Реалити-шоу - индустрия низменности

Мода на реалити-шоу, как известно, пришла к нам с Запада. Падение «железного занавеса», который ограждал советских людей не только от созерцания десятков сортов колбасы и сыра, но и от различных телевизионных программ, привело к тому, что на наши головы хлынул поток не только познавательных передач, но и программ, разжигающих самые низменные человеческие чувства и инстинкты: зависть, жадность, цинизм, похоть и бесчестие.


Вскормленные «демократизацией» и «реформами» продюсеры-режиссёры принялись с бешеным усердием плодить программы, нашедшие в сердцах простого неискушённого зрителя самый широкий отклик.

Реалити-шоу - индустрия низменности Реалити-шоу, Шоу, Телевидение, Манипуляция, Деградация, Видео, Длиннопост

Основной видимый смысл реалити-шоу довольно прост. Это создание эффекта присутствия в жизни незнакомых людей. Аналог из жизни – подглядывания в замочную скважину к соседу.

Только у соседа бывает не так интересно, как в экране телевизора. Чтобы зрителю было особенно интересно, шоу дополняют различными «перчинками»: конфликт героев, погоня за наживой, стремление выжить, поглотить соперников и т. д.


Особо хочется остановиться на персонажах, которые принимают участие в реалити-шоу. Один человек очень точно охарактеризовал этот тип людей: «в реалити-шоу принимают участие те, кто получает удовольствие от публичного унижения».


Лучше не скажешь! У каждого здорового индивида есть принципы, не позволяющие ему даже за приличное вознаграждение поступаться своей моралью и совестью. Это в первую очередь интимность личной жизни. Для здравого человека это сокровенное, за границу которого не разрешается заходить никому, за исключением любимых и близких Выше я писал о том, что реалити-шоу разжигают в людях низменные страсти и инстинкты.


Перечислим некоторые из них:


Жадность. Ради вожделенного приза участники передачи готовы буквально сожрать друг друга, втоптать в грязь, унизить, выкинуть из своего круга. Выживает сильнейший, в том числе подлейший, хитрейший, жаднейший и т. д. Телевидение внушает зрителю, что для выживания хороши практически любые способы.


Нигилизм. Отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т. п. Нигилизм проявил себя в известном лозунге времён «перестройки» – «разрешено всё, что не запрещено законом». Именно под этим аморальным лозунгом, помимо грабежа страны и народа, на наши головы начали обрушиваться потоки грязи, по какому-то недоразумению именуемые «неформальным искусством», «свободой самовыражения», «прогрессивным творчеством» и т. п.


Хищность. Поглотить соперника всеми возможными способами: подлость, обман, сплетни и интриги. В вышеуказанной статье “Вольные узники или реальная биография «реалити-шоу» автор приводит пример, когда участник американского шоу «За стеклом» (в России уже был показан доморощенный аналог) Джастин Себик в один прекрасный момент накинулся на другого участника с кухонным ножом. Все обошлось без жертв, но с немалыми телесными повреждениями. О хищности и я скажу ниже и более подробно.


Психологический мазохизм. Готовность быть публично втоптанным в грязь и при этом получить удовольствие. Этот мазохизм низводит живые человеческие трагедии (горечь расставания, ревность, безответную любовь и т. п.) до самого низшего уровня. Одна из участниц реалити-шоу в телевизионном репортаже о бывших участниках реалити-шоу призналась, что (дословно) «над нами проводили психологический эксперимент: не подерутся ли, не поедет ли крыша».


Реалити-шоу переросли из обычных телевизионных программ в целую индустрию. Это реклама, издание специальных журналов, выпуск кассет и дисков. Естественно, что в этом бизнесе крутятся громадные денежные средства.


Означает ли это, что народ изначально порочен и лишён каких-либо внутренних сдерживающих тормозов? Отнюдь! Это говорит лишь о лёгкости скатывания вниз и трудности поднятия наверх. Мне могут возразить, что реалити-шоу всего лишь удовлетворяют естественные потребности толпы, следуют за её желаниями — «если вы хотите уничтожения этого вида программ, то пусть люди сначала повысят свой культурный уровень, после чего популярность реалити-шоу сойдёт на нет».Чтобы культурные уровень повысился, телевизионные передачи должны быть на несколько пунктов выше, чем средний уровень культурных и развлекательных потребностей населения.


Программы не должны способствовать скатыванию вниз, но должны постоянно вести вверх. Призвание культуры состоит не только в том, чтобы «консервировать» великие и неповторимые достижения прошлого, но и «подтягивать» вверх уровень духовных потребностей населения.

Если это будет так, а не иначе, то мы получим хоть и медленно, но всё же растущий уровень культуры. Но до тех пор, пока мы будем созерцать на экранах компанию всевозможных телевизионных вредителей и их «нетленные» творения, светлые времена возрождения общественной нравственности не настанут.


Мне могут припомнить, что система цензуры, существовавшая в СССР, привела к излишней идеологизации, в том числе закрыла доступ к лучшим мировым достижениям современной культуры. Да, ошибки и перегибы существовали. Но идеология и запреты ушли в прошлое, зато лучшие образцы отечественного массового искусства остались. Именно того искусства, которое испытывало цензуру, столь ненавистную современным безголосым и бесстыдным «звёздам». До сих пор популярны кинофильмы и песни прошлых лет. Прекрасные актёры, незабываемые сценарии, сильные голоса, прекрасные песенные стихи…


А что нынешнее поколение оставит в наследство своим потомкам? Тысячи километров плёнки с записями реалити-шоу, вечных сериалов и бездарных песен в исполнении безголосых «певцов»?

Психолог С. Ю. Ключников в своей книге «Мастер жизни» даёт такой совет относительно нашей темы: «Относитесь к телеинформации как к концентрированной иллюзии, которая порой бывает очень ядовита и которая нередко относится к реальной жизни с ее проблемами и трагедиями примерно так же, как пятая бледная машинописная копия к первому четкому экземпляру».


В заключение и хочу посоветовать читателям учиться отсеивать информационный и развлекательный хлам, который льётся мутным и незатухающим потоком с экранов телевизоров, газет и журналов. Анализировать смысл показа той или иной передачи (в том числе развлекательной!), искать истинные замыслы их создателей, распознавать методы воздействия. Думающий и анализирующий информацию человек никогда не станет послушной пешкой в руках умелых манипуляторов. Более того, такой человек никогда не станет «овощем», потребности которого ограничены диваном, пивом и телевизором.