Работа в Билайне. Эссе от бывшего сотрудника

Москва. Работаю в компании больше года. С каждым месяцем ситуация внутри компании на уровне СО монобренда (за другие отделы говорить не берусь) становится всё хуже. Выглядит всё это как беспросветная чёрная полоса. Зарплата неуклонно идёт вниз. Корпоративный дух, этика и вера в светлое будущее уходят в том же направлении. Принципы компании, которые "втирали" в уши при поступлении на работу, нарушаются каждый раз и становятся всё более похожими на красивый фантик, скрывающий безвкусную начинку. Наша работа должна идти на благо компании, сотрудников и клиентов. Ага, ну как же! На данный момент если кому благо и светит, так только топ-менеджменту, который из компании ещё не свалил. А благо это черпает ресурсы за счет рядовых сотрудников и "любимых" клиентов.


Зарплата. Если зарплата во втором квартале 15-го года ещё держалась на уровне "достойной" (соотносимо опыту, образованию, багажу знаний и вложенным усилиям), то в данный момент неуклонно идёт в сторону некультурно маленьких цифр. От зарплаты в районе 70-ти тысяч не осталось и следа. Если в начале марта сводки по фроду воспринимались как лихо. То теперь смотри и понимаешь - то были лишь цветочки. Во фрод тогда начали "пихать" всё: от простых симок без абонентской платы, где люди не выговаривали установленный негласно компанией тайминг, до совсем абсурдных симок МНП, которые упали во фрод, после перехода абонента в компанию, при том, что сим-картой абонент благополучно пользовался. А опротестовать фрод со временем становится делом всё более бесполезным. Потом появился "прорыв на рынке" под названием Всё в одном. Ожидания у компании от данного продукта оказались, судя по всему, завышенными. Ожидается большой приток новых клиентов, долгожданная прибыль... не тут то было. Запущенная маркетинговая поддержка вместе с клиентами компаний конкурентов привела в офисы и большое количество +/+ действующих абонентов, для которых предложение оказывается реальной выгодой и экономией на связи. Приток клиентов не такой большой как ожидалось. В чём проблема? Конечно же в рядовых сотрудниках СО. Выставим им план по конвергентному продукту и введём соответствующую меру наказания в виде КТУ за невыполнение оного. Следом подоспела постоплата с безлимитным интернетом, как ещё один регулятор прибыли компании. Ведь мы знаем (ну или догадываемся) какую прибыль приносит данная система расчетов, с её возможностью загонять клиента в большие минуса. Логичный шаг ввести план по постам и следующий за невыполнением КТУ. Как стимул специалистам СО "пихать" всем и каждому, отказавшемуся переходить на "прорывный передовой продукт" конвергенции. И сделаем план по постам в районе облаков, чтоб уж наверняка. А следом отделим посты по фроду от препейдных симок. Но на всякий случай (не дай бог, конечно), если специалистам удастся удержать КТУ в районе 50% и больше, мы переделаем систему ТП, добавим туда новых анкет (прим.: фин сервисы) и увеличим количество тайников до четырёх!!! в месяц. Опять же: чтоб уж наверняка. хотя тут и другая логика прослеживается. Очевидно, что ожидания по продажам постоплат и конвергентного продукта не совпадают с реалиями. В чём проблема? Конечно же в специалистах, которые никому ничего не предлагают (данный вывод взят по методу экстрасенсорики из умов аналитического отдела). И тут как регулятор выступает тайник. Красивый, новый, обновлённый, с возможностью выиграть бонус за "страйк" три месяца подряд. И после всего этого, если от премии сотрудника СО что-то останется, то можно посвятить её таким хозяйственным мелочам, как бумага в офис (для печати и для гигиены), питьевая вода и т.п. В отличии от прочих, непонятных списаний по ДКМО из-за ошибок в 1С или амдоксе не встречалось в нашем СО. Во всяком случае все эти вопросы решались через хелпдеск, хоть и не без труда. Быть может просто единичный случай, может и присутствует некая систематика. На выходе получаем ЗП в районе 30 +/- 5 тысяч. От былой стабильной зарплаты не осталось и следа. А у вышестоящего руководство на всё один ответ (ну или два): "Вам вообще премию никто не обязан платить"; и "Не нравится - увольняйся".

Мотивация. Мотивация неуклонно превращается в стимул. Впору вспоминать наглядный пример про ослика и морковку. Компания постепенно перемещает морковку спереди назад. Мотивация становится стимулом. А во многих аспектах попросту переходит в демотивацию (прим.: чудесная системы вычисления фрода заставляет пять раз подумать прежде чем продать некоторым клиентам сим-карту). КТУ, которое неуклонно набирает обороты, постепенно сводит премию на нет и стирает границы между премией в 30000 и 10000. "Зачем стараться и пыхтеть, если на выходе не получаешь практической разницы?" Плюс ко всему руководство то и дело пытается напомнить о существовании помимо основных показателей КПЭ, новоявленных конвергентов и постоплат, ещё и заездов. Каждый РГО и РН считает долгом своей жизни победить в этой гонке циферок. Так что, многоуважаемые компанией спецы, напрягите извилины/"булки"/ кошельки (кому что практичнее) и будьте добры всеми правдами и неправдами, фродами и "леваками" выполняйте заезд. Принуждение к выполнению мотивации!!! Зато неплохую программу со "светофором" прикрыли... Это так, к слову. Планы само собой ротировать никто не собирается. "Что нам дождик, что нам зной, что нам кризис проливной?" Стоит месяц "вывезти" по показателям, как вышестоящее руководство примет это за сигнал. Сигнал того, что офис готов продавать ещё больше в следующем месяце.


