Самое главное путешествие в жизни мусульман
Все знают об арабской Мекке, но мало кому известно, зачем, собственно, толпы паломников ежегодно едут в этот город. А как посещение исламской святыни выглядит глазами самих мусульман?
Прежде, чем отправиться в Мекку, паломнику нужно определиться с месяцем: от этого зависит, будет он совершать умру или хадж.
Умрой или «малым хаджем» называют церемонию посещения святых мест в Мекке, если она совершается не в священный месяц Зу-аль-хиджа (если в священный, то это просто часть хаджа).
Прибыв в Мекку, паломник прежде всего облачается в ихрам – особый наряд из двух кусков нешитой (то есть сделанной без иглы) ткани. Одним из них обвязывают бедра, другой накидывают сверху. При этом надо воскликнуть по-арабски: «Я перед тобой, о Боже мой, я перед тобой!». Облачение в ихрам означает, что верующий находится в «состоянии ихрама», то есть правильным образом вступает в умру (или хадж). На ногах паломника сандалии, а голова его не покрыта, даже в сильную жару.
Первым делом паломник направляется к мечети Каабы – Масджид-аль-Харам.
Мечеть со всех сторон окружена арочными галереями и множеством входов, которые всегда открыты для любого мусульманина. Вход со стороны горы Сафа имеет порог в виде белого камня, в который вмурован более старый черный камень, помнивший еще Мухаммеда: на этом черном камне остался след стопы Пророка. Паломники припадают к нему лицом или ставят на него свою ногу, чтобы удостоится благодати Посланника Аллаха.
Посреди двора мечети стоит прямоугольный дом Каабы с одним входом, расположенным с восточной стороны. Порог находится довольно высоко, поэтому к двери ведут широкие ступеньки. Дверь двустворчатая, сделана из дерева садж и испещрена тонкими рисунками и надписями из черненого серебра и золота. Одна из надписей – цитата из Корана – гласит: «Первый храм, выстроенный среди людей, – храм в Бекке» (Бекка – это Мекка). На каждой половинке двери, очень высоко, так, что никто не может достать, приделано большое серебряное кольцо – дар из Газны. Ниже еще два серебряных кольца поменьше, на них вешается серебряный замок, который запирает дверь.
Ключ от двери хранится у главы арабского племени бану-шейба, которое отвечает за чистоту и порядок в Каабе. Каждый день на восходе солнце дверь Каабы торжественно открывается. Хранитель ключа вместе с паломниками направляется к входу, поднимается по лестнице к двери, отпирает замок, закрытый от взоров покрывалом из желтого шелка, и распахивает дверь. Все это время громко читаются молитвы, которые постепенно подхватывает весь просыпающийся город.
Внутри дом Каабы достаточно велик, в нем может поместиться больше семисот человек. Пол покрыт плитами из белого мрамора. Потолок поддерживают три деревянные колонны, установленные сподвижником пророка Ибн Зубайром. Сам потолок деревянный и затянут шелком. Между колоннами висят серебряные лампады.
Все стены облицованы мрамором разных цветов, с инкрустацией и позолоченными рисунками, а на западе расположены шесть михрабов из черненого инкрустированного серебра. По углам к стене гвоздями прибиты доски из Ноевого ковчега. Так же в углах расположены застекленные окна, которые дают свет в Каабе. У северной стены в пол вделана плита из красного мрамора: на этом месте, по преданию, Пророк совершал молитвы. Паломнику тоже желательно помолится на этой плите.
Черный камень снаружи расположен на колонне примерно на уровне груди. Он вделан в толстую серебряную оправу и состоит из трех больших и нескольких маленьких кусков неизвестного происхождения.
Паломник должен семь раз обойти вокруг Каабы, повернувшись к ней левым боком. После каждого круга (Тавафа) он подходит к колоне, на которой стоит Черный камень, и целует его. Три круга совершаются бегом, четыре – обычным шагом.
Дальше, не выходя из двора мечети, паломники идут к «месту Авраама» – это камень, на котором остались следы двух ног Авраама. Встав перед ним лицом к Каабе, они совершают два раката намаза.
Потом заходят в павильон к священному колодцу Замзам, пьют из него и омываются с ног до головы (или просто омывают лицо). Вода в колодце солоноватая, но «пить все же можно». Колодец окружен оградой из белого мрамора, в полу сделана решетка, чтобы в нее после омовения могла стекать вода.
Кроме Каабы и колодца Замзам в мечети есть еще два здания: в одном можно взять кружки для воды, в другом хранятся свечи и масло для лампад.
Из мечети паломники выходят через особую дверь к горе Сафа и поднимаются на ее склон, превращенный в большие террасы-ступени, на которых могут ходить и молиться люди. Здесь читают молитву лицом к Каабе.
Затем они спускаются с горы Сафа и бегут к горе Мервэ по площади в пятьдесят шагов длиной. Ритуальный бег – сай – проходит между двумя парами минаретов, расположенных в разных ее концах. Достигнув противоположных минаретов, все медленно идут к горе Мервэ, поднимаются на ее склон и читают молитву. Потом бегут обратно, и так семь раз: три от Мэрвэ от Сафа и четыре от Сафа к Мервэ.
У Мэрве распложены лавки цирюльников, которые в конце хаджа бреют головы паломникам.
Отхожие места устроены в дому Абу-Джахля, некогда злейшего противника Пророка.
После паломничества идут на базар, где продаются «разные зелья». Рядом с базаром расположен дом Посланника Аллаха (сейчас на его месте построена библиотека).
На этом месте был дом, где родился пророк Мухаммед
Недалеко от Мекки есть другое святое место, которое посещают паломники – Джиранэ, где Пророк остановился и надел ихрам во время хаджа. Там же можно увидеть углубления в скале, где Пророк замешивал тесто из расположенных рядом колодцев: паломнику нужно тоже набрать воды, замешать в них тесто и испечь хлеб. Рядом есть скала, с которой Билаль ибн Рабах, первый из муэдзинов, призывал к намазу.
Что касается хаджа, то, в отличие от умры, он проводится только в месяц Зу аль-хиджа (буквально – «обладающий паломничеством»).
Кроме посещения Мекки, в него входит стояние у горы Арафат, где Адам и Ева поселились после изгнания из Рая. Здесь же Авраам собирался принести в жертву сына, который был заменен агнцем. В честь этого в десятый день Зу аль-хиджа устраивается праздник жертвоприношения – Курбан-байрам.
После Арафата паломники отправляются в долину Мина, в которой стоят три колонны (сейчас — стены), самая большая из них называется Большой дьявол. В память изгнания дьявола Авраамом они берут двадцать один камень и бросают по семь камней в каждую колонну, произнося слова: «Во имя Бога Всевышнего, я совершаю это в знак ненависти к диаволу и для его посрамления».
Только после этого приносят жертву, и начинается праздник Курбан-байрам. Паломники обрезают волосы и закапывают их в землю.
Выполнение всех этих ритуалов и действий для каждого паломника строго обязательно, без них совершенный хадж считается недействительным.