Реклама и действительность [Правда 1951]
Перед нами Лондон 1951 года - столица могущественной в недавнем прошлом Британской империи, которая проиграла борьбу за первенство в капиталистическом мире более сильному, и не менее хищному, конкуренту - империалистическим США. Колониальная империя находится в стадии распада, экономика подорвана и закабалена американскими кредитами, а пафос и гонор пропаганды власть имущих - бывших распорядителей мира - вступает в неприкрытое противоречие с положением английских трудящихся, состоянием производства, образования, здравоохранения и прочего.
Вот читаешь эту статью газеты «Правда» №144 и не понимаешь, вроде бы дела давно минувших дней, где-то в Лондоне, вдали от России… но картина уж больно напоминает нашу жестокую современность.
Как знакомы нам разговоры о том, что все-то у нас «самое лучшее», «самое современное» и «продвинутое». С экранов телевизоров неустанно говорят, что Россия сегодня обладает какими-то невероятными «прорывными технологиями», аналогов которым нет в мире, но оглянувшись вокруг, мы видим, что все наши телефоны и компьютеры сделаны руками китайских рабочих, машины, на которых мы ездим, произведены на заводах, принадлежащих иностранному капиталу. Может быть в космосе и авиастроении у нас успехи? Но и тут при ближайшем рассмотрении не все так гладко. Ракетные запуски с завидной регулярность заканчиваются провалами, а главные российские авиаперевозчики почему-то предпочитают летать на самолетах зарубежных Airbus и Boeing.
В образовании и здравоохранении у нас прочно поселилось никому не понятное слово «оптимизация». Звучит красиво, современно, но эти менеджеры-оптимизаторы, которые всем управляют, конечно же, первым делом сократили больничные койки, сократили количество медицинского персонала, что особенно остро отозвалось в разгар коронакризиса последние месяцы. По всей стране не хватает больничных мест, в Москве выделяются миллиарды рублей на строительство и оборудование временных госпиталей для больных Covid-19. Можно ли сказать, что оптимизация прошла успешно?
В российском образовании, как и в Великобритании 70 лет назад, ведутся разговоры о модернизации, о современных технологиях в образовании, в то время как школы и дошкольные учреждения планомерно сокращаются. Во главе образовательных учреждений ставят менеджеров, задача которых сделать эти учреждения выгодным бизнес-проектом с успешными показателями, а не дать детям хорошее образование и воспитать их достойными гражданами.
И таких примеров можно привести массу, в любой сфере деятельности тенденции будут одинаковые. Красивая обертка сегодня гораздо важнее, чем содержание и результат работы. Капитализм учит людей красиво и подороже продавать себя и свои обещания, и не важно, если за этой красотой и привлекательностью – пустота.
= = =
Реклама и действительность
По вечерам в Лондоне на Южной набережной Темзы, где расположена основная часть выставки так называемого “британского фестиваля”, сверкают гирлянды разноцветных лампочек, светится огромная “сигара” - главное украшение фестиваля, обильно расточают свет прожектора... Проходит, однако, несколько часов, и в разных концах Лондона и в соседних городах электроэнергия отключается на несколько часов - её экономят. Останавливаются лифты. Нарушается движение на железных дорогах. Прерывают работу многие фабрики.
Так неумолимая английская действительность разоблачает попытки лейбористских правителей использовать традиционный британский фестиваль для маскировки нынешнего неприглядного положения страны.
Такое незавидное положение Англии есть прямое следствие всей политики правящих кругов. Лейбористское правительство втянуло Англию в систему агрессивного Северо-атлантического пакта, превратило страну в американскую военную базу, подчинило ее диктату Вашингтона. Лежат в развалинах целые кварталы Лондона и других городов, гибнут ценные памятники древней национальной архитектуры, искусства, а лейбористское правительство строит новые военные заводы и аэродромы, сокращает жилищное и культурное строительство. В тот самый день, когда печать описывала подробности открытия фестиваля, в некоторых газетах можно было видеть обычные для сегодняшней Англии снимок: 68-летний старик из Девенпорта стоит у развалин дома, который только что рухнул от ветхости.
