ПРО ДЖОКЕРА, АГАШУ И БУСИНКУ (Из воспоминаний собаковода-любителя). Часть 90, Часть 91

Финалом пребывания Маринки в Москве стал наш переезд на Варшавку. Дело это не сложное, но суетливое, особенно, когда ты без своего транспорта и особо без денег в почти не знакомом городе.


По странной причине мы закупали все необходимое в «Леруа» и «Ашане» на метро «Красные Ворота», москвичи знают, что это для «Речного Вокзала» и для «Варшавской» совсем не ближний свет, но почему то поискать сетевые маркеты ближе нам как-то соображения не хватило.

С полными сумками мы таскались по улицам, и катались в метро, в итоге была закуплена кое-какая посуда на первое время, постельное белье, хозяйственная утварь, и вот мы с женой и моим тем самым большим чемоданом из Америки, вернув ключи попрощавшись с владельцами временной квартиры на северо-западе, и вновь покатили мое невеликое добро по тротуару в сторону метро. Ах, это великое достижение цивилизации – чемоданы с колесиками!


Вот так мы и переехали. Маринка вскоре укатила в Самару собирать наше стадо и готовиться к общему отъезду, а я остался тут и моментально заскучал. Мой досуг, правда, теперь скрашивал помимо интернета еще и маленький телевизор, который я купил на предпоследние деньги, и включал фоном постоянно. Этот телек и теперь валяется где-то на антресолях в нашей нынешней квартире, но тут мы его даже ни разу не включали, а новый большой теле-аппарат так и не удосужились купить, это, кстати, еще одно достижение нашей московской жизни: в отличие от постоянно подчеркивающих свою якобы существующую неприязнь к ТВ многих моих знакомых, в нашем доме его реально просто нет уже восемь лет, а мы даже как-то особо и не заметили. Надо же.


Тем временем лето плавно сходило на нет, вокруг стоял теплый и воздушный август с прохладными и темными ночами. Наконец, все было готово к общему большому перемещению в новую локацию, и я поехал в Самару забирать свою семейку. Поезд прибыл в родной город, как всегда, рано утром. Меня встретила Маринка и привезла домой, в квартиру, где я вырос, где мы прожили восемь лет, и которая уже второй раз за последние годы претерпевала серьезные изменения.


Но в первую очередь, конечно, я был вознагражден и обрадован встречей с нашими драгоценными песиками. Агаша, Буська и даже Джокер принеслись в прихожую, и тут же наскочили на меня, прижав спиной к входной двери. Ох уж, ох уж, мне эти моменты встреч после долгих расставаний. Вот она гладкая нарядная шерстка, жадные до любви и внимания глаза, прохладные мокрые носы и теплые еще более мокрые языки. А не щадящие себя и пространства хвосты, а большие и добрые лапы? Нет, я решительно отказываюсь описывать дальше свои эмоции, а то они точно вновь переполнят меня!


Квартиру было совсем не узнать, часть мебели вывезли, что-то продали, что-то раздали. Кухню Маринка и теща привели в порядок, поклеили новые обои. Квартира стала чистой, аккуратной и вполне готовой для сдачи в аренду (которую, забегая вперед, скажу вам, мы так и не осуществили). Было немного грустно, немного странно, но что особенно удивительно: ни сомнений, ни желания все отыграть назад, ни страхов, ничего такого лично я абсолютно не ощутил. Даже наоборот, была какая-то обида или злость на родной город, в котором столько лет оказывался не ко двору, который любил и, наверное, в душе продолжаю любить и теперь, но который принес помимо теплых, душевных и ламповых, как теперь модно говорить, воспоминаний, множество разочарований, а также подлости и равнодушия. Видимо, переезжая в Москву тогда, я пытался зачеркнуть и отбросить все эти мрачные и горькие чувства, отгородившись от них, как непреступной стеной, расстоянием и признавая новую для себя культуру Большого Города, как неизбежное требование к обновлению себя самого, своей жизненной парадигмы и необходимого условия для появления новых надежд и перспектив. И пусть это звучит немного сложно, но, поверьте, двумя простыми словами даже и не хочется описывать всю гамму переживаний, которую испытываешь в такие моменты, особенно, когда у тебя за спиной приличный багаж жизни, и ты совсем уже не мальчик, а было в то время мне аж целых тридцать восемь лет.


