Российская подлодка у берегов США

Осенью 1983 г. у берегов США, в Саргассовом море, совершила всплытие многоцелевая советская АПЛ “К-324″. Американские СМИ опубликовали снимки лодки лежавшей в дрейфе, с частично оголенным гребным винтом. Происходило все в самый разгар холодной войны, поэтому западные СМИ подняли громкий крик о смертельной опасности для “свободного мира”. Советское же руководство хранило молчание, т.к. на тот момент толком не представляло, что приключилось с находящейся на боевом дежурстве АПЛ. Как выяснилось позднее, причиной шумихи было не всплытие лодки вблизи берегов США, а то что было намотано на винт субмарины…
Атомная ПЛ “К-324″ пр.671-РТМ, именуемая в NATO «Victor-III» строилась в Комсомольске-на-Амуре и была седьмой в серии, входила в состав Северного Флота и выполняла задачи боевой службы у берегов США. В описываемое время американские ВМС испытывали новейшую гидро-аккустическую систему (ГАС) “ТаcTAS”, и именно на американский фрегат «МсCloy», оснащенный этим устройством, вышла АПЛ. Информация о параметрах работы этого суперсовременного оборудования была бесценной для советской науки и флота. А К-324 удалось долгое время сопровождать фрегат, занятый испытаниями ГАС, но и выяснить некоторые рабочие характеристики буксируемой кабель-антенны. Более того, в ходе слежения посчастливилось выявить некоторые особенности взаимодействия гидроакустиков американского фрегата со своими субмаринами и другими компонентами американского комплекса дальнего гидроакустического обнаружения.
Эта была удача и редкостный успех лодки на боевой службе! Работу с фрегатом «McCloy» можно было бы продолжать, но он внезапно прекратил испытания и быстро ушел, в связи с чем атомоход получил команду поменять район плавания. Но в этом момент и произошло чрезвычайное происшествие.
Как показалось в первый момент всем находившимся на борту, вышла из строя главная турбина субмарины. С увеличением оборотов в корме началась сильнейшая вибрация, стоять стало невозможно не взявшись за поручни. Главная турбина была остановлена, корабль двигался на глубине за счет гребных электродвигателей – в турбинном отсеке экипаж приступил к выяснению причин происшествия. Однако причина крылась в другом, она выяснилась только после всплытия.
Ночью, после осмотра лодки в надводном положении, оказалось, что причина потери хода заключена не в турбине, а в том, что на хвостовое оперение субмарины намотался “трос от рыбацкой сети” – “что-то, накрученное на хвосте лодки тугим мотком, сковывало действия корабля, заставляло с необычной нагрузкой работать корабельные движители, лишало лодку маневренности”. В темноте устранить помеху было невозможно. Днем, при солнечном свете, разглядели, что не трос от сетей сковывал движения подлодки. На хвосте субмарины был намотан кусок бронированной кабель-антенны американской буксируемой ГАС – той самой, сверхсекретной новейшей ГАС.
apl
После сообщения о случившемся в штаб флота, командование, приказало сохранить антенну любой ценой и доставить ее в базу. Сделать это было не просто – лодка была лишена хода, погружение также было связано с опасностью. Кроме того, после всплытия АПЛ была обнаружена патрульными самолетами ВМС США, не заставили себя ждать и надводные корабли. К месту всплытия АПЛ прибыли эсминцы “Piterson” и “Nicolson” (типа “Spruance”) с противоположной задачей – любыми средствами помешать русским заполучить секретную антенну.
Позднее выяснилось, за кормой лодки болтался 400-метровый кусок кабель-антенны. Кроме этого, на нем, сохранились даже антенные приемники, правда, некоторые были частично разрушены, но один – сохранился полностью. Это была находка!
На помощь К-324 срочно направили спасательное судно “Алдан”, но до его прибытия экипажу предстояло любой ценой сохранить, а если не удастся сохранить, то уничтожить ценнейшую находку.
Скоростные эсминцы США почти 10 суток преследовали советскую лодку, которая могла двигаться с помощбю гребных электромоторов крайне медленно. Американские эсминцы многократно пересекали курс субмарины, проходили в непосредственной близости. К концу затянувшегося преследования, действия эсминцев стали особенно опасными и было принято решение о подготовке АПЛ к взрыву. К-324 уже была готова к тому, чтобы, провалившись в пучину на 5000 м, унести с собой все секреты, но тут на помощь подоспел «Алдан», который начал буксировку АПЛ на Кубу. Обстановка разрядилась, но американские эсминцы продолжали сопровождение вплоть до Кубы.
После прибытия на Кубу на лодке были исправлены повреждения и она вернулась на родную базу. Ценный “улов” сразу был передан для исследования.

(с)
From Russia with love,Nikzy.