Самоизоляция во время чумы и летние каникулы
Что хорошо в изучении истории, так это то, что как бы плохо не шли дела, вы всегда можете утешиться моментом из прошлого, когда всё было ещё хуже. В нашем положении можно вспомнить, например, Черную смерть 1347—1350 годов. Чума уничтожила половину населения Европы за четыре года, а в некоторых местах она была ещё стремительнее. Романист Джованни Боккаччо, который много писал на тему Чёрной смерти, подсчитал, что 100 000 погибли во Флоренции за четыре месяца с марта по июль 1348 года. Для масштаба: население города в 1338 составляло всего 120 000.
Боккаччо в то время был чиновником городского налогового управления и видел реальную картину. Каждое утро тела погибших — мужей, жен, детей, слуг — выталкивали на улицу, где их скидывали на носилки, тащили на телегах в ближайшую церковь для быстрого благословения, и потом везли на кладбища за городской чертой. По мере того, как росло число погибших, отказывались от традиционных методов захоронения. Флорентийцы рыли глубокие траншеи, в которых тела, как в тирамису, чередовались с тонким слоем земли. Боккаччо пишет, что «покойникам оказывали меньше почестей, чем сейчас предоставляют мёртвым козлам».
Как и COVID-19, болезнь распространялась с ошеломляющей скоростью. Но, в отличие от современной пандемии, в группе риска были абсолютно все, молодые и старые, богатые и бедные, а не только старики и люди с серьёзными заболеваниями. Последствия бубонной чумы были особенно отвратительными. Припухлости размером с большое яблоко, называемые «бубонами», высыпали в паху или на подмышках. Гангренозные пятна покрывали руки и ноги, кожа чернела и отмирала. Жертвы кашляли кровью, вся жидкость в их организме смердила, дыхание становилось гнилостным. «Зловоние трупов, болезней и лекарств, казалось, заполняло и загрязняло всю атмосферу». Во время чумы не было достойной и спокойной смерти.
Неудивительно, что максимально возможное социальное дистанцирование стало нормой и без призывов правительства. Истории Боккаччо шокируют. Все в панике шарахались от больных. Соседи избегали соседей, родственники — родственников. Дети бросали престарелых родителей, священники оставляли свою паству. Невероятно, но «даже отцы и матери отказывались кормить и ухаживать за своими собственными детьми, как будто те не имели к ним никакого отношения». Те, кто мог себе это позволить, запирались с несколькими друзьями в надежных местах, заполненных едой и изысканными винами. Они развлекались музыкой и игнорировали новости о погибших. Прочие, часто без средств к бегству, мародерствовали в домах умерших, утешая себя едой и напитками, не обращая внимания на риск заражения.
Пока ещё не ясно, но возможно COVID-19 станет пятым эндемичным коронавирусом в мире. Гораздо более смертоносная бубонная чума долгое время была эндемичной для Европы, и её пандемии накрывали континент 17 раз до последней вспышки в 1664 — 1667, примерно по разу на каждое поколение. Со временем в городах появился своего рода кустарный телеграф, чтобы отслеживать новые случаи. Передача новостей о чуме была обычной темой частной и публичной переписки. Теперь вопросы кажутся нам знакомыми: эпидемия пришла в Болонью? И что, давно? Сколько заражено? Сколько умерло? Когда закончится карантин? Государственные власти, как и следовало ожидать, принимали решительные меры для изоляции больных. В Венеции врачам было запрещено покидать город во время чумы. Медики носили средневековый эквивалент костюма Hazmat: длинное льняное одеяние, закрывающую волосы шляпу, очки и маску с длинным клювом, который по идее содержал ароматные противоядия, маскирующие зловоние смерти.
Была ли во всём этом светлая сторона? В каком-то смысле да. Чумы вызвала «эффект наследования», который привел к гораздо большей концентрации богатств среди тех, кто выжил. Некоторые современные историки утверждают, что сосредоточение благ привело к престижным «инвестициям в культуру», которые сделали возможным Ренессанс сам по себе. Но это спорная точка зрения.
Но было и ещё одно долгосрочное преимущество из-за эпидемий. В Италии эпохи Возрождения наиболее эффективной формой социального дистанционирования оказалась villeggiatura — выезд из города на ферму или на дачу и самоизоляция там. После первых нескольких вспышек чумы в конце 1300-х годов городские жители вкладывали средства в загородные поместья, отчасти для обеспечения надежных поставок продовольствия для своих семей во время кризиса. Они стали проводить больше времени в деревнях, особенно в жаркие летние месяцы, когда чума была в самом разгаре. Семейство Медичи владело 27 резиденциями в сельской местности Тосканы, многие из которых были спроектированы и оформлены ведущими архитекторами, такими как Джулиано да Сангалло, и такими художниками, как Филиппино Липпи и Якопо Понтормо. Дачная жизнь в целом стала популярнее у богатых буржуазных семей, что развивало культуру выездов из города. «Декамерон» — это собрание новелл того времени — представлял это как группу благородных юношей и девушек, сбегающих во время чумы за холмы за пределами Флоренции, развлекающих друг друга остроумными рассказами, песнями и танцами. Литераторы периода Ренессанса, будучи страстными любителями древности, обожали Цицерона и стремились подражать светским разговорам о литературе и философии, которые он описал в своих диалогах, написанных на его вилле в Альбанских горах. И простолюдины учились наслаждаться жизнью за городом, читая в прохладных, ухоженных садах и любуясь живописными пейзажами. Культивировались летние виды спорта, музыкальные мероприятия и фестивали.
Так появились привычные нам летние отпуска.
Наши переводы и статьи на пикабу и VK | Telegram | Яндекс.Дзен | medicalrave@gmail.com