Самая богатая служанка
А сейчас, кое-что совершенно другое. История из цикла ЖЗЛ и его пользующегося популярностью подцикла «а чего добился ты?». Наша героиня — Мэри Эллен Плезант. Родилась в 1814 году в США. Где именно — доподлинно сказать сложно. В Филадельфии, либо в Джорджии, а может быть в Луизиане. Кем были её родители — тоже доподлинно неизвестно. Выяснение обстоятельств её рождения, как и всю ею жизнь слегка затруднило то, что она была негритянкой. Напомню — США, 1814 год. Уровень сложности Hard, одним словом. Но у Мэри оказалось прирождённое умение делать из лимонов, даже не лимонад, а джем с золотыми блёстками премиум качества. Где-то в возрасте с шести до одиннадцати лет её отправили служанкой в семью капитана китобойного судна. Этот промысел тогда процветал, и домик оказался богатым. Огромным бонусом было то, что само семейство было сторонниками равенства всех рас. Именно в этой семье она научилась грамоте и прочим наукам. Потом Мэри перебралась в Бостон, встретила своего первого мужа и начала заниматься активным сопротивлением режиму угнетения чернокожих в Южных штатах. В частности, вместе с супругом стала участницей «подземной железной дороги» — сети маршрутов, по которым беглые рабы переправлялись на север США и в Канаду. Через четыре года её муж умер, оставив ей поместье стоимостью в 10 тысяч долларов.
А это собственно героиня статьи.
Потом второй брак, продажа недвижимости и переезд в Калифорнию в 1850-х, где как раз бушевала Золотая лихорадка. Алчущие получить свой кусок пирога стекались со всей страны. В результате в Сан-Франциско образовалось множество народа и... никакой сферы обслуживания. На одну женщину приходилось девять мужчин. Естественно, мужики были раньше куда как самостоятельнее. Но, стирать, убираться и готовить всё равно не очень хотели. Да и по женскому общению иногда скучали (многие современники злословили, что в этих пансионах и дело доходило не только до простого общения). Поэтому вначале Мэри увеличила свой капитал, для начала поменяв золотые доллары на серебро по выгодному курсу. А потом принялась постепенно вкладываться в открытие прачечных, ресторанов и пансионов для всех нуждающихся мужчин. Но делала всё это под своей «секретной личиной». Уровень Hard, помним, да? Чёрная женщина, владеющая недвижимостью — это что, шутка такая? Свои деньги она проводила через банковского служащего по имени Томас Белл — одного из немногих белых людей, знавших, чем Мэри на самом деле зарабатывала на жизнь. Для всех остальных она была обычной служанкой по имени Мэри Эллен Смит.
Особняк героини.
И да, в этот момент она работала сразу на несколько богатых семей города. Зачем? Во-первых, это было для неё отличным прикрытием. Кто заподозрит в обычной горничной миллионершу? Да и крутиться в различных районах люксус-класса в таком «прикрытии» гораздо проще. А, во-вторых, где если не в богатых домах можно узнать инсайды, чтобы потом выгодно инвестировать? И вот она подслушивала разговоры на кухнях, делала правильные выводы и с помощью Томаса распоряжалась своими финансами, преумножая капитал. Вкладывала в рудники и недвижимость. Вот бы удивились её «хозяева», если бы узнали, что их служанка на самом деле одна из основательниц Банка Калифорнии и владелица целой сети заведений по всему городу. Кстати, большую часть своих денег она тратила на улучшение доли чернокожих в Америке — финансировала митинги, отстаивала права в суде, предоставляла юридическое сопровождение, жертвовала на строительство школ. Помогала детям (не только чернокожим) — устраивала их в приёмные семьи, устаивала возможности образование. Обеспечивала одеждой, документами и советами тех, кто бежал от рабовладельцев. Даже смогла устроить выгодные браки нескольким своим протеже. Ну, и не забывала о себе в этом случае. Многие из девушек, выданных таким образом замуж, помогали шпионить за мужьями и их друзьями, отмечая неверности, различные махинации и прочие грешки, которые затем Мэри использовала в качестве рычага давления. Сумела отстоять в суде право африканцев ездить по Сан-Франциско на трамвае. Даже выслала огромную сумму (больше нынешнего миллиона) знаменитому Джону Брауну — одному из первых белых противников рабства.
Немного не в тему. Но это могила героини
Через какое-то время, после того как отгремела Гражданская война, уже можно было хотя бы примерно заявить о себе. И Мэри вышла из тени. Она не то чтобы афишировала своё богатство, но построила себе особняк на 30 комнат, где поселилась вместе с семьёй Томаса Белла. Кстати, её инвестиции принесли банкиру около тридцати миллионов долларов. В нынешних ценах это будет раз в двадцать пять больше. В переписи 1890 года указала свой род занятий как «профессиональная капиталистка». Естественно, это вызвало зависть у жителей города. На неё посыпались обвинения в том, что на самом деле она любовница Томаса, что владеет магией вуду, а за её богатством стоят духи, и, конечно, что все её пансионы — это на самом деле публичные дома. Все эти слухи повлияли на мнение судьи. Да, а затем последовал ещё один подлый удар в спину — в 1892 году Томас умер, а его вдова (по слухам, страдающая от психического заболевания) подала в суд на Мэри, якобы за неправомочное распоряжение состоянием семьи Белла. К этому моменту их финансовые дела были настолько перепутаны, что определить, где чьи деньги, и куда были вложены, стало практически невозможно. Естественно, белые горожане были на стороне вдовы. В результате Плезант лишили большей части состояния, выселили из особняка. Несколько следующих лет она прожила в квартире у друзей. В 1904 году в возрасте 90 лет она умерла. Дело о её имуществе таки и не было улажено. Но её до сих пор считают первой чернокожей миллионершей. О ней написано несколько книг, сняты документальные фильмы, названа улица и даже есть свой парк — самый маленький парк в городе Сан-Франциско.