Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Родриго Дутерте.

В дни своей избирательной кампании Родриго Дутерте обещал, что с его приходом во власть все изменится. Тридцатого июня 2016 года он стал новым президентом Филиппин. Уже в первые месяцы правления Дутерте без суда и следствия были казнены многие сотни людей, заподозренных в распространении наркотиков. Опрос, проведенный социологической организацией «Pulse Asia» в июле прошлого года, показывает, что политику террора в стране одобряют свыше 90% филиппинцев.


Ни один президент Филиппин не пользовался такой огромной поддержкой населения. Социологи, проводившие опрос, признают, что практически никто из респондентов не говорил, что «они отказывают президенту в доверии». Таких набралось всего 0,2%. Еще 8% филиппинцев признались, что не могут сказать, доверяют ли они Дутерте или нет.

Родриго Дутерте. Родриго Дутерте, Филиппины, Длиннопост, Политика

«Если ты не готов убивать и быть убитым, ты не годишься быть президентом этой страны», — заявил Дутерте на одном из митингов. Со словом «убивать» он не расставался во время всей предвыборной гонки. Не менее часто он повторяет и фразу «putang ina mo» («шлюхин сын»). Он даже не сдержался и произнес ее, обращаясь с телеэкрана к Бараку Обаме накануне их личной встречи.


Сотрудники еще одной социологической организации (SWS) узнали из своего опроса о том, что 63% жителей страны уверены: Дутерте «выполнит, если не все, то хотя бы большинство» предвыборных обещаний. Около 22% людей верят, что он выполнит «все или почти все» обещания. Филиппинцев подкупает в Дутерте и то, что он старается держаться простецки, выглядеть «парнем с рабочей окраины», не учителем народа — его слугой. Он не любит шумихи вокруг своего имени — о нем должны говорить дела.


Традиционно политики-реформаторы предлагают некие «национальные проекты», которые должны сплотить их сторонников, заинтересовать колеблющихся и привлечь на свою сторону хотя бы часть противников. Зачастую эти проекты не надо изобретать, ведь перемены назрели, и Дутерте не случайно повторял об этом в предвыборных речах. Надо не выдумывать, а лишь разрешить многое из того, чего добивались противники прежнего режима.

Родриго Дутерте. Родриго Дутерте, Филиппины, Длиннопост, Политика

Поэтому для наблюдателей, хорошо знакомых с обстановкой, сложившейся на Филиппинах, призывы Дутерте убивать торговцев наркотиками, как «бешеных псов», менее всего напоминают «прихоть тирана». «Борьба с преступностью» — это важнейшая реформа, которую народ ждал от лидера страны, это главный «национальный проект» Филиппин. Среди других перемен, которых десятилетиями напрасно ожидали филиппинцы и потому отдали свои голоса на выборах такому человеку, как Дутерте, — прекращение вооруженной борьбы с левыми партиями и группировками; федерализация страны; борьба с произволом корпораций в отраслях добывающей промышленности; четкая антиамериканская позиция (к слову, многие у нас в стране впервые узнали о Дутерте после оскорбления, нанесенного им президенту Обаме).


Политологи отмечают, что филиппинское общество, глубоко травмированное многолетней гражданской войной и частыми атаками террористов, нуждалось в политике который утешит нацию, пожалеет ее, как ребенка, пообещает, что «все заживет», погрозит кулаком любому врагу. Полуразложившееся, а теперь заново рождающееся государство переживает, подобно эмбриону животного, древнейшие стадии развития.


Так как же Дутерте взялся выполнять обещания?

Родриго Дутерте. Родриго Дутерте, Филиппины, Длиннопост, Политика

Борьба с преступностью. Последним из руководителей Филиппин, кто всерьез боролся с организованной преступностью и, прежде всего, с наркомафией, был диктатор Маркос, который пришел к власти популярным молодым политиком, победив на президентских выборах в 1965 году. Все последующие президенты рассматривали борьбу с преступностью как что-то третьестепенное.  С мафией же на свой страх и риск пытались сражаться руководители отдельных городов и провинций. К их числу принадлежал и Дутерте. На протяжении более двадцати лет он был мэром Давао, города с миллионным населением на острове Минданао.


По своему опыту Дутерте хорошо знал, что очень многие люди втайне ненавидят криминальных авторитетов, чувствуя полное бессилие перед ними. Поэтому, чтобы завоевать симпатии этих людей и сделать их своими сторонниками, надо лишь показательно убивать преступников. Их смерть вызовет ликование у большинства филиппинцев.