Кстати, кажется, я совсем забыл рассказать, что тот мой день рождения, в мае, в год отъезда в Москву, мы отмечали с друзьями вечеринкой в советском стиле (еще до того, как на советское началась жуткая мода), для чего купили граненые стаканы и «кондовые» рюмки, устроили викторины и конкурсы в соответствующей стилистике, одним из которых было задание – поцеловать Брежнева, в которого мы нарядили Джокера, нацепив ему значки, картонные медали и густые брови из бумаги. . Слушайте, это было невероятно уморительно, и сейчас я понимаю, что даже в те непростые и волнительные для нашей семьи времена, мы совершенно не унывали и всегда не против были посмеяться, несмотря на описанные вам выше переживания.


Даже не помню, как провел я те дни перед переездом нашей семьи из Самары, виделся ли с друзьями, навещал ли родных, но, кажется, все было быстро, просто и по-деловому. Хмурым и пасмурным утром мы погрузили наш «Тушканчик» немногочисленное барахлишко: осенне-зимние вещи, да кое-что по хозяйству, и поехали себе потихонечку вперед к новой жизни. Легко, конечно, мне теперь говорить «поехали потихонечку», когда за плечами уже с десяток поездок Москва-Самара, да и другие города России матушки удалось не раз посетить, будучи за рулем, а тогда дальше Волжского Утеса ездить водителем мне еще не доводилось. Так что нами был тщательно разработан план, распечатано с десяток листов карты (напомню, смартфонов мы еще не имели, а на навигатор надежда была слабенькая, «косячили» эти устройства еще знатно, то показывая тебя вместо трассы вдруг посреди озера, то в глубоком лесу).

Мы разумно решили разбить поездку на два этапа и сделать остановку с ночевкой в Утесе, откуда рано утром уже стартануть собственно в Москву.


*******

В Волжском Утесе, как и во всем Поволжье, как и в России в целом, как и полно где в начале сентября, стоял сезон грибов. Любимые маслята, сколько воспоминаний и позитивных впечатлений о них! Конечно, мы не удержались, и, взяв с собою нашего главного грибного поисковика – Агашу, отправились с Маринкой в лесок, заглянуть, так сказать, под кусток.

Сейчас я, конечно, уже смутно помню ту прогулку, все-таки десять лет в этом году описываемым событиям, но было как-то немного грустно. Ранне-осенний лес, сухой и шуршащий, обыкновенно шустренькая Агаша, тревожные мысли и немножко грибов. Эх, если бы тогда я знал, что это последняя поездка в Утес для Джокера, непременно взял бы его с собой, поносились бы по лесу, поиграли бы листьями. Но всем же известно: человек ничего не может знать наперед, разве что надеяться, или бояться, или мечтать. Мы тогда, находясь в состоянии стресса, ни планировали, ни мечтали и особо не боялись, просто следовали ранее намеченному плану. Задумался вот сейчас, сколько не додал я своим собакам, не договорил, не доиграл, не доугощал, не дообнимал, не догулял. Совершенно так же, как с близкими людьми.


Как давно уже мы перестали воспринимать собак утилитарно, по-деревенски: ну бегает и бегает. И это не только выражается в том, что мы очеловечиваем их, сюсюкая, или наделяя несуществующими качествами психологии и интеллекта, но мы и сами перед собой, когда остаемся одни, и честны, относимся к ним, словно они наши близкие, родственники, и нам также тепло думать о них, и также больно и тяжело от их страданий, также невыносимо одиноко от утраты.


Джокер-добряк, моя красотка Агавита и врединка Бусина сейчас и правда оживают в моей памяти, и я тянусь к ним своей любовью, через горечь и боль, и тоску, и слезы. Но все равно на этих страницах они такие теплые, живые, веселые, как-будто даже немного попахивающие собаками, и это очень помогает, ненадолго, но помогает.


Ладно, будем продолжать. Так вот значит, помню, вернулись мы домой, отдали грибы соседям, поужинали чем-то. Пива даже выпили. И легли спать. Ночью я поймал на себе клеща, хотя мы все осматривались и мылись после прогулки, но вот так. Пришлось перетряхивать себя и постели. Утром мы помчались в Москву. Подробности той поездки описаны были в моем Живом Журнале сразу по прибытию, и я не буду здесь их расписывать, просто ниже приведу их целиком, кому будет интересно, почитайте, только прошу учитывать стилистику ЖЖ, она тогда была такой дурной, разухабисто-простецкой что ли, так что, кому любопытно, милости прошу, весь текст привожу ниже целиком, как есть.


