179

Про лифты

Вдогонку поста https://pikabu.ru/story/lift_i_ego_sistema_bezopasnosti_5907921и немного подробнее. Много букв!

Для начала немного истории развития лифтов.

Подъемные устройства люди придумывали давно, но особенное развитие лифты получили после того, как Элайша Грейвс Отис изобрел ловители, т.е. устройство удерживающее кабину в шахте при обрыве тяговых тросов. После чего, собственно, и начался бурный рост небоскребов в Нью-Йорке.

Выше нарисованы кинематические схемы лифтов, т.е. общий принцип действия. 1 - это кабина, соединенная тросами с противовесом (4), 3 - это схематично изображенный канатоведущий шкив, который вращаясь электродвигателем в одну или другую сторону поднимает или опускает кабину (соответственно опускает или поднимает противовес). Кабина и противовес ездят между двух тавровых (Т-образных) рельс каждый. Эти рельсы называют направляющие кабины (противовеса), которые, собственно и направляют кабину, не дают ей раскачиваться и служат для удержания кабины (в некоторых моделях лифтов и противовеса) при превышении скорости движения кабины (обрыве тяговых тросов). Наиболее распространены в зданиях кинематические схемы "в" и "г". Это в общем, теперь о безопасности.

Наиболее часто задаваемые мне вопросы от жильцов - "А лифт может оборваться?" и "А почему лифт так плохо работает?"

"Оборваться" лифт не может, это если коротко.

Объясню почему.

Кабина связана с противовесом (в пассажирских лифтах) минимум тремя десятимиллиметровыми стальными тросами (в грузовых лифтах 6). Где-то в техдокументации мелькала цифра об усилии на разрыв ОДНОГО троса 42 тонны (для гуманитариев - 42 000 килограмм), но найти не могу, придется верить на слово (в этих ваших интернетах цифры только в богомерзких килоджоулях на мм квадратный). Обычная кабина весит приблизительно килограмм 350 + противовес 550 (это все приблизительно). Для обобщения, пускай тонну (ОДНУ!). Итого три троса*42000 кг = 126 000 (это усилие на разрыв) таскают одну(!) тысячу кг груза. Если вдруг(!) оборвался (или растянулся) хотя бы один из тяговых тросов - сработает специальный контакт блокировки, который остановит лифт. Если вдруг (!) завелся диверсант, который решил специально обрезать тяговые троса, то при падении кабины сработает еще одно защитное устройство - ограничитель скорости (ОС). (если диверсант такой умный, чтобы обрезать еще и трос ОС, то ему проще скинуть на голову кому-нибудь кирпич)

ОС работает так: кулачки (на схеме обрисованы красным) вращаются вместе со шкивом ОС (9) и отрегулированы так, что при нормальной скорости не цепляются за выступы (отмечены зеленым), но при превышении скорости движения они разводятся центробежной силой, цепляются за выступы и стопорят шкив, через который перекинут еще один трос, связанный уже с кабиной. При срабатывании ОС, этот трос вытаскивает клинья, которые и стопорят кабину на направляющих

Зеленый пунктир - это направляющая, 3 и 4 сами клинья. На этой картинке изображены двустронние ловители, т.е те, которые стопорят кабину и при превышении скорости вниз и вверх.

(вот почему не стоит прыгать в кабине при движении вниз).

Кроме этого в лифте предусмотрена куча дополнительных блокировочных устройств, но это уже детали.

Теперь ко второму вопросу - "А почему лифт так плохо работает?".

На него есть ровно два ответа: если лифт новый, то - "потому что монтажники раздолбаи", "Ну вы же понимаете, он новый, пока приработается...", а если лифт старый: "потому что механики раздолбаи" "Ну вы же понимаете, сколько ему лет, он уже свое выработал...".

Как вы уже догадались, это ответы для того, чтобы отвязаться от неудобных жильцов  вопросов. На самом деле работа лифта, как правило, напрямую связана с квалификацией обслуживающих электромехаников.

Во время прочтения моего поста возникает вполне резонный вопрос - " А что будет, если не сработает то, или вот это?". Не знаю, как в других странах, но как работают лифтовые службы Беларуси расскажу.

Каждый(!) лифт закреплен за определенным электромехаником, который прошел обучение и имеет диплом государственного образца, и этот механик отвечает за этот лифт головой. Ответственность за ЧП на "подопечном" лифте - вплоть до уголовной. Определенные районы города обслуживают определенные бригады механиков. По нормам, каждый лифт один раз в месяц должен пройти месячное техобслуживание (осмотрен механиком по определенному протоколу), о чем делается запись в журнале проведения ТО, а один раз в год лифт осматривается инспектором ПромНадзора и выдается разрешение на его эксплуатацию. Кроме того, при обоснованной жалобе жильцов, при пятикратном выезде в месяц на один лифт аварийной службы (в нерабочее время обслуживающих механиков) приезжает комплексная проверка инспекторов, которые осматривают не только лифт на который поступила жалоба, но и несколько лифтов (выборочно), как правило тех, на которых было больше всего заявок в диспетчерской службе. Так быть...должно. В большинстве случаев так оно и есть, но "человеческий фактор" никто не отменял. И на самом деле плохая работа лифта связана как раз-таки с низкой квалификацией обслуживающих механиков. А низкая она потому, что зарплаты снижаются, квалифицированные механики уходят на другие менее ответственные и более высокооплачиваемые места, и работают молодые механики без должного опыта (да и желания работать вообще).

Как-то вот так. Спасибо за внимание. Если есть вопросы - задавайте в комментариях, если будет интересно, могу написать еще один пост интересующим деталям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Очень годное описание. Вот меня всегда. Нтересовал такой вопрос (гуглить лень, там врут): что если (допустим) лифт останется вообще без тросов. Просто начнет падать. Внезапно. Есть ли какая то система, которая остановит его свободное падение?
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
В статье же написано про ОС и "ловители"
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Ты не слишком внимательно прочитал пост и мой комментарий...
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Корректнее нужно задавать вопрос!

лифт останется вообще без тросов
Если вы имели ввиду и тяговые канаты, и канат ОС, то так и нужно спрашивать.

Так же, на каком этаже это произошло, даже если остался только трос ОС, лифту потребуется минимум пара этажей, чтобы развить скорость превышающую номинальную, для развода кулачков ОС(% превышения зависит от номинальной скорости лифта).
Ловители и подвески бывают абсолютно разных видов.Где-то обрыв тяговых канатов приводит в действие ловители, где-то нет. Но не припомню чтобы на лифтах, которые я в основном видел, ловители срабатывали еще как-то, как не от троса ОС.
В любом случае, зазор между направляющими и ловителями достаточно мал(если все правильно настроено) и лифт не должен ровненько падать по направляющим, все равно ловители должны цепануть направляющую, при ловителях резкого торможения человек со слабыми ногами может, нормально так, приложиться об пол.
Это конечно все в теории, на практике - хз (не слышал про такое).
Разве что, какой-то злой гений решил отомстить соседу, взломал дверь(а их сейчас ставят хорошие) "машинки" (не потревожив соседей), точно зная что в кабину зашел сосед на N-ом этаже и в правильном порядке "рубанул" троса, а еще до этого незаметно проник(проходя через стены) на кабину и попортил устройство ловителей - тогда бЯда!

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
В малогрузовых лифтах нет ОС, там ловители срабатывают от ослабления или обрыва тягового троса - эксцентрики поворачиваются и клинят кабину
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку