Производство прямых трансляций: взгляд изнутри. Часть 1

В одном из комментариев уже упоминал, что могу ответить на некоторые вопросы о том, как устроена организация, производство и доставка контента со спортивных мероприятий. Решил все рассказать немного подробнее, как устроен мир трансляций за экраном телевидения. Так как это довольно объемная тема, разобью свой рассказ на несколько частей и сегодня расскажу в общих чертах об организации и задействованном персонале.

Существует несколько вариантов того, как может быть произведена трансляция, но каждый из вариантов - это сложный аппаратно-программный комплекс в целом похожих по начинке, но различные по мобильности:

– Передвижная телевизионная станция - минивэн или грузовик, на базе которого установлено все основное и возможно дополнительное оборудование, резервный генератор. Также в составе может быть дополнительный грузовик - так называемая "вспомогалка", где перевозится оборудование, находится небольшой кубрик для отдыха и чаепития персонала, а также при необходимости может быть организовано дополнительное рабочее место.

Производство прямых трансляций: взгляд изнутри. Часть 1 Спорт, Телевидение, Техника, Длиннопост

– Мобильный телевизионный комплекс. Все тоже самое оборудование, но располагаемое в кейсах и доставляемое в любом грузовике, самолете, поезде, и устанавливаемое в любых условиях, где невозможно припарковать ПТС или доехать на ней до места съемки. Требует дополнительного времени для разворота на площадке, так как предполагает большего количества подключений и коммутаций в отличии от ПТС, где уже все инсталлировано и подключено.

Производство прямых трансляций: взгляд изнутри. Часть 1 Спорт, Телевидение, Техника, Длиннопост

– Гибрид ПТС и МТК, или их бастард) - Специальные вагончики или контейнеры, где с одной стороны все уже подключено и настроенно, но менее мобильный, чем ПТС. Обычно ставят на длительные и большие спортивные мероприятия типа ЧМ и Олимпиады.

Производство прямых трансляций: взгляд изнутри. Часть 1 Спорт, Телевидение, Техника, Длиннопост

– Студии построенные на базе спортивных объектов. Ни о какой мобильности здесь, конечно, речи и не идет. Просто аппаратная намертво собранная на стадионе. Например, трансляции КХЛ из Магнитогорска производятся из такой студии.

Производство прямых трансляций: взгляд изнутри. Часть 1 Спорт, Телевидение, Техника, Длиннопост

Если говорить о людях занятых на производстве эфира с места событий, то основной состав такой:

– Начальник ПТС(главный инженер) - организовывает работу всех остальных инженеров, общается с техническими персоналом заказчика или подрядчиков, выслушивает просьбы и пожелания творческого состава о технической возможности реализации их творческих планов.

– Инженеры ПТС - занимаются размоткой кабелей, сборкой и установкой камер по режиссерскому плану, сводят их по цвету и экспозиции.

– Звукоинженер - занимается размоткой микрофонных кабелей, установкой микрофонов и прочего звукового оборудования по заявке звукорежиссера, отвечает за связь в ПТС и по внешними линиям(комментатор, студии/аппаратные телеканалов).

– Режиссер - не просто переключает камеры, а рисует схему камер, разрабатывает концепцию показа, ставит задачи операторам, ведет по эфиру режиссеров повторов, звукорежиссера, оператора графики. В общем сводит в одну целостную картинку результат работы всех творцов.

– Звукорежиссер - рисует схему для максимального покрытия площадки, чтобы не упустить самого важного, чтобы получить полноценный читаемый звук со всей площадки без провалов. Во время эфира работает с громкостью и обработкой микрофонов, внешних линий.

– Режиссеры повторов - не только показывают, что наснимали операторы, но в связке с режиссером разрабатывают камерную схему, учитывая с каких позиций будут лучшие моменты, какая расстановка закроет основное количество игровых моментов, как расположить камеры и как должны работать операторы, чтобы можно было монтажно клеить камеры с разными планами. Также собирают оперативные плейисты(например, подборка результативных действий по определенному игроку, подборка силовых моментов в хоккее и тд), итоговые плейлисты с лучшими моментами за игру, выжимку игры для новостей. Как правило, 1 повторщик на 4-6 камер, соответственно, когда на футбольном матче работает 12 камер, то за повторы отвечают от 2 человек.

– Оператор графики. Отвечает за графическое оформление трансляции: подписи игроков, счет, статистика и тд. Если нет централизованной системы подсчета статистики, то статистика считается им самостоятельно. Графисту важно быть в курсе происходящего и готовится заранее: подбирать титры, которые могу узнать что-то интересное о игре(500 матч в КХЛ, 100 желтая карточка за карьеру и тд)

– Операторы - тут более-менее понятно. Но каждый из операторов знает свою задачу и снимает только то, что необходимо для его камеры. это важно потому что режиссер(когда работает со слаженной командой) на все обилие камер даже не смотрит - он знает что в нужный игровой момент он спокойно выйдет на камеру, которая снимает именно то, что необходимо.

– Продюсер(линейный) - отвечает за организационные вопросы до эфира: парковка, ключи, аккредитации, где найти замену забухавшему электрику стадиона), ведет координацию эфира: когда начать комментатору, когда ему дать слово корреспонденту, когда телеканалу уйти на рекламу и тд.

Дополнительные специалисты, которые появляются время от времени:

– Микрофонный оператор - помогает звукорежиссеру, в его обязанности может входить работа с микрофонной удочкой(залезть и забрать звук оттуда, где обычно не поставить микрофон), надевает и меняет петличные микрофоны гостям или рефери на боях), меняет батарейки в радиосистемах, работает с корреспондентом.

– Кабельмейстер - специально обученный человек, который ходит за оператором и подает или подматывает камерный кабель, чтобы ни оператор, ни игроки, ни зрители не споткнулись, не перепутались и тд.

– Споттер - не всегда бывают виды спорта, где правила ясны и предельно очевидны. В этом случае в ПТС приглашается представитель из мира этого вида спорта, который подсказывает по ходу трансляции ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание, а что можно упустить. Часто на единоборствах, например, красивый момент - не ключевой, а он может быть вообще незаметен несведущему человеку.

– Тейкер - помощник режиссера, на больших мероприятиях, где от режиссера требуется предельная сосредоточенность, или много камер, он только ведет трансляцию и всех коллег, а кнопки на видеопульте нажимает именно тейкер.

– Корреспондент, комментатор - здесь особенно ничего нового не скажу:)

Производство прямых трансляций: взгляд изнутри. Часть 1 Спорт, Телевидение, Техника, Длиннопост

Пока я буду собираться с мыслями о второй части, можете посмотреть каталог ПТС, который ведет один иностранный сайт https://www.live-production.tv/search-results/category/mobil... Ну и в комментариях готов отвечать на вопросы и собирать пожелания о чем рассказать в следующей части.