Остальным скажу, что да, добрались мы нормально, измучились, конечно все, особенно собаки. Джокер все ныл и ныл и хотел на ручки, точнее на диванчик, и, выбравшись из авто, просто потопал спать, девки извелись, иссмотрелись в окна, испускались слюней и сопения, так что вылезли из машины зачумленные, долго не могли угомониться, а мы – тут уж и объяснять, наверное, не надо. Долгая (как нам тогда казалось) дорога, и оголтелое (как нам тоже тогда казалось) московское автомобильное движение привели нас в ближайший магазин «Кристалл» перед ужином, после которого моя команда увалилась спать, а я с утра сел писать вот этот текст:


« В принципе, я - небольшой специалист в автопробегах по бездорожью и разгильдяйству. Из личного опыта только коллективные поездки (Ульяновск, Мордовия, Казахстан, Екатеринбург, Казань, "Золотое кольцо"), где пассажиром приходилось бывать в разы больше, чем водителем. А тут выпала необходимость перемещать свой табор в первопристольную. Для тех, кто забыл, или не в курсе, мы - это аффтор, евойная жена и трое затейливых псов, отягощенных некоторыми пожитками. Вариантов выбора транспорта было у нас один (ну не покупать же целое купе в поезде, про индивидуальный чартерный авиа рейс мысль отбросили сразу, ибо летать боимся, и акции нашей корпорации плохо росли за текущий период). Оставалось только полагаться на родной «Тушкан» (ну не идти ж нам, как Ломоносову с обозом рыбы).


Как пишется в анналах литературы "сборы были недолги". Из автоподготовки - три пукта: 1. сгоняли стального друга на ТО; 2. распечатали карту пути в масштабе 3 км (да, тупо, 25 листов, но что делать людям, страдающим чудовищным географическим кретинизмом, да, навигатор тоже был, но мало ли что); 3. почитал форумы автолюбителей, офигел от вороха ненужной информации и поскорее выкинул ее из головы.

Было принято стратегическое решение ехать в два этапа, первый день - утром прибыть в Волжский Утес, прогуляться по лесу, пошуковать грибов, выспаться и утром со свежими силами, при отсутствии заторов на дороге отбыть в столицу. Экономия не особо сильная (если честно, примерно + 100-120 км), но, кто на дальняк выезжал по пробкам из Самары, тот не смеется не только в цирке, но и при просмотре передачи Comedy Club.


Веселье началось накануне, дело в том, что в Москве мне никак не удавалось встретить хорошего народного разливного пива. И не смейтесь, это напрямую связано с нашей историей. Так вот, прибыв поездом на историческую родину, в тот же вечер помчался на "Пожарку", набрал родимого "Жигулевского", ну и чтобы дважды не вставать, два с половиной кг раков (тот, кто покупал на московских просторах чахонь, или воблу по 600 руб/кг опять же меня поймет, а тем более - нынче для эконом лобстеров самый сезон). Теперь перейдем к стану любителей собак. Как вам, уважаемые, такая картина: мы, мирно поедающие гору вкуснейших, ароматнейших, свеже-сваренных деликатесов, а вокруг стола с напряженными, страдальческими выражениями морд: три гражданина в шубах? Ну ладно, один гражданин и две гражданки, суть-то не меняется. В общем, куски были брошены в пасти, потом еще немного кусков, потом еще немного, потом побольше, потом последний, потом уж точно самый последний, ну и еще один. Все, что осталось, опять известно кому досталось.

Ночь накануне отъезда прошла в матершине, стенаниях, топоте собачьих копыт, экстренному клинингу женой подготовленной к сдаче в аренду квартиры. Да-да... Нашего Джокера постиг тот самый, который рифмуется со словом "нос". Да такой, что даже утром, собаки интенсивно и тщательно удобрили благодатную самарскую почву красно-хитиновыми кусочками былых пищевых излишеств. В общем, поспать перед дорогой нам никак не удалось. Как я гордился тем, что придумал заехать в Утес!... В тот момент.


