Самые известные проекты легендарного советского архитектора Алексея Щусева
Алексей Щусев - один из самых выдающихся архитекторов XX века, автор более 200 проектов. Свою карьеру он начал еще до революции 1917 года, но добился признания и в советские годы.
В Москве по проектам А.В. Щусева построили более 15 крупных сооружений, которые стали яркими символами столицы. Вот некоторые из них:
Мавзолей Владимира Ленина
Это самый знаковый проект Алексея Щусева, который без преувеличения сделал его главным советским архитектором. Сооружение отличает строгая форма и монументальный вид.
Заказ на строительство пришел Щусеву практически в ночь после смерти вождя. Здание нужно было возвести в предельно сжатые сроки.
Щусев принялся за дело, и буквально через несколько дней на Красной площади появился первый временный мавзолей. После этого глава комиссии по увековечиванию памяти Ленина Леонид Красин сформулировал концепцию - невысокое, неяркое и уступчатое сооружение в виде пирамиды. Именно такой образ лег в основу второго временного мавзолея из дерева, а затем и постоянного из камня.
"Говорят, что при строительстве мавзолея архитектор обращался к древней поминальной архитектуре, но связать здание с каким-либо прототипом очень сложно. Сооружение не вписывается в рамки конкретных стилей, оно будто само по себе. И в этом его феномен", - подчеркивает Юлия Старостенко, главный научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. Щусева.
Казанский вокзал
За право проектировать вокзал Щусев соревновался с другими, не менее талантливыми архитекторами. Конкурс он выиграл и в 1913 году приступил к воплощению проекта.
Здание строили несколько десятилетий. Работы не прекратились даже в годы Первой мировой войны и Гражданской войны, когда в Москве остановилось практически все строительство.
Сегодня Казанский вокзал признан объектом культурного наследия федерального значения. В 2016 году здесь завершили реставрационные работы по фасадам и интерьерам, а в 2022-м специалисты провели реставрацию флюгера.
"По заказу мастер должен был создать не просто вокзал, а символ, связывающий Москву и Казань. Для этого Щусев обращается к архитектуре конца XVII - начала XVIII века, к нарышкинскому стилю, а главным украшением вокзала делает башню, стилизованную под дозорную башню Сююмбике Казанского кремля. Сверху мастер устанавливает позолоченный флюгер в виде крылатого змея Зиланта, который считается защитником и покровителем Казани", - говорит Юлия Старостенко.
Здание Наркомзема СССР
Яркое сооружение необычной формы возведено в 1928-1933 годах в стиле конструктивизма для Наркомата земледелия (позже Министерство сельского хозяйства СССР). Деловой характер здания Щусев подчеркнул строгими формами, а на переломе фасада разместил квадратные часы.
В 2017 году специалисты вернули фасадам исторический цвет - бежевый с розовым оттенком и терразитовое штукатурное покрытие, воссоздали оконные и витринные заполнения из алюминия, отремонтировали интерьеры. Также здание приспособили для современного использования.
"Для Щусева этот проект был настоящим вызовом, ведь место, где предполагалось строительство, было для Москвы очень значимым. Там должен был пройти дублер Мясницкой улицы. Сейчас это часть проспекта Сахарова. Поэтому здание должно было выглядеть современно. Так Щусев его и представил: длинные фасады, необычные формы и полукруглый ризалит, разделенный горизонтальными "лентами" окон", - говорит Юлия Старостенко.
Покровский храм в Марфо-Мариинской обители милосердия
Покровский храм на территории Марфо-Мариинской обители милосердия - одна из ранних работ Алексея Щусева. Обитель была построена по поручению великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. За дело архитектор принялся в начале XX века.
"При строительстве храма Щусев использует традиционные приемы, но осмысляет их иначе, по-новому. Мы видим сочетание приемов разных школ древнерусского зодчества. Из архитектуры храмов Новгорода и Пскова XII-XVI веков была взята идея открытых звонниц и мотив треугольных щипцов. На фасадах - белокаменная резьба, символ владимиро-суздальской архитектуры XII века. Эти формы переосмыслялись Щусевым в стилистике модерна - ярким примером стали вытянутые, как свечки, главки, венчающие звонницы", - рассказывает Юлия Старостенко.
Дом архитекторов
В XX веке Алексей Щусев проектировал не только значимые общественные здания, но и жилые дома. Среди них - Дом архитекторов на Ростовской набережной. Над этим сооружением мастер работал в 1930-е годы.
Дом построили для членов Союза архитекторов СССР. Его отличают строгие формы, аккуратные эркеры и ряды частых квадратных окон. Существует легенда, что полукруглым Щусев сделал здание, чтобы оно огибало стоящую в то время перед ним церковь. Ее в итоге снесли, а форма сохранилась. Но, по словам Юлии Старостенко, чертежи архитектора изначально предполагали снос храма, а полукруг ориентирован на площадь Киевского вокзала.
Дом академиков
Еще один впечатляющий жилой дом по проекту Алексея Щусева возвели на Ленинском проспекте. Дом академиков предназначался для сотрудников и членов Академии наук СССР. К строительству архитектор приступил в 1937 году, а потом и сам поселился в одной из квартир.
Примечателен дом также помещенными в эркеры лоджиями, чередованием балконов на главном фасаде и большой центральной аркой, ведущей во двор.
Станция метро "Комсомольская" (кольцевая)
Станция "Комсомольская" Кольцевой линии по праву считается одной из красивейших в столичном метрополитене. Заказ на ее строительство Щусев получил в 1945 году.
Главным украшением станции стали мозаичные панно, среди которых портреты великих русских полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Изображения выполнены из кусочков смальты и натуральных камней.
Проект станции стал последней работой архитектора и завершался уже без его участия. В 1949 году Щусев ушел из жизни. За проект "Комсомольской" его посмертно наградили Сталинской премией второй степени.
Архитектура и дизайн интерьера
1.9K постов5.9K подписчик
Правила сообщества
В сообществе запрещается всё то, что запрещено правилами сайта :) Архитектурные проекты принимаются к публикации только при наличии:
-имени проекта (если имеется)
-имени архитектора
-места строительства (предполагаемого/фактического)