Обслуживание. Даже не знаю с чего начать... ну, пожалуй, опять с постулата ценностей. Благо клиента. Все сотрудники СО вкурсе, что НПС липовый в компании. Был хотя бы один настоящий фрод (да в моей непродолжительной карьере был и такой грешок, каюсь), настройка телефона клиента или прочие варианты поднять искусственно НПС - мы его поднимали. Все его искусственно поднимали. А то ведь будет "ата-та". На деле же НПС на порядок ниже тех цифр, что приводят графики из отчетов аналитиков. Но удивляться тому особенно не стоит. Постоянно слышу укоры в адрес работы ЦПК (точнее в невозможности с ними связаться), их сравнение с сервисом у конкурентов. Не в лучшую, разумеется сторону. О скорости работы наших сервисных центров и фин.службы работники компании знают не по наслышке, а клиенты чувствуют всё это на себе. А как вообще клиент может положительно рассматривать сервис компании, которая навязывает ему чудесный роуминг за 200 р (далеко не все, даже, скорее, меньшинство в мн роуминге общаются по двадцать минут в день); сногсщибательную оптимизацию тарифных планов с переводом на тариф со стоимостью звонков в 3 раза дороже; навязывание рекламы, платных подписок (по средствам набившего оскомину подключенного по дефолту "хамелеона" и не только); кредитные договора, летящие в банк со скоростью глубиной почты; "новейшее" нишевое китайское оборудование (к слову, постоянно мелькающее в заездах), не обделенное браком и различными техническими недостатками *относительно свежий пример - ZTE L4, думаю писать почему - нет смысла*. И это первое, но не всё, что приходит на ум. С данным отношением к клиентской базе не стоит удивляться в будущем оттоку людей в другие компании. Клиентов чисто по-человечески жаль. Приходится иногда нагло врать им в глаза и говорить сладострастные предложения в угоду своей прибыли. Душе больно за это, совестно. Неприятно видеть как со временем компания всё хуже относится к клиенту, пытаясь урвать максимальную прибыль здесь и сейчас.


Карьерный рост. "Бородатый" миф. Все уже заметили (сужу по сотрудникам с кем общался в живую), что как такового обещанного карьерного роста в компании нет. Ни горизонтального, ни тем более вертикального. Может по ступенькам и поднимаются люди, но это совсем единичные случаи. Всё вышестоящее руководство переползает с других ритейлов. Небезызвестная красная компания стала неплохим донором кадров для ВК. На все возможные позиции. Когда я устраивался в компанию со слов близких людей я слышал истории об их знакомых и друзьях, кто построил карьеру в Билайне в двухтысячных начиная с низов. Данная практика канула в лету. Та первая ступенька, что показывала хоть какую-то вероятность роста, была зацементирована. Я о старших специалистах. Просто упразднили должность и в очередной раз сэкономили на сотрудниках. Сейчас истории о карьерном росте в ВК звучат как поучительные сказки о добром самаритянине, отдающем всего себя компании и получающем добро взамен. По факту же, это люди которых перетащили за собой начальники с других ритейлов/операторов.


Итог. У компании новый курс. решили уйти от телекоммуникационного сервиса в сторону "дижитал". Видимо компания видит своими клиентами лишь молодое платежоспособное поколение, способное самостоятельно обслуживать себя посредством интернета. А со всех прочих клиентов выживает деньги по максимуму пока может. По дороге решили вытереть ноги об людей, что приносят основную прибыль компании. В продажах - это продавцы и маркетологи. За маркетологов говорить не буду - не знаю какого им. А за продавцов я написал выше. Понятно, что работников на этой должности легко заменить. Что говорить о простых специалистах, если из большинства компаний можно безболезненно убрать большую часть состава топ-менеджмента и заменить их новыми. Мы относимся к заменимому ресурсу. Уйдут сотни или тысячи - на их место возьмут новых. Пусть без опыта, пусть без знаний, зато готовых работать за невысокую ЗП. Незаменимых нет. Жаль, что компания выбрала путь развития с короткосрочными перспективами, готовая задавить на пути своих же сотрудников. Жаль, что в компании не считаются со своими же принципами. Жаль, что не уволился раньше, а всё надеялся на лучшее, что белая полоса вот-вот начнется. Но заявление подписано, доработаю оставшиеся дни и уйду в поисках компании, которая не относится бессовестно к своему же персоналу и не пытается получить прибыль от всяческих безмерных штрафов и экономии на сотрудниках. К слову об увольнениях: из моего офиса уже уволился один человек, еще двое в раздумьях. Видимо компания добьется желаемого и из компании уйдут все остатки опытного персонала (у нас в офисе все работают в компании от года и больше). А кто не уйдет... Ну как там писалось в боевом листке: "Терпите и ждите". У моря погоды.


Это не призыв, не клевета, не черный пиар. Просто крик души. Пусть этот текст увидит больше действующих работников и стажеров, пусть увидят потенциальные работники компании и сделают для себя вывод, пусть клиенты прочитают. Обращения к руководству компании здесь нет. Да оно и без нас в курсе всего, всё-таки, судя по масштабу и географии происходящего высшее руководящее звено в курсе всех событий и планомерно движется к своей цели по трансформации(читай: развалу) компании.