Российскую компанию признали лидером систем беспилотного вождения для автомобилей

Сразу обозначу, текст мой - тег "мое".

Пока все обсуждают каршеринг и первый опыт эксплуатации сервисов, предоставляющих такие услуги, продолжают динамичными шагами развиваться технологии беспилотного управления автомобилем. В начале январе во время всемирной выставки в Лас-Вегасе российская Cognitive Technologies была признана компанией года в разработке систем управления автомобилями без водителя.


Впервые современный беспилотный автомобиль был представлен широкой публике компанией Google в 2015 году. Это вызвало хайп и планы в ближайшем будущем массово пересесть на беспилотный автомобиль. Однако, в определенный момент стало понятно, что использование автономного управления автомобилем сопряжено с рядом сложностей.


Для того, чтобы показать насколько сложны когнитивные механизмы современного беспилотника, немного об его устройстве. Итак, система автомобильного зрения состоит из следующих компонентов:


LIDAR. Лидар - технология получения и обработки информации об удалённых объектах с помощью активных оптических систем. Иначе говоря - лазерный дальномер. Сегодня используются многоканальные лидары с 64-ю и более лучами. Устанавливается лидар, как правило, на крышу беспилотного автомобиля, обеспечивая круговой обзор. Обратите внимание на два момента: наличие мертвой зоны вокруг автомобиля и относительно небольшое охватываемое лидаром расстояние.

Российскую компанию признали лидером систем беспилотного вождения для автомобилей Моё, Беспилотный автомобиль, Cognitive Technologies, Длиннопост

RADAR. Для решения проблемы с "близорукостью" автомобиля применяются радары. Радар - это система обнаружения, которая использует радиоволны для определения дальности, высоты, направления движения и скорости объектов. Излучающая антенна радара передает импульсы радиоволн, которые отражаются от любого препятствия на своем пути. Объект возвращает крошечную часть энергии волны, в принимающую антенну, которая обычно находится рядом с передатчиком. Радары позволяют автомобилю «видеть» достаточно далеко, для того, чтобы реагировать на быстрые изменения на автострадах.

Российскую компанию признали лидером систем беспилотного вождения для автомобилей Моё, Беспилотный автомобиль, Cognitive Technologies, Длиннопост

ВИДЕОКАМЕРА. Картинку выше можно использовать для описание камеры. Еще один способ получения информации об окружающем пространстве. В беспилотном автомобиле Google камера применяется для того, чтобы сопоставлять картинку улиц с Google Maps. Аналогичная система "цифровой корреляции с рельефом местности блока наведения крылатой ракеты" (TERCOM) была разработана в интересах американских военных еще в 1970-х годах.


ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ. GPS, ГЛОНАСС приемники служат для определения местоположения автомобиля в пространстве и позволяют отслеживать его движения. Стоит отметить, что одной навигационной системы, обеспечивающей точность в несколько метров, не хватает, поэтому применяются одновременно несколько навигационных систем.


СИСТЕМА В ЦЕЛОМ

Российскую компанию признали лидером систем беспилотного вождения для автомобилей Моё, Беспилотный автомобиль, Cognitive Technologies, Длиннопост

Совокупность информации об окружающей обстановке обрабатывается бортовым компьютером, которые принимает решение относительно действий автомобиля.


ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ


Когда широкой публике впервые были показаны тестирования беспилотных автомобилей, условия их эксплуатации были идеальными - ровный асфальт, дорожная разметка и ярко выкрашенные знаки. Первым это сделал Google, а потом сделали все. Алгоритм, принимающий решения о действиях автомобиля, работал приемлемо. Но реальная дорожная обстановка зачастую не является благоприятной. Комплекс проблем был условно разделен на две категории:


Проблема №1: сами по себе дороги могут значительно отличаться от требований по ГОСТ.


