост на такую тему, как сертификация и декларирование товаров и услуг на территории Таможенного союза. Скорее всего, я не умею пользоваться поиском, или всем это и так известно, но постов я не нашел и ..и типа пишу этот (первенец).

Почему пишу? Мне что кажется, что у населения есть проблема, связанная с темой бумажной волокиты при старте бизнеса.

Возможно, и я надеюсь на это, что пост поможет некоторым стартующим бизнес(ву)менам сейчас сэкономить на бумагах. А это будет немало, буду честным.

Итак, сертификат и декларация – это бумага, которую Вы должны предъявить на таможне и проверяющим органам при, соответственно, ввозе товаров на территорию России (и стран ЕАС) или при проверке магазином товаров в любой момент времени.

Зачем они нужны?

1) Удостоверить, что продукция безопасна;

2) Обозначить, что это за продукция, что входит в состав, какие условия хранения, какие марки и линейки представлены.

Чем отличается сертификат от декларации?

Сертификат – это бумага (я и дальше буду упорно называть их бумагой, а не документом или еще как либо), которая: подписывается лабораторией, печатается на бланке гос. образца, имеет ФИО, печать+подпись от руководителей лаборатории и органа по сертификации.

Сертификация и декларирование продукции  с точки зрения производителя и потребителя Евразийский экономический союз, Соответствие, Декларация соответствия, Документы, Длиннопост

Декларация – это бумага, которая печатается на обычном листе А4, имеет информацию о самом производителе и печать+подпись от самого производителя.

Сертификация и декларирование продукции  с точки зрения производителя и потребителя Евразийский экономический союз, Соответствие, Декларация соответствия, Документы, Длиннопост

В каком случае оформляется сертификат, а в каком – декларация?

Все решают перечни.

Дальше идет тяжелая артиллерия, которую я не хочу усложнять, поэтому просто проскользните по этой информации сознанием.

С некоторых пор, точнее – с 2011, 5 стран (Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизстан) оформили свои отношения как Евразийский таможенный союз, ЕАС. Страны совместно разработали и внедрили Технические регламенты, которые регулируют этот самый документооборот по товарам в пределах ЕАС.

У Технических регламентов есть номера и названия, а так же доступные всем на свете электронные версии. По ссылке вы можете ознакомится с всеми существующими регламентами и их номерами, а так же перечнем продукции, которая должна иметь соответствующие документы.

Например, наиболее частый регламент по работе – 021 «О безопасности пищевой продукции» (так и вбивайте в строчку поисковика).

Это самый простой регламент – вся, вся пищевая продукция есть в его «Перечень продукции, подлежащей подтверждению соответствия в виде декларирования». То есть: ввозите ли Вы кокосы из Тайланда или же производите караваи в России – документация в виде декларации. Только в случае с коко(кококо)сами Вы сперва покажете декларацию на таможне, где ее придирчиво посмотрят левым глазом, а потом уже будете показывать покупателям, представителям магазинов и всем, кто спросит.

Пищевая продукция мясная, например, попадает под 021 регламент, и под 034 – «О безопасности мяса и мясной продукции», но все равно только декларируется, просто в декларацию записывают два номера регламента.


Я не знаю, почему не сертифицируется, это было решено в далеком 2011 году экспертами, высоты которых мне и не снились, поэтому думайте сами, решайте сами, почему на документах к сыру не нужна печать лаборатории, которая этот сыр проверяла..


«Перечни» решают и дальше.

В какой перечень записана Ваша продукция, тот документ и нужно на нее оформлять. Это очень легко, если знаешь об этом. Чаще никто не в курсе, что такое «технический регламент», какие документы нужны, что такое «код ТН ВЭД», что значит «нормативный документ»...

Давайте рассмотрим ситуацию с Вашей стороны, на основании уже полученных данных. Например, вы собираетесь (продавать пончики) лепить пельмени в сарае, самостоятельно упаковывать и продавать в Атланты типа Дыркси или Потерочка.

От Вас сразу спросят магазины: где сопроводительные документы?

А Вы ни сном, ни духом? Вы думали, что будете делать пельмени по рецепту бабушки и упаковывать в крафт пакет, устойчивый к распаду молекул при варке, чтобы просто кидать нераспакованную пачку пельменей в воду и не получать эти пельменные ожоги. Замечательно, какие еще документы?

Как говорится - Вы неизвестный человек, «мало ли что вы упаковываете? Так и сладкий хлеб можно продавать». Это, впрочем, реплика законоделов, которые и ввели документационный контроль за производителями. Ед что, как обычно, у нас в ЕАС с контролем никак.


По порядку – вернемся к пельменям.

Вы, как производитель, на момент производства, уже должны иметь на руках нормативный документ - ГОСТ или Технические условия. Это, думаю, многие знают и хвала небесам, так проще. ТУ или ГОСТ – непременно. Поэтому, раз.

Второе – это непосредственно декларация соответствия 021 техническому регламенту «О безопасности пищевой продукции». К пельменям, если они у Вас все-таки мясные, добавляется вышеуказанный 034 мясной, и 029 «о безопасности пищевых добавок..» если есть соли, разрыхлители и прочее. Если вы уже запутались, не переживайте – список регламентов Вам бесплатно определит консультант на телефоне любого центра по сертификации. Тот же консультант-разводила просто обязан присвоить вашей продукции код ТНВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза).

На самом деле присвоение кода изи самостоятельно, и делается при помощи спец-сайта за 5 минут. ВАЖНО правильно присвоить код, обратить внимание на описание кода, чтобы впоследствии не иметь проблем с вопросом – «Почему у Вас код на свеклу, а в бумаге написано про пельмени?». Поисковик, например.