Прекращение вооруженной борьбы с левыми партиями и группировками. Дутерте прожил почти всю жизнь на втором по величине острове Филиппин, Минданао, где многие десятилетия продолжалась гражданская война. Лесные массивы здесь контролировались партизанскими формированиями, с которыми сражались правительственные войска.

Родриго Дутерте. Родриго Дутерте, Филиппины, Длиннопост, Политика

У этой войны было несколько фронтов. Главный из них — религиозный. Свою борьбу за создание независимого мусульманского государства вел Исламский освободительный фронт Моро, созданный в 1981 году. Среди других религиозных сепаратистских группировок выделяется «Абу Сайяф», чей лидер в июле 2014 года произнес клятву верности запрещенному в России ИГИЛ.


Партизаны, сражавшиеся на другом главном фронте — революционном, с 2001 года на острове действовала Революционная рабочая партия Минданао, у которой имелись свои вооруженные силы — Революционная народная армия.


Президент Дутерте решился на сотрудничество с левыми силами. Путь к примирению начат «сверху», и это означает, что президент хотя бы частично разделяет позиции левых и готов вместе с ними вести борьбу против традиционных элит, правивших страной многие десятилетия. Поддержка избирателей показывает, что с выбором, который он сделал, согласны многие жители страны.


Федерализация страны. Руководители Филиппин, многонациональной, многоконфессиональной страны, страны, состоящей из множества изолированных друг от друга, вполне самостоятельных островов, тем не менее, десятилетиями отказывались говорить о «конституционной реформе» и «федерализации страны».

Родриго Дутерте. Родриго Дутерте, Филиппины, Длиннопост, Политика

Громадная страна со стомиллионным населением, страна, лежащая на семи тысячах островов, у жителей которых разнится все: языки, верования, культурные обычаи, исторические традиции, просто не может быть унитарным государством. Ее не поместить в этой клетке, отведенной для стран-карликов. Едва придя к власти, Дутерте заговорил о том, что Филиппины должны стать федеральным государством. Заговаривали об этом и прежде, другие руководители страны, но делали это лишь, когда срок их правления подходил к концу.


Антиамериканская позиция. Уже во время предвыборной кампании Дутерте не раз высказывался против вмешательства США во внутренние дела Филиппин. В той геополитической ситуации, что сложилась в Юго-Восточной Азии к 2016 году, Филиппины, как и, например, Вьетнам, были чем-то вроде рогатины, выставленной, чтобы осадить китайского тигра. В «большой игре», которую США ведут против Китая, их важными союзниками были Филиппины, имевшие давние территориальные споры с КНР. Тем неожиданнее были слова Дутерте о том, что никакой поддержки Америке в ее борьбе с Китаем он не окажет.


В истории Филиппин Дутерте стал первым президентом, который принялся резко критиковать США. Действуя бестактно и эксцентрично (таков его характер), он утверждает право своей страны на независимую внешнюю политику.

Родриго Дутерте. Родриго Дутерте, Филиппины, Длиннопост, Политика

...Какой будет судьба Дутерте? Его путеводная звезда только взошла. Распорядок дел у него велик. Нужно окончить гражданскую войну и установить, наконец, мир на Минданао, нужно замириться с маоистскими, троцкистскими и другими прокоммунистическими группировками, надо принять новое трудовое законодательство, развернуть дорожное и жилищное строительство, наконец, пора уже защитить уникальную природу Филиппин, точнее говоря, то, что от нее осталось, ведь в стране вырублено уже более 90% всех лесов. Все это — неотложные дела, от которых зависит само существование Филиппин как единого государства. Дутерте обещает справиться со всеми делами. Он хотя бы начал решать проблемы, которые прежние власти с удивительным упорством пытались скрыть, отставить в сторону, не видеть в упор. Из истории Европы мы знаем, что в былые времена нежелание правителей справляться с насущными проблемами не раз приводило к восстаниям и революциям . Или, если к власти приходил новый лидер страны, новый вождь нации, к «революции сверху», совершающейся при всенародной поддержке вождя — деятельного трибуна и неутомимого труженика . Этой харизмой вождя оказался наделен и Дутерте.


Журнал "Знание - сила" №8, 2017 г.