Продолжение темы Макиавелли и его труда "Государь"

"Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время."

Никколо, родившись во Флоренции, в юности не получил широкого образования, в отличие от других гуманистов того времени, однако эти недостатки он смог восполнить путем самообразования, наблюдения за современной Флоренцией, и анализа своих наблюдений. Жизненный опыт, может быть, оказался главным источником его вдохновения в творчестве. Так, говоря о самом себе , он однажды написал : " Сначала жить, потом философствовать".
Литературное и философское творчество Никколо началось в 1513 после его вынужденного удаления из Флоренции, за подозрение в участии в заговоре (в 1512 году был свергнут республиканский строй во Флоренции, Макиавелли был даже арестован и подвергнут пыткам). Произведения мыслителя,которые принесли ему славу были опубликованы только после его смерти.
Никколо отличался от своих современников тем, что в своих сочинениях он руководствовался не абстрактными идеями добра и зла, Бога и Дьявола, а конкретным жизненным опытом, идеями пользы и целесообразности. В этом смысле он проявил себя как приверженца самого жестокого реализма, так как полагал, что благодушные мечтания о прекрасном будущем только мешают жизни простого человека.
Глубокое убеждение Макиавелли, то что человек существо сугубо эгоистичное, которое руководствуется в своих поступках лишь собственными желаниями. По его мнению , интерес - самый сильный и практически единственный стимул для человеческой деятельности, а самый главный интерес связан с сохранением собственного достатка, и последующего приобретения нового имущества.

Выдержки из труда "Государь"

Когда приходит новый государь, ему всегда трудно удержать власть, таким недугом страдают даже наследные государи, присоединившие какое-либо владение ( т.е государство становится как будто смешанное).
Причина "трудности" - люди, считая, что новый правитель будет лучше, охотно восстают против старого, но позже на опыте убеждаются, что новый всегда хуже старого (эта же причина вызывает и перевороты во всех государствах), так как завоеватель притесняет новых подданных, налагая различного рода повинности и так далее, таким образом наживает новых врагов , также теряет дружбу тех, кто помогал завоеванию, так как не может наградить их в полной мере, как они ожидали, и не может применять к ним жесткие меры, так как обязан им своим завоеванием. Вследствие этого назревает мятеж, однако, если мятежная область завоевана повторно, это облегчает участь государя, так как он может с меньшей оглядкой карать подозревать и уличать подчиненных.

Макиавелли разделяет завоеванное и унаследованное владения на те, которые принадлежат одной стране и имеют один язык, над такими распространить влияние и удержать власть легко( это достигается путем искоренения рода прежнего государя и сохранением прежних законов и податей), в особенности , если поданные и раньше не знали свободы. И те которые принадлежат разным странам и языкам, здесь удержать власть поистине трудно и требуется большая удача. Самое верное средство это поселиться туда для жительства, это облегчает обнаружение начинающейся смуты и дает возможность пресечь её в краткие сроки, также это обезопасит от грабежа чиновниками завоеванной страны. Другое средство - учреждение колоний в одном или двух местах, так как они не требуют больших издержек, и разоряют они лишь тех жителей, чьи поля и угодья отходят новым поселенцам, а это лишь небольшая горстка людей.
Макиавелли считает, что людей следует либо ласкать, либо изничтожать, так как за малое зло человек может отомстить, а за больше - не может, следовательно наносимую обиду надо рассчитать так, что бы после не опасаться мести. Содержание больших гарнизонов на завоеванном месте является вредным для государя, так как это обременяет все население, отчего каждый становится врагом государю.

Также завоевателю следует сделаться главой и защитником более слабых соседей и ослаблять сильных, также следить за тем что бы в страну не попал более сильный правитель не уступающий ему силой, таких всегда призывают недовольные внутри страны по избытку честолюбия или из страха. Обычно порядок вещей таков, что , когда могущественный государь входит в страну ему не нужно склонять на свою сторону более слабых соседей, так как они сами примыкают к нему из зависти к более сильным, главное только не допускать, что бы они не расширялись и крепли. Если же государь обо всем этом не позаботится, то вскоре лишится завоеванного.

"Римляне поступали так, как надлежит поступать всем мудрым правителям, то есть думали не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем, и старались всеми силами предотвратить возможные беды, что нетрудно сделать, если вовремя принять необходимые меры, но если дожидаться, пока беда грянет, то никакие меры не помогут, ибо недуг станет неизлечим.

Здесь происходит то же самое, что с чахоткой: врачи говорят, что в начале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и в делах государства: если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет."