Про совершенствование
Действительно же, можно заметить, что в живой природе всё постепенно модифицируется.
Покровительный окрас всё ближе к фотографической достоверности, маскирующие наросты, формы и цвета камуфляжа всё достоверней, плацентарные вытесняют яйцекладущих, теплокровные сменяют рептилий в роли доминирующих видов, копытные в исторической перспективе ускоряются, а их успех подстегивает эволюцию хищников -- и это логично и закономерно: когда кормовая база отползает все быстрей и быстрей, это очень способствует развитию способностей ее догонять или скрытно подкрадываться. В исторической, понятное дело, перспективе, потому что менее подвижные или более заметные питаются реже сравнительно с более успешными и несколько менее обильно размножаются. Чаще с голоду дохнут, вместе со всеми своими несовершенными признаками. Хотя вот еще двадцать-тридцать поколений назад тот же неудачник был бы вот прям огонь. Если бы еще и добыча с каждым пометом не ускорялась, сука, и не повышала бы себе зоркость, чуткость нюха, скорость нервных реакций и содержание эритроцитов в крови. А она бы и рада не повышать -- в пользу, например, повышения плодовитости -- да только как тут расслабишься, если каждый замедливший свой прогресс рано или поздно кем-то поедается? А у оставшихся опять между собой конкуренция по скорости и проч., потому что львы и волки тоже, гады, все совершенствуются и совершенствуются. За счет отсева менее совершенных. Ну и так далее.
В чем тут ошибка наблюдателя? В том, что выделяющий и различающий ум, замечая прогресс по тому или иному направлению, конструктивно склонен игнорировать среду, в которой тот происходит. Не сразу как-то заметно, что любое развитие не в вакууме творится, а буквально средой же и задается. Вынуждается даже, через все эти взаимообусловливающие связи вроде "хищник-добыча", "жених-невеста", "паразиты-иммунитет", "скорлупа-клюв", "климат-меховой покров" и так далее, и так далее. Точнее было бы говорить, что вся живая и неживая среда в целом, включая ландшафт и климат, насекомых и бактерий и проч. -- влияет сама на себя и неизбежно себя в лице последовательностей пластичных живых форм модифицирует.
При этом -- необязательно усложняя, кстати. Где это надо, упрощаются живые организмы так же пластично. Теряют конечности и кости таза, упрощают или вовсе редуцируют глаза и хвосты, в отдельных случаях даже нервную систему теряют, регрессируя до полипа.
Потому что прогресс ради самого прогресса в природе неизвестен и непредставим -- любые изменения вынужденные, а любое совершенство относительно. И "прогресс" любого признака или способности -- это не полученный приз и не какое-то стабильное достижение, а весьма подвижный результат баланса между всем прочим, что могло бы развиться в конкретном представителе того или другого вида животных -- и всеми невысказанными, но не подлежащими игнорированию "требованиями" всего его окружения, ближайшего, отдаленного, микроскопического и макроскопического, условно живого и условно неживого. И да, любое развитие моментально останавливается, как только достигнуто равновесие или действующие факторы отпали.
И вот эта неочевидность непрерывного самоуправления в живой материи -- она, кажется, хороший пример того, что когнитивные способности человека тоже не с потолка ему в голову свалились готовенькими, и тоже далеко не в идеальном виде существуют. В достаточном для выживания. И не более того. Возобновится конкуренция -- хотя бы в локальных каких-то генетически изолированных кластерах -- будет и развитие признака, от поколения к поколению. Ну а если нет, то нет.
Проще говоря, общая человеческая сообразительность, в среднем по больнице, — она примерно такая, какая в неолите нужна. Не более того. И поэтому у людей то и дело гитлеры какие-нибудь случаются, а в промежутках певцы-миллиардеры, реклама-двигатель торговли и разного рода МММ и лотереи. Не от великого ума, мягко говоря.
В целях тренировки мыслительной железы предлагается самостоятельно поискать причины совершенствования человеческого общества, умягчения нравов и развития технологий -- не привлекая для объяснения этого феномена идею где-то прописанного плана, заранее задуманного Творцом.
А Шахерезада пойдет пока покурит да выпьет йаду. Или хотя бы чаю.