При погрузке выяснилось, что моя любимая постаралась, чтобы будущим оккупантам квартиры не досталось почти ничего. В баулы были увязаны и шторы, и покрывала ("а на чем собаки будут лежать?!"), хорошо хоть посуду оставили. Набили родной «Тушкан» под завязку, так, что он бедняга весьма потяжелел. Пукающих псов засунули в багажник, туда же им ввинтили пылесос ("ну а чем мы будем пылесосить то, на чем собаки будут лежать?!") и отправились в путь.

Путешествие до Утеса для нас просто и банально. 200 км с небольшим незамысловатой развлекухи. Сначала транспортная беспомощность самарских городских властей, потом приятная дорога, через Управу, и Царевщину, подчервленная хамоватыми самосвалами и выхлопной вонью, потом мерзотский асфальт до Тольятти, потом… упс, а вот это новости: въезд на плотину плотненько так стоит. Вот незадача, то у нас понос, то запор (игра слов, ну вы поняли). Пока ползли почти час километр, все прикидывали - ремонт, авария? - а фигушки. Это на посту милицей… полицейском (все никак не привыкну... сейчас вот подумалось, что лучше бы милицейских в килоцейских что ли переименовали бы) плотный трафик фур, автобусов, самосвалов и всяких разных легковушков ужимается с двух полос в одну (!), при том, что сами гибедедешники (уф, выговорил) стоят по четверо уже там, где полоса опять расходится в две. Вот такая у нас классная забота о людях (при чем тут вообще безопасность движения?).

После Жигулевска отвратно узкая двухполоска М5 выбешивает привычно, и лишь в одном месте (это к европейскому саммиту строили) есть, где товарищей фур объехать можно без мата и вытягиваний из загруженного «Тушканчика» последней заначки лошадиных сил. А потом, о счастье, съезд на Шигоны. Дорога чудесная, пейзажи - "ум отъешь", воздух! И так до самого Утеса. Доехали, вытащили чумодан, где документы, Агашу на поводок, и гулять в лес. А в лесу, ух-ты, грибы! Наши любимые маслята. Знаем эти места, не первый раз балуемся. Немножко грибы перестояли, эх жаль, долго не было дождя, но все же собираем за час примерно с килограммчик. Нагулявшись, топаем домой - пива и спать. Ворочаюсь, не могу уснуть, все думаю, как поедем, что учесть, через два часа кое-как погружаюсь в сон. Посреди ночи чувствую - что-то щекотит, отмахнулся, опять, клопы что ли завелись в диване? Проснулся и подскочил, врубил свет. Клеща поймал прямо на себе!!! Елы-палы, перетрясли всю постель, осмотрели организмы, собак удалили в коридор. Угадайте, как быстро я заснул, и что мне мерещилось в темноте? Хорошо, что жена - поспать не дурак, будет кому завтра за руль.


Утром подъем в 4:30. Быстрые сборы, погрузка, едем. Надежды домчать бегом по пустой дороге растаяли - дождь приличный зарядил (где ты был, когда маслята росли?), темно, туман, дорога сильно петляет. За Сызранью на "Росснефти" заправляемся – надо же, очередь в полшестого утра. Спрашиваю на кассе, с чего это народ – всю ночь, отвечают, очередь (несамарцы, поймите правильно, на нашей трассе заправок больше, чем дорог) – народ, мол, за грибами рванул. Едем, светает. Кто возил в машине больше одной собаки, знает, как потеют окна в дождь. Приходится включить кондей, хотя и так весьма нежарко (+12 за бортом). Джокер, вот гад, поет свою традиционную песню витязя в пути (см. мультфильм "Алеша Попович и Тугарин Змей"). Жена кидается в него цепочкой. Я переживаю за стекла. Бусинка и Агаша радостно скачут. Весело у нас.

Я стараюсь держать скорость, пока нет гайцов и фур, в целом получается. Ульяновскую область проскочили махом (там немножко ехать), в Пензенской уже народ просыпается - грибники, путешественники, дальнобои выкатываются на трассу. Впечатление от пензенских дорог в целом положительное, всяко лучше самарских. Очень сильно ощущается осень. Накануне только в лесу заметили, что осень запоздалая, до сих пор вокруг словно отбывший август, а под Пензой все деревья уже в желтом, небо такое, не то чтобы серое, а по-осеннему голубое. Дождь, кстати, наконец-то закончился. Машина тяжелая, плохо разгоняется, медленно тормозит - все внимание на дорогу.


