Про классических музыкантов
«Слушай, а вот как думаешь, мужик, который на треугольнике играет, и скрипач вооон тот – они одинаково зарабатывают?» - глядя на меня большими серьезными глазами, спросила шепотом знакомая, пока Хосе тыкал ножом в Кармен, очевидно, не понимая, что не умрет упрямая цыганка, пока арию не допоет.
Этот вопрос навел меня на мысль о том, насколько искажаются привычные представления о порядке, справедливости и морали в мире музыкантов. Причем сами музыканты к этому уже давно привыкли и внимания не обращают, а вот нормальные люди много чему удивились бы.
Если Вы, например, думаете, что арфистка – это нежное трепетное создание, непосильные труды которого в оркестре едва пробиваются сквозь гвалт тромбонов, то Вы заблуждаетесь. Коридоры консерваторий и музучилищ апокалиптически пустеют, когда там появляется арфистка. Ибо тем, кто убежать не успел, выпадает честь волочить 50-килограммовую дуру (не исполнительницу, а инструмент) куда-нибудь на шестой этаж.
Басня про слона и Моську для музыкантов неактуальна. Потому что ситуация, в которой скрипачи презирают альтистов, виолончелисты – контрабасистов, а флейтисты – тубистов, совершенно естественна и считается нормой.
Посторонние люди, случайно оказавшиеся в среде музыкантов, обычно испытывают дискомфорт. Действительно, сложно не нервничать, когда от трубачей, репетирующих на лестнице, содрогаются стены, девушка с безумными глазами разыскивает струны для лютни, а нормальный с виду субъект может остановиться посреди коридора и взять ясное чистое ми третьей октавы.
Вопреки распространенному заблуждению, музыканты еще и до ужаса циничны. «Ну что вы играете вторую цифру, как будто котенок уже умер?? Он должен умереть в кульминации!» - возмущается дирижер на репетиции; а растроганная публика, которая будет смахивать слезы во время концерта, и не догадается о тайном смысле упомянутой кульминации.
Если Вы читали внимательно, то уже догадались, почему оркестранты в яме спешно покидают рабочие места, как только начинаются овации после оперы или балета. Правильно, потому что арфа сама себя на место не уберет. И в итоге все лавры достаются кому? Совершенно верно, дирижеру и паре солистов. Жизнь…
А возвращаясь к вопросу про треугольник – тут все как раз банально и скучно. Треугольник входит в обширную группу ударных инструментов, поэтому мужик играет не только на нем, но и на кастаньетах, бубнах, маракасах и прочих. С другой стороны, вопрос о том, кому тяжелее – ударнику или скрипачу – остается открытым, но это уже совсем другая история…