19

Рояль – ключевой элемент куста в современном кинематографе

Современное кино имеет тенденцию бесконечно разочаровывать зрителя. Немалую часть этого разочарования обеспечивают "рояли в кустах" (далее по тексту РвК).

О них сейчас и напишем.

Для начала, определение. РвК - элемент истории, необоснованно появляющийся в повествовании и значимо влияющий на сюжет.

Например.

---Сценарий 1---

(кажется, я должен написать, что эта и другие картинки в этой статье сгенерены какой-то там нейросетью от Сбербанка)

Мама печет пирожки, дает их своей дочери и говорит что-то вроде: "Красная Шапочка, отнеси пирожки бабушке, и смотри осторожнее по лесу волк бродит".

По дороге в лесу Красная Шапочка таки встречает волка и растерзал бы он ее, но тут на счастье под ближайшим кустом лежит меч.

Красная Шапочка хватает меч и после получасовой битвы, за которую авторам дадут три Оскара (лучшие спецэффекты, лучший актер второго плана и лучшая музыка), побеждает.

-------

Меч в данной истории и есть РвК.

Вред от РвК заключается в том, что он раздражает своей неуместностью. В принципе, где-нибудь и когда-нибудь меч под кустом найти можно, но почему-то это случилось здесь и сейчас. Отдельно бесит умение девочки найденным мечом фехтовать. Опять же, в принципе, где-нибудь и когда-нибудь можно встретить девочку умеющую махать мечом, но почему данная конкретная?

Из-за появления РвК история перестала согласовываться с жизненным опытом человека, где абсолютное большинство штук, появляется не просто так, а как результат осознанной подготовки/игнорирования, либо действия/бездействия третьих лиц. Третьи лица в жизни, тоже не просто так мимо ходят.

Сразу отметим: бесят РвК разных людей по разному. Общая тенденция – чем умнее, тем больше. Ведь для начала надо понимать, что в происходящем вокруг есть подготовка/игнорирование/действие/бездействие, а потом еще и понять, чего именно конкретному РвК не хватает. Не каждый способен на такое.

Авторы в принципе не дураки (ну некоторая часть точно) и про вред РвК понимают и пытаются их прятать.

Выглядит это как-то так.

---Сценарий 2---

На фоне заходящего солнца две фигуры сражаются на мечах. Это дедушка учит внучку древнему искусству.

Сцена меняется. Мама печет пирожки, дает их своей дочери и говорит что-то вроде: "Красная Шапочка, отнеси пирожки бабушке, и не забудь дедушкин меч (слеза катится по щеке матери, видимо прошло время и дедушка уже умер) там по лесу волк бродит".

По дороге в лесу, Красная Шапочка таки встречает волка и растерзал бы он ее, но верный меч вот он на поясе.

Красная Шапочка выхватывает меч и после получасовой битвы, за которую авторам дадут четыре Оскара (лучшие спецэффекты, лучший актер первого плана, лучший актер второго плана и лучшая музыка), побеждает.

-------

Спрятанный РвК раздражает уже только внимательных зрителей, которым сильно хочется узнать: с чего это дедушка решил обучить внучку, почему мать послала дочку в лес зная про волка. Меч, знаете ли, не гарантия безопасности.

Отдельные авторы понимают, что как ни прячь РвК вопросы будут и делают самую правильную из возможных вещей. Они встраивают РвК в повествование, после чего это уже не РвК, а просто часть сюжета.

---Сценарий 3---

В доме Красной Шапочки радость: старший брат вернулся из армии весь из себя красивый в доспехах и с копьем.

Мама печет пирожки и говорит детям что-то вроде: "Сходите проведайте бабушку, отнесите ей пирожков и аккуратнее там по лесу волк бродит".

Брат хмурит бровь - раньше в местных лесах волков не было.

По дороге в лесу брат и сестра таки встречают волка. Получасовая битва, в которой Шапка кидает шишки, а брат колет, получает пять Оскаров (лучший сценарий, лучшие спецэффекты, лучший актер первого плана, лучший актер второго плана и лучшая музыка).

-------

К сожалению, встраивание РвК в сюжет дело непростое. Требуется потратить время и энергию и даже, о ужас, нужен некоторый талант. А это, со всей неизбежностью, означает, что так будет делать абсолютное меньшинство авторов.