Нынешний фестиваль представляет собой своеобразное пропагандистско-коммерческое предприятие лейбористкого правительств. Дешевой шумихой о мнимой “миролюбии” правящих кругов Англии организаторы фестиваля пытаются прикрыть лихорадочную подготовку к агрессивной войне, ввести в заблуждение народные массы. Делается ставка и на то, что фестиваль привлекает многочисленных посетителей и покупателей из-за границы, что даст Англии дополнительную валюту, прежде всего доллары. Следует, однако, заметить, что обладатели долларов - американцы предпочитают находиться в Англии в качестве оккупантов, а не туристов.
Первое, что поражает, когда попадаешь на фестиваль, - это стремление его устроителей уйти от традиции английской национальной архитектуры, изгнать красоты линий, стройность, выразительность. Здесь все нарочито хаотично, все кричит и явно предназначено для того, чтобы угодить вкусам заокеанских любителей “модерна”. Известный английский композитор-дирижер Томас Вичэм, говоря о здании концертного зала фестиваля, спрашивает: “Было ли за последние 350 лет построено на английской земле более отвратительное, отталкивающее, чудовищное строение?”
На протяжении веков Англия была страной высокоразвитой техники. Перед открытием фестиваля много писали о том, что будут показаны “огромные достижения” в развитии техники и т.д. Однако то, что представлено на основной выставке, никак не может явиться свидетельством большого технического прогресса. Многие машины значительно уступают тому, что производится в других странах.
Осматриваем макет довольно неприглядной шахты. Экскурсовод, бывший шахтер, говорит: “Это лучшая шахта в Англии”. В этих словах - горькое признание того, что английская угольная промышленность находится в состоянии страшной технической отсталости. Развитие технического оборудования для мирного строительства отодвигается на второй план. Главное внимание уделяется военному производству, о чем выставка, разумеется, умалчивает.
Входим в павильон судостроения. Макеты кораблей, машинное оборудование. Но и этот павильон не радует посетителей, знающих, что над английском флотом будет теперь развеваться американский флаг. Недаром посетители называют эту часть выставки “павильоном бывшего английского флота”.
Павильоны, посвященные быту, - даже не выставка, а просто витрины магазинов. Многое из того, что здесь представлено, могло бы облегчить работу человека, но англичанин отходит от этих экспонатов со словами: “Кто может купить все это, когда зарабатываемых денег не хватает, чтобы свести концы с концами?”
Многочисленные экспонаты в павильоне здравоохранения ставят своей целью изобразить постановку здравоохранения в стране в розовом свете. Но газеты на днях известили читателей о новом резком сокращении числа больничных коек по всей стране.
В павильоне “просвещения” можно найти макеты классных комнат, оборудованных по последнему слову техники. Но что существует в действительности? Здешняя печать сообщает, что большое количество школьных зданий не ремонтировалось еще с довоенного времени. В двадцати минутах езды от фестиваля рядом с электростанцией находится, например, школа, в которой до сих пор сохраняется газовое освещение прошлого века. Не хватает классных комнат, кабинеты и лаборатории поражают своим убожеством. Объем знаний, который дается ученикам, предельно ограничен.
“Скульптурные произведения фестиваля” - это бесформенные куски камня, на которые нельзя смотреть без отвращения.
Наряду с упадком живописи и скульптуры фестиваль отражает печальное состояние английское кино, театра и музыки. На экранах - засилье безобразных голливудских фильмов: под их стандарт подгоняются и английские фильмы. Оркестр филармонии в Лондоне, которому муниципалитет отказал в субсидиях, находится под угрозой распада. А сколько замечательных музыкантов уже вынуждены поддерживать свое нищенское существование игрой на лондонских улицах!
Коммерческий характер фестиваля выглядит особенно ярко в так называемых “садах развлечений”, являющихся частью фестиваля. Для характеристики нравов устроителей фестиваля можно назвать аттракцион “Сбросить леди с кровати”: желающие бросают шары в мишень, меткий удар автоматически опрокидывает кровать, на которой лежит женщина. Большинство “удовольствий”, предлагаемых здесь, не имеет ничего общего с культурным, разумным отдыхом.
Показная мишура фестиваля не только не скрадывает все ухудшающегося положения народных масс Англии, но, наоборот, еще резче подчеркивает его. От широковещательных плакатов о прелестях “британского образа жизни” англичане возвращаются с ежедневным сообщениям о росте цен. Прочитав и выслушал на фестивале прославление “свободы” и “независимости” Англии, посетители фестиваля, едва покинув его пределы, видят американских солдат, марширующих по улицам Лондона.
В. Маевский
г. Лондон, май.