Третье, обязательное с 1 июля 2018– протокол испытаний. В правильных лабораториях будет так: у Вас берут ГОСТ или Ваши ТУ, пельмени, везут в лабораторию, и проверяют, насколько Вы наврали по параметрам грибков, бактерий и тяжелых металлов. Если все «окей», то Вам выдают эти протоколы, их номер вписывают в декларацию, декларацию и протоколы отдают Вам.

Итого – минимум 2, а зачастую 3 документа – технические условия, декларация о соответствии и протокол на Ваши пельмешки.


Вы подумаете – ну и хорошо, а сколько это стоит? И что будет в неправильных лабораториях (90%)?

А дальше идет момент, во время которого многие уже хватаются за голову (если Вы не имеете богатого родственника или не являетесь им).

Лично в нашей конторе, хорошо распиаренной, стоимости:

1) Разработка технических условий – 9 000 на пищевую продукцию

2) Декларация о соответствии на пищу – от 8 до 15 тысяч на срок от 1 до 5 лет

3) Протокол испытаний - 7-10 тысяч.

Итого – минимум 24 кесаря. Не смертельно, но и приятно ли, особенно на старте?


Давайте посмотрим, как будет проходить получение бумаги через такие центры по сертификации с контактами в стандартных лабораториях, номера и сайты которых вылезут сразу, как вобьете в поиск слово «сертификат».

Вы звоните по указанному номеру телефона, или оставляете обратную связь в специальной форме. Менеджер, с готовностью встречает Вас и определяет, с какой продукцией Вы явились. В процессе разговора, работник центра выбирает, какую Вам ставить наценку – 100, 200% или выше, в зависимости от Вашей готовности переплачивать. Далее – Вам объясняют, как хорошо Вы попали именно к ним, что Вам дают самый шоколадный вариант: «это выгодно и мне и Вам». На самом деле шоколадный вариант – это вы.

Образцов от Вас не потребуется, если это что-то «обычное» типа пищи, одежды, бытовой электроники, книг, парфюмерно-косметической продукции, в общем, все то, что касается каждого из нас каждый день. Лаборатории просто не хотят делать так называемые «реальные испытания» и действительно проверять бытовуху, потому что неправильная лаборатория имеет сумасшедший объем заявок на протоколы испытаний.

То есть Вы приносите деньги и заполняете заявку (по сути указывая все данные, которые и будут вписаны в бумагу), Вам выдают документы. А если пельмени со свинцом, или на самом деле из хомяков, или в них вообще нет мяса – этого никто проверять не будет и Вы, как потребитель и производитель останетесь в неведении.


Зная это, теперь Вы будете хмыкать каждый раз, когда услышите «вся продукция имеет соответствующие свидетельства и сертификаты», потому что это будет означать – производитель немного переплатил и включил «отбивку бумаги» в себестоимость товара.


Что же делать, если хочется по правильному, без офисных паразитов на спине, переплаты, документов с «органа-помойки»?

Во-первых, знайте – документы имеют право выдавать только специальные Органы по сертификации и Лаборатории, прошедшие гос.Аккредитацию.

Вы подумаете – Органы? Были же Центры? Это одно и то же?

Нет, и вот где зарыта большая часть собаки. Центр по сертификации – это такая комната с планктоном, который ничего не выдает и не может. Он только берет с Вас наценку и собирает документы в пакет, который бы вы и сами спокойно собрали. Орган по сертификации – это зарегистрированный в РосАккредитации гос или коммерс, который может печатать и регистрировать декларации и сертификаты. Лаборатория (чаще в связке с органом) выдает протоколы испытаний, на то она и лаба.

Еще раз - лаборатория испытывает вашу продукцию, орган – регистрирует документ о Вас и вашей продукции, Центр – берет с вас бешеную комиссию и оказывает консультационные услуги так сказат(б).

И что тогда делать, если Вам нужны документы, а Вы не хотите связываться с Центрами? Обращаться непосредственно к Органам. Например, на сайте ФАС в разделе «Реестры» указано по пунктам, к кому обращаться (п.1), как проверить подлинность документов (п.2,3), у кого обсуждать сложные вопросы (п.4) и архив по всем пунктам (п.5).

Не нужно слушать тех, кто уверяет, будто Органы никогда не работают напрямую – ерунда. Центры давят любыми доводами, от «они даже не будут Вас слушать» до «они не имеют права Вас консультировать». Органы для того и создаются, чтобы создавать документы, и большинство из них Центры явно недолюбливает за попытки делать без образцов и в обход всех норм и правил.


Еще кое-что.  Допустим, Вы производитель батареек. И посмотрели по сайту регламентов и ФАС, кто бы мог испытать и засертифицировать Ваши батарейки, но обнаружили, что их нет ни в каком списке. Это не значит, что на батарейки не требуется документы – это значит, что продукция входит на данный момент только в Национальную часть постановления России в сфере сертифицирования, иначе говоря – ГОСТ Р. Список продукции, требующей сертификат именно национального образца можно посмотреть в последней редакции Постановления №982 (например).

И еще возможный вопрос – «Если я открыл пельменную, и у меня есть ассортимент из разных начинок – мясо, творог, птица, ягоды, то нужно оформлять декларацию на каждый вид пельменей отдельно, начинки же разные?». Ответ – нет. Законоделы все-таки не садисты (не настолько), и для еды на вынос есть отдельная документация, называется ХАССП (или ИСО 22000 для посвященных). Поэтому если планируете открывать кафе, не беспокойтесь – нужен будет один документ на юр. лицо.


Надеюсь пост окажется полезен, и возникнут вопросы и уточнения, на которые я с радостью дам ответ.

Всего доброго!