Проблема №2: существует множество вариантов дорожных ситуаций, которые для машины являются неочевидными: человек у обочины собирается перейти или стоит по своим делам? Человек махнул рукой - ладно, а если инспектор дорожной службы махнул рукой? На дорогу выбежал ребенок, а на тротуаре стоят люди - как реагировать?


Вручную обработать и запрограммировать алгоритмы действия машины для такого количества ситуаций невозможно. Поэтому по-настоящему история беспилотных автомобилей началась только с развитием технологий машинного обучения - нейросетей.


Нейросети позволили исследовать заданную область в поисках правильного решения без подсказки со стороны человека. Программа применяет метод проб, ошибок, на основании которых создаёт поведенческие правила для автомобиля.


На момент февраля 2018 года, специализированная нейронная сеть глубокого обучения российской компании Cognitive Technologies Pilot справились с задачей автоматического вождения автомобиля в условиях снега, грязи и бездорожья. Следующий шаг - за пониманием машинным интеллектом "неявных" дорожных ситуаций.


Российскую компанию признали лидером


В январе компания Cognitive Technologies показала на выставке CES Cognitive Pilot системы автономного управления автомобилем, которые не боятся снега, грязи и бездорожья. Сейчас у Cognitive есть пробные проекты с большими автомобильными компаниями на куски технологий (например: «Сделайте для нас распознавание в тумане»), и жёсткие требования по качеству, так один из немецких автопроизводителей готов покупать технологи Cognitive при условии, что машина на пятьдесят часов проезда будет допускать только одну ошибку. В интервью Forbes глава компании Ольга Ускова назвала своими конкурентами Mobileye (собственность Intel) и Inhouse Consulting (подразделение Mercedes-Benz), а беспилотная машина «Яндекса» для Усковой пока выглядит слабой.


Выдержка из интервью Forbes:

Российскую компанию признали лидером систем беспилотного вождения для автомобилей Моё, Беспилотный автомобиль, Cognitive Technologies, Длиннопост
Вы были в секторе самодвижущихся автомобилей (на выставке - прим.) единственными россиянами? Ведь подобные разработки, есть у, например, Yandex.
По моему ощущению, у Yandex пока слабая разработка. Конкурентом я считаю Mobileye, потому что у них огромная практика промышленного применения. Они спокойно заявляют, что у них только второй уровень ADS (Autonomous Driving Solutions, или «систем автономного вождения» — Forbes). Они признают, что точность вычислений у них ограничена, и многое будет зависеть от Intel, которая их купила и провела реструктуризацию команды. Собственно, благодаря времени и силам, которые они потратили на эту реструктуризацию мы и выскочили в лидеры.
Вас официально признали лидером?


Да, мы получили премию британского аналитического агентства Softech — Cognitive Computing, AI & Robotics Awards 2017. Нас признали мировыми лидерами. Сейчас мы ждем результатов реструктуризации Mobileye. Если у Intel получится сделать лучше, чем было, это будет мощнейший для нас соперник. Другим конкурентом мы видим Inhouse Consulting, подразделение Mercedes-Benz. Хотя они очень закрыты и ничего из своих разработок не показывают, — только готовую продукцию. Я объясняла нашим партнерам на переговорах на CES, почему они конкуренты. Сейчас модно заявлять, что, мол, соберем мощных дорогих людей, и они решат задачу, но это все равно, что собрать девять мамочек, и все равно они не родят за один месяц. Так и тут: школа ИИ создается десятилетиями, а Mercedes-Benz инвестировал в эту тему тридцать лет. Мы их рассматриваем как очень серьезных соперников. А кроме этих двух мы других конкурентов не видим.

По словам Ольги Усковой сегодня формулировка «автомобиль без водителя» неправильная. По её мнению, полностью без водителя он станет к 2025 году. Пока же это автомобиль с некоторым уровнем самостоятельности мышления. Но настанет время - будет обсуждать беспилотный автомобиль так же как каршеринг сегодня.