Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Публицистика психоза или почему нам больше не нужны новости

На прошлой неделе федеральный новостной канал «Россия-24» сообщил, что украинская армия при обстреле Луганска использовала запрещенные фосфорные снаряды. И показал видео: в ночи над городом разлетаются во все стороны огни, как хвост от кометы. Эти кадры, как выяснилось, не просто принадлежали американской компании CNN, но и относились к обстрелу Фаллуджи американской авиацией десять лет назад (действительно фосфорными снарядами). Об этой подмене написали украинские и некоторые российские СМИ. В ответ на это была развернута контрпропагандистская кампания: госканал, мол, и не скрывал, что это ролик из Ирака, потому что показывал его в иллюстративных целях, а «либералы» и «бендеровцы», как всегда, все норовят поставить с ног на голову.

Никакой иллюстрацией это, конечно, не было: видеоряд сопровождал голос диктора без какой-либо ссылки на CNN или тем более титра, что это реконструкция того, как это могло выглядеть, на примере другого обстрела. Но это было уже неважно. Тема замылилась. Эти обвинили тех, те дали сдачи; все остались при своих. И самое главное: никто так и не выяснил, были ли фосфорные снаряды, была ли вообще эта бомбардировка. Зачем? Одни и без того уверены, что не было. Другие, напротив, знают и без всякой «России-24», что было. Правда в очередной раз оказалась никому не нужна.

Новостная журналистика, в смысле reporting — объективное изложение фактов, в России, да и на Украине сейчас, увы, не востребована. Наибольшим спросом у потребителя пользуется публицистика на грани агрессивного психоза. В этой фазе больной человек слышит аргументы, расходящиеся с его картиной мира, но воспринимает их исключительно как раздражитель. Условно говоря, если человек убежден, что дважды два — пять, он будет испытывать жгучее желание убивать всех, кто будет настаивать, что четыре.

Публицистика психоза больше не хочет быть колонками и авторскими программами. Этого мало. Она тщательно притворяется репортажами, как бы нейтрально ссылается на информационные агентства и даже дает мнения экспертов, но не становится от этого новостями.

Новости по определению — это что-то новое, то, чего мы не знали. Публицистика психоза не сообщает ничего нового. Она лишь подбирает наглядные примеры для доказательства своей же правоты. А поскольку примеров не хватает, то зачастую и придумывает их на ходу, не особенно беспокоясь о правдоподобности.

Вот телеканал НТВ сообщает, что в Славянске украинские силовики расстреляли похоронную процессию ополченцев. И действительно, мы видим: несут гробы, вдалеке слышны отдельные выстрелы, но гробы по-прежнему несут, никто не кричит и не бежит никуда. То есть по процессии никто не стреляет, и это видно из самого демонстрируемого видео. Но это если хотя бы немного подумать. А так все просто, облако тегов: гробы, Славянск, расстреляли; фашисты, бандеровцы, укропы, нелюди.

Напоминает чем-то психологический эксперимент «Обе белые» из психологического фильма «Я и другие» — с белой и черной пирамидкой, которые становились белыми для ребенка, когда все вокруг говорили, что они белые. Ну не может же федеральный канал настолько нагло врать. Ну и что, что расходятся слова ведущего и картинка. Может, их потом обстреляли. Или до.

Речь, впрочем, не только о российских пропагандистах. Было бы несправедливо не признать, что у многих украинских СМИ своя публицистика психоза: несколько десятков чеченцев вперемешку с толкиенистами за деньги Кремля вот уже несколько месяцев ведут полномасштабную партизанскую войну с доблестной украинской армией, запугивая местное население, которое ходит, завернувшись в желто-синие флаги, но только дома.

Вот продукт уже их агитпропа: ролик в ютьюбе с взорванным якобы Нацгвардией танком, расходящийся в твиттере на скриншоты со злорадными комментариями, мол, мы вас предупреждали, относится на самом деле к событиям в Сирии в 2012 году. Но это не важно. Важен патриотический, с их точки зрения, месседж. Сюда же сцена «расстрела» заложников полковником российского ГРУ, которая вообще оказалась постановкой.

Впрочем, театрализованное действо — это надо еще постараться. Архивы обеспечивают всем необходимым. Можно взять российские системы залпового огня «Град» в Южной Осетии 2008 года и представить как обстрел Славянска. Или актуализировать фото с похорон ветерана СС «Галичины» 2009 года.

Принцип всегда один и тот же. Все равно поверят. Потому что хотят поверить. А проверят единицы. Это допустимая погрешность.

Что-то страшное произошло с нашим обществом, с нашими обществами. В брежневское время люди настраивали приемники на «голоса», перепечатывали дома что-то тайком на машинках. В перестройку хотели узнать коловшую глаза правду о сталинских репрессиях. В девяностые рейтинги репортажей из Чечни зашкаливали. А теперь почему-то нет. Мы с пеной у рта бежим куда-то. Правда валяется рядом в пыли, на обочине истории. Она никому не нужна.

http://www.snob.ru/selected/entry/77433