Прототипы «Арматы»: экспериментальные танки российской армии
Объект-477, Объект-775 и Объект-640 «Черный орел» - опытные танки отечественных конструкторов, которые так и не пошли в серию. Но их необычные решения стали основой для разработки новейшей боевой машины российской армии «Армата».
Предназначение экспериментальных и опытных танков, фактически, сводилось к одному - определить, пригодится ли та или иная технология в сфере танкостроения. Методы реализации технологий при этом были разными – от сдержанно традиционных до футуристически невообразимых.
Объект-477 «Молот»
В середине 80-х годов инженеры сразу нескольких советских конструкторских бюро решили создать боевую машину с необитаемой башней. В новом проекте пересекались как уже сослужившие верную службу решения, так и необычные схемы размещения тех или иных узлов. Силовая установка «Молота», однако, не представляла собой новшества и была представлена форсированным двухтактным турбодизелем 6ТД, развивающим мощность 1500 лошадиных сил. Несмотря на очень компактный, но внушительной мощности двигатель 6ТД, особенного внимания новый проект удостоился в первую очередь благодаря новой компоновке боевого отделения и комплексу вооружения.
«Молот», по замыслу разработчиков, должен был иметь мощнейшую для того времени танковую пушку калибра 152мм и внушительный для оружия такого калибра боекомплект – 34/35 выстрелов с различными типами боеприпасов. Относительно «Объекта-477» высказался эксперт в области бронетанкового вооружения и военной техники Сергей Суворов:
«Объект 477 лишь отчасти можно считать танком с необитаемой башней. Различия с серийными боевыми танками в том, что экипаж находился не выше крыши корпуса. Над самим корпусом располагались только пушка с автоматом заряжания, прицельные комплексы и некоторые другие системы и агрегаты, обеспечивающие ведение разведки целей и эффективность огня. Кстати, башня Falcon, разработанная чуть позднее конструкторами иорданской компании KADDB в начале 2000х годов, похожа как две капли воды на башню «Молота», только пушка у иорданцев была калибра 120-мм».
«Относительно ходовой «Молота» можно сказать, что прорабатывалась она в двух вариантах - с опорными катками, аналогичными танку Т-64 и с катками, как на Т-80. В обоих случаях планировалось разместить по 7 опорных катков на борт. Броневая защита корпуса и башни – комбинированная многослойная, состоящая из нескольких слоев катанной броневой стали, между которыми размещались слои специальных материалов», - прокомментировал Суворов.
«Рубин» в оправе Павла Исакова – Объект-775
В начале же 60-х годов в моде был другой тренд: ракетная техника и ее повальное применение. Не обошло стороной веяние моды, навязанной высшим партийным руководителем страны, и бронетанковое вооружение и технику. В 1964 году группой инженеров Челябинского тракторного завода под руководством Павла Исакова был создан первый советский ракетный танк, получивший индекс «Объект-775».
Концептуально танк был лишен возможности стрельбы обычными танковыми снарядами. Вместо танковой пушки боевую машину оснастили нарезным орудием - пусковой установкой калибром 125 мм, стрельба из которой велась управляемыми ракетами «Тайфун» и неуправляемыми реактивными снарядами «Бур» ракетного комплекса «Рубин». У «ракетного танка» Павла Исакова были все шансы на победу в бою, ведь в его конструкции применили целую череду нестандартных решений. Одним из таких решений стала гидропневматическая подвеска, с помощью которой и без того приземистый силуэт танка можно было «прижать к земле», уменьшив клиренс.
Наводиться на вражеские танки советской «ракете» помогала полуавтоматическая система с управлением ракетой по инфракрасному лучу. Управляемой ракетой «Тайфун», выстреливаемой из орудия, танк был способен поражать вражеские бронированные машины на дальностях до 4000 метров.
«Масса интересных решений сопровождала весь проект Павла Исакова. Относительно вооружения - в первую очередь, потому что все процессы по заряжанию были автоматизированы, процессы стрельбы и управления огнем тоже были автоматизированы. Особенно был интересен модуль с пультом управления ракетой, который был больше похожий на большой советский джойстик».
Несмотря на то, что проект приземистого ракетного танка в серию так и не пошел, для танкостроителей была открыта целая новая область в разработке таких машин - чуть позднее на свет стали появляться «истребители танков»", чьим главным отличием от тяжелых машин стали компактные размеры и мощное вооружение.
Объект-640 – «Черный орел»
Несмотря на множество крайне интересных проектов перспективных танков, самого серьезного внимания в современной истории бронетехники удостоился проект танка с газотурбинным двигателем. «Объект-640», впервые показанный в середине 1990-х годов, представлял из себя наиболее перспективный танк, сконструированный в лучших традициях отечественной школы танкостроения. Благодаря малому весу и мощной силовой установке танк, как и его более «взрослые» собратья - основные танки Т-80 или Т-72, был пригоден для переброски в заданный район воздухом. Следует отметить, что в СССР с начала 30-х годов непрерывно велись работы по адаптации бронетехники к транспортировке по воздуху, поэтому малый весь - не просто дань моде или стремление повысить подвижность, но еще и жизненно важная необходимость.
Несмотря на заметную долю работ по снижению веса, общая надежность и выживаемость нового танка на поле боя не должна была пострадать. Прежде всего, это обеспечивалось высокой подвижностью танка, которую обеспечивал 1500 сильный газотурбинный двигатель, способный разогнать 50-тонную махину до 80 км/ч по шоссе. В плане защищенности «Объект-640» также был на высоте: помимо внушительной модульной брони и системы динамической защиты «Кактус», для танка была предусмотрена и система активной защиты «Дрозд-2», способная поражать подлетающие к танку противотанковые управляемые ракеты или реактивные гранаты ручных противотанковых гранатометов. «Черный орел», как его назвали впоследствии, фактически стал прообразом идеального танка всей будущей российской армии.
Комментирует эксперт в области бронетанкового вооружения и военной техники Сергей Суворов: «Несмотря на многие современные конструкторские решения, использованные при создании нового танка, серийное производство Объекта-640 так и не началось. Причиной стало решение тогдашнего руководства Вооруженными силами РФ отказаться от использования в составе танковых силовых установок газотурбинных двигателей. Тем не менее, «Черному орлу» было суждено стать основой для отработки программ модернизации уже использующихся танков Т-80У и модификаций многих других боевых машин. К тому же, башня танка, придавшая ему знаменитый силуэт, была впоследствии унифицирована и могла устанавливаться на шасси самых разных танков, включая зарубежные».
Новшества разработчиков открывали для программы работ по «Объекту-640» практически весь мировой оружейный рынок. Несмотря на то, что экспериментальный танк так и не был принят на вооружение, «Черный орел» внес свою лепту в конструкцию нового основного танка «Армата», который скоро начнет поступать в войска. Своим скорым появлением «Армата» будет обязан, в том числе, и работам по программам «Объект 477», «Объект 640» и, конечно же, «Объект 195» - облик которого многие военные эксперты и предрекают в качестве основного для «Арматы».