81

Seiko 75RW '1982: Синкансэн

Задумайтесь на минутку: что вы знаете о служебных часах?

Военщина какая-нибудь, наверное, да?

Или водолазные.

Или морской хронометр. Да, точно, наверняка хронометр! Это ж квинтэссенция часов.

И вы почти правы: речь пойдёт действительно о хронометре. Только не морском — сухопутном.


Если в море часы нужны в большей мере для вычисления координат, то на железной дороге их, так сказать, используют по прямому назначению. Без хронометра невозможно вписаться в график, что означает неприемлемый ущерб. Поэтому уже в начале 20-го века карманные часы были призваны на железнодорожную службу, а их главные черты были определены следующими:


— контрастный и легкочитаемый циферблат,

— наличие секундной стрелки и всех секундных делений,

— возможность остановки механизма для точного выставления времени,

— высокая точность хода.


Часы, соответствующие таким требованиям, назывались "Railroad Approved" — "одобренные для ЖД", то бишь.

Давайте посмотрим на типичного представителя начала века:

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

Красным кружком отмечен рычаг переключения механизма в режим настройки. Нет, это не анахронизм: в то время уже выпускались часы с привычным нам функционалом: вытягиваешь головку — механизм останавливается + можно перевести стрелки. Однако для служебных часов такая схема неприемлема: головка может быть вытянута случайно — например, зацепившись за край кармана. Поэтому на часах Illinois, что на фото выше, для установки стрелок нужно было отвернуть рант со стеклом, вытянуть рычаг — и после этого крутить стрелки головкой. А на хронометрах Hamilton, например, применялась утопленная в корпус кнопка: её нужно было нажать чем-нибудь острым — замок освобождался и позволял вытянуть заводной ключ в положение перевода стрелок.


Конечно, в "Railroad Approved" ставились механизмы высокого класса: полностью на камнях, настроенные для пяти положений и разной температуры:

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

Красота, правда?

Теперь давайте плавно перейдём к сути поста и посмотрим на одни из первых японских "Railroad Approved" — 1931 год, производство Seiko. Есть что-то общее с Illinois, верно?

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

А это Seiko Type 19, производились с 1921 по 1940. Тоже "Railroad Approved":

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

Иной шрифт оцифровки — а вот стрелки не поменялись. Ну, секунда, разве что.


А вот Seiko 75RW, господа. На кварцевом калибре 7550A, производство с 1978 по 1987, фабрика Suwa. Мой экземпляр из октября 1982.

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

Исторически так сложилось, что для железных дорог Японии хронометры выпускает Seiko. Первые модели были механическими, с 1976-го перешли на кварц. Я покажу вам групповое фото практически всех железнодорожных Seiko, герой этого поста — в левом нижнем углу:

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

Думаю, вы заметили, что оформление и размеры плюс-минус неизменны. Даже секунда, переехав из боковой в центральную, не поменяла общих контуров — ниже я объясню, почему.


Кстати, у механической модели, что в левом верхнем углу, при выдернутой в положение настройки заводной головке секундная стрелка останавливалась не сразу — тормоза позволяли ей дойти до отметки "60" и после этого останавливали механизм. Довольно удобно, как по мне.


75RW — это вторые кварцевые железнодорожные Seiko. Первые — 38RW на калибре 3870A (вероятно, вы догадались, как строится индекс модели: первые две цифры индекса механизма + Railroad Watch). Они выпускались всего два года, с 1976 по 1978: семейство 38хх — прямой наследник механизма SQ35 (я коротко писал о нём в этом выпуске), первого массового кварца на планете. 38RW имели точность ±10 секунд в месяц и на старте стоили внушительно: 48 тысяч иен (~$750 на нынешние деньги). Ещё бы, ведь 38-е семейство ставилось в наручную линейку VFA — престижную и высокоточную.

На борту у 75RW механизм попроще — 7550А, брат калибра 7548А. Простой, но надёжный — технология кварца на тот момент уже отработана. Калибры 75ХХ ставились в водолазные Сейко, ниже я притащил брошюрку с такими часами:

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

Платины 7550 и 7548 отличаются, однако по деталям и электронике эти механизмы полностью совместимы. Точность — ±15 секунд в месяц.

Механизм не занимает всей ширины: всё же, это наручный калибр. Корпус выполнен из желтого сплава и покрыт хромом, а уплотнений между крышкой/стеклом и корпусом не предусмотрено — удешевление. Впрочем, по должности этим часам положено работать в тёплой и сухой кабине поезда.

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

На старте 75RW предлагались за 18 тысяч иен — это примерно $350 нынешних. По-божески.

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

Диаметр железнодорожных Seiko — почти 50 мм. Карманные Orient выглядят на их фоне игрушечными: механизм в них тоже "наручный", просто корпус выполнен в размер. Для железной дороги Seiko тоже выпускали карманники с наручным калибром — 61RW (1972-1978) и 63RW. Последних японские ЖД использовали всего два года: когда в 1980 75RW "приняли на службу", производство 63RW свернули, и с тех пор железные дороги Японии к механике не возвращались.

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

В кабинах японских локомотивов для часов предусмотрено штатное место. Когда-то его сделали для самых первых карманников — да сразу так удачно, что менять потом было нечего. Новые модели часов просто делаются в тех же размерах и дизайне, ибо лучшее есть враг хорошему.

Обратите внимание: есть подсветка и крючок для цепочки (хотя японцы почему-то предпочитают ей плетёный шнур с кисточкой):

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

Вот 75RW в кабине токийского монорельса:

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

Тоже 75RW, но в локомотиве подземки (отсек заперт на ключ — ведь кварц не нуждается в ежедневном задводе и коррекции):

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

А это уже современная модель. Осака, кольцевая линия:

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

Сотрудник дороги на станции Shimo-Suwa смотрит на часы:

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

После 75RW на железной дороге трудились кварцевые 7C11 (1987-1998, антимагнитные — 16000A/m), следом — 7C21 (1998-н.в.) с батарейкой на 10 лет. А так же было несколько юбилейных гражданских лимиток — в 2000, 2014 и 2019.

Размеры и оформление неизменны: водить поезд можно с любой моделью.

Seiko 75RW '1982: Синкансэн Часы, Seiko, Железная дорога, Длиннопост

Всё о часах

709 постов2.9K подписчика

Правила сообщества

Общение на околочасовые темы.

Старайтесь не быть токсичными, уважайте собеседников и всё будет в порядке.

Не приветствуется обсуждение подделок и прочего непотребства.