Русские художники. Петров-Водкин

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Общий план

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Петров-Водкин слева, держит, конечно, коняшку - свою любимую игрушку

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 - 1939). Художник с таким прекрасным нечеловеческим именем родился в семье сапожника. Много путешествовал по Европе, а картины его, чисто модерновые, вызывали интерес у публики и великий зубовный скрежет у профессиональных художников той поры. В общем, Петров-Водкин чисто Марина Абрамович для нулевых годов двадцатого века.

Заслуженный деятель искусств РСФСР, лежит на Волковском кладбище в Питере.

С его творчеством, хоть оно мне и не особенно близко, я подсознательно чувствую какую-то странную связь, возможно из-за первых картинок в моем обзоре:

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Театр. Фарс. 1907

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Театр. Драма. 1907

Я их посчитаю за одну. Видите, когда рисую свои дурацкие рожи, я, на самом деле, модернист. Это крутые этюды - хотя я бы, конечно, делал триптих, и с одними и теми же людьми. Добавил бы концерт церковного хора.Сон

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Сон. 1907

Эта-то картинка как раз и наделала шума в Петербурге, её все кому не лень обзывали.

Лично у меня она особенных эмоций не вызывает, разве что почему все люди похожи на варёную колбасу, где на них волосы и почему мне приходит в голову первый франкский король династии Каролингов? (Пипин Короткий, 714-768 н.э.)

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Играющие мальчики. 1911

Вот ей-богу, что же это мне напоминает…

Ах да. Какой совпадение - господин Анри Матисс свой Танец написал всего-то за год до этого. Ну вы и шалун, господин Петров-Водкин! (снова вспоминается франкский король)

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Новгород. 1911

А вот это, без шуток, одна из самых крутых картин архитектурного жанра, которые я видел. Супер-супер. Ничего лишнего. Честно говоря, на месте администрации я бы это обработал об какого-нибудь модного артемия-лебедева и сделал гербом, и всю бы айдентику городскую на этом построил.

Это было бы чудесно.

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Купание красного коня. 1912

Ладно-ладно. Тут, блин, никуда не денешься.

Если у вас и к предыдущим работам автора вопросы, почему он рисует как будто бы не объем, а выпуклости какие-то, как гончар на боку кувшина, то я вам отвечу мыслью чужой, но своими словами: есть такое подозрение, что господин Кузьма хотел перепизаписать историю иконописи, поженив её с модерном.

Икона это что? Если вкратце - смысл веры без объема мира.

А Петров-Водкин хотел, как мне кажется (искусствоведов я по его поводу не читал, честно), добавить смысл мира в веру, не трогая параметр отсутствия объема. Если непонятно - показать мир, намазанный на холст. Не окно в реальность, а именно её безобъемное отражение.

Как в конце трилогии Лю Цысиня, где Солнечную систему перевели в двумерную плоскость, оплощив её о Вселенную.

Так вот гнедой конь стал внезапно красным - потому что новгородские иконописные мастера использовали киноварь.

Не могу не привести выписку с вики, где высоколобые граждане делятся своими прекрасными мыслями и глубокими идеями:

«Картина и её сюжет на протяжении многих лет подвергались многочисленным интерпретациям. Основное прочтение: красный конь выступает в роли Судьбы России, ведомому смелым юношей. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века. В 1918—1933 годах, когда К. С. Петров-Водкин преподавал, вначале в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских, позднее в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры (с 1931 г. Всероссийская Академия художеств), в помещениях института была развёрнута выставка образцов упражнений «в трёхцветке» по живописной системе Петрова-Водкина. Она вызвала негодование Н. Э. Радлова и О. Э. Браза, весьма прогрессивных преподавателей, которые, однако, посчитали, что подобные теории «калечат учащихся». Философ Н. О. Лосский назвал искусство Петрова-Водкина и, прежде всего, его Красного коня, «идеал-реализмом». Подводя итог своим теориям, художник доказывал «особенную углублённость, полноту цветности» и «беспредметную цвето-форменную сущность», которая и является, по его убеждению, «первым элементом художества», обеспечивающим «обдумывание впечатления» (в отличие от поверхностного натурализма или импрессионизма)[12]

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Вакханка. 1912

Эту картину я вставил потому, что если присмотреться, на женщине идеалогически заряженная техника Петрова-Водкина таки дала сбой, потому что здесь я вижу хоть и не классический, но всё ж таки объём.

Ну, либо с 1912 года он научился рисовать людей, не похожих на колбасу из супермаркета. Всякое бывает.

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Девушки на Волге. 1915

Воот, обратно к своему безобъемному изображению мира.

мне пришла в голову забавная мысль - противопоставить этой работе можно Самохваловских рабочих девушек, которые выступят здесь просто нарочитым объёмом, тяжестью живого тела.

А эти гражданки абсолютно иконописны - будто вырезаны из бумаги на ветру.

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Портрет Анны Ахматовой. 1922

Считаю одним из лучших женских портретов в принципе. Я даже свою Анну на картине Поэты и динозавры рисовал с него, а не с фотографий, которых предостаточно.

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Добавил волос. И динозавра, конечно.

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Париж. Нотр-Дам. 1924

Мне безумно нравится всякий раз, когда Петров-Водкин рисует архитектурные сооружения. Он будто не здание рисует, а свои эмоции по этому поводу. А для этого нужно иметь один глаз, смотрящий внутрь черепа. Что не так просто, как кажется на первый взгляд.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d1/Lenin_%28Petrov-Vodkin%29.jpg

Русские художники. Петров-Водкин Рисунок ручкой, Рисунок, Начинающий художник, Графика, Линер, Художник, Традиционный арт, Длиннопост

Ленин. 1934

Знаете, что?
Нужно иметь большие кахонес, чтобы в 1934 году изобразить Ленина в своём стиле, без оглядки на сотни выверенных бюстов, портретов, фотографий, на которых Ильич изображён с несбитой по горизонтали фокусировкой.

Да ещё и читающем собрания сочинений Пушкина!

В общем, мне очень жаль, что картинка эта провисает ныне в Армении. Буду если - непременно хочу увидеть вживую.
Такой вот художник был Петров-Водкин. На мой взгляд - однозначно в десятке лучших.

Он и русский, и мировой.