Про пожизненную гарантию Zippo и гениальные рекламные ходы

Джордж Грант Блейсделл был вполне заурядным изобретателем, но гениальным маркетологом. Как известно, бензиновая ветрозащищённная зажигалка была изобретена вовсе не им и задолго до основания компании Zippo Mfg Co. — патент на австрийскую зажигалку «Hurricane», послужившую источником вдохновения для Мистера Зиппо, был выдан ещё в 1912 году. Австрийская же компания IMCO массово выпускала бензиновые зажигалки из ружейных гильз ещё в 1920-х годах (справедливости ради надо сказать, что за всё время своего существования IMCO выпустила зажигалок даже больше, чем Zippo — более 500 миллионов, но об этом в другой раз). Те усовершенствования, которые Блейсделл внёс в «Hurricane», были настолько просты, что не додуматься до них было бы очень сложно. Гениальность изобретателя Zippo была в другом — в рекламе и в способе подачи своего товара, и, разумеется, в знаменитой пожизненной гарантии на зажигалки.



Вот знаменитые рекламные постеры Zippo 1970-х годов. Все они несут в себе главную мысль: «эта зажигалка повидала столько всего и до сих пор работает» — «It still works today». Разве можно не положиться на такую надёжную вещь, особенно если ты носишь её с собой и используешь каждый день? Миллионы покупателей Zippo полагались, и были правы!



А теперь я открою маленький секрет.



Зажигалка Zippo не может не работать.



Если вы возьмёте лампаду возрастом в 3000 лет, нальёте туда масло и вставите фитиль, она будет гореть. Пары бензина тоже будут гореть всегда и везде, была бы искра. Поэтому Zippo будет работать, пока там есть хотя бы пара капель топлива и одна искра. Я иногда ношу в кармане зажигалку Zippo 1947 года — самую старую, что у меня есть. Я специально почистил её, вставил новый кремень и фитиль. Она работает. Нет никакой разницы, была бы она 1933-го года или 2008-го :)



Предложить покупателю пожизненную гарантию на карманную зажигалку — это был очень смелый ход для 1933 года, однако во многом оправданный. Прежде всего, простота конструкции Zippo гарантировала то, что сломаться она может лишь в очень специфических обстоятельствах — в самом деле, максимум, что может произойти с двумя соединёнными петелькой кусками металла, так это они разъединятся, или же лопнет поддерживающая крышку пружина, но и такая незадача постигнет далеко не каждого. В остальном же в Zippo ломаться просто нечему. Что же до неаккуратного обращения, так ему подвержена любая повседневная вещь.



С другой стороны, посмотрим на цену в $1.95 за зажигалку: много это было или мало в 1933 году, когда зарплата рабочего составляла около $15-20 в неделю, а зарплата специалиста с высшим образованием — $45-60 в неделю? Не так уж и много (столько, например, стоила детская кукла), но всё же американцы, привыкшие в условиях Великой депресии и безработицы считать каждый цент, могли требовать за свой трудовой доллар надёжную повседневную вещь, которая не сломается ни через день, ни через месяц — и Блейсделл дал им такую вещь! Любая сломавшаяся зажигалка бесплатно чинилась на фабрике в Брэдфорде и отсылалась обратно своему владельцу. Вряд ли такой же сервис предлагался производителями для сломанных детишками кукол! :).



Годы шли, зажигалки ломались, пожизненная гарантия оставалась. Zippo завоевала репутацию «вечной» вещи не потому, что она таковой была, а потому, что её изобретатель хотел её такой сделать. Что же, это ему очень хорошо удалось, и зажигалки Zippo с годами удостаивались именных гравировок, обрастали историями, терялись и находились, ломались и чинились, передавались в семьях от отцов к сыновьям — классическая американская история: «This lighter belonged to my dad…»!



В 1935 году с появлением рекламных эмблем Zippo стала крошечным карманным биллбордом, эдаким «два-в-одном» — утилитарной зажигалкой и рекламным носителем одновременно. А в 1942 году Zippo вместе с американскими солдатами отправилась покорять остальной мир, и после окончания Второй мировой войны доказывать её надёжность уже никому не требовалось — но это уже следующие истории.