Пензенская область вытягивается вдоль трассы, долго очень долго едем, начинаю уставать - самый простой и хороший способ, уверен об этом не раз уже говорили - прицепиться за машиной, идущей средним темпом (около 100 км/ч), если дорога без крутых подъемов, то вполне сойдет и фура, и пилить потихоньку, не напрягаясь. Тем более, в нашем случае каждый обгон проблема - груженный Тушкан медленно переключает скорости, туго разгоняется, что добавляет адреналину каждому выезду на встречку.

Въезжаем в Мордовию. Пейзаж мало чем отличается. Кто обращал внимание, разве что деревья в Пензе, Мордовии и даже в Башкирии выше самарских. Кругом по обочинам - машины грибников, грибы продаются тут же, да что там, жена даже разглядела их в лесу прямо на ходу из окна машины. Их в этом году раздолье, очень хочется остановиться и пособирать (от клещей есть брызгалка), но приходится спешить. Дорога нами не езжена, что там впереди знаем только по карте.


В Мордовии - известная точка придорожного питания, Умет называется. Нам про этот Умет все уши прожужжали знакомые. Как раз время полпервого, а мы с пяти утра не ели. Тормозим, жена хватает из багажника собак на пописать, а я - на разведку по кафешкам, шашлычка неплохо бы.

Вы меня извините, но это полный бред. Даже у нас в Самаре на набережной шашлык жарят непрерывно, подошел покупатель - 5 минут и готово блюдо. А тут все село зарабатывает вдоль обочины у мангалов, а готового мяса нет, надо ждать 30 минут (а это считай реально выльется почти в час, пока принесут, пока поешь, пока расплатишься). Вот как хотите, а я считаю, глупым это. Тратить час, отобранного в межвидовой борьбе с фурами времени на ожидание неизвестно какого мяса в не очень уютных деревянных стойбищах - моветон. Едем дальше голодными.

Обедаем в Шацке, куриное рагу среднего качества, дороговато, зато сразу и не отходя от кассы. Спасибо, снова за руль. Ага! Теперь рулит жена, а я, насколько удается, откидываю сидение, сую в уши наушники от плеера, чтобы хоть как-то заглушить шум трассы, и нашего походного акына-Джокера, закрываю глаза. Только тут понимаю, что глаза болят от напряжения после двух бессонных ночей. Жена - молодец, цепляется к подходящей фуре и равномерно пилит по трассе, давая отдых нашим перебултыханным на ухабах и поворотах организмам.

На выезде из Мордовии пробка - ж/д переезд настолько разбит, что фуры, реально опасаясь упасть, или переколотить груз переползают через него улитками. Въезжаем в Рязанскую область, где грибы... ну вы знаете. Грибов, кстати, продают полно, причем, забыл сказать, до сих пор все летние, запоздалые подосиновики, подберезовики. Очередь опят и лисичек еще не пришла.


В целом о Рязанской области впечатление очень хорошее - дороги сделаны, пейзажи и географические названия греют душу русскому человеку (про названия сами гляньте на карте). Единственный минус - полный попенс с заправками. Изредка встречаются ТНК, а в основном АЗС с названием "АЗС" (помните в "Интернах" был коньяк "Коньяк"?). Много заправок закрыты и продаются. Уж не знаю, происки это чиновников, мафии, или карма там такая, но перед самой Рязанью около 30 км не было нормальной заправки (где можно, не опасаясь за здоровье железного друга, долить бензина). Мы даже немного напряглись - стрелочка еще не падала к нулю, но была недалеко. На въезде в областной центр, попалась, таки, в кустах, в стороне от трассы стоящая Лукойловская наливайка, хорошо, что заметили хоть.

От Рязани дорога пошла путевая, двухрядная в каждую сторону. Можно слегка расслабиться. Вспомнили Есенина, а вот и указатель на его музей. Пейзаж облагораживается по мере приближения к Москве, заправок тоже больше появилось. Версия – «рязанские» москвичи ощущают нужду в бензине при подъезде к городу, а с другой стороны облцентра некому заступиться за автолюбителей. Шучу, конечно, но мало ли.


Подмосковье. Очень чувствуется близость к столице, Такое ощущение, что даже леса постригли. Красиво, чисто, отличная дорога. На Коломне наш навигатор потерялся, не узнал Новорязанское шоссе и сообщил: «ребята, там, где вы едете, нет дороги, поэтому я вам буду просто расстояние до точки указывать», перезапустили его уже стоя в пробке у Люберцев.

Под Москвой за 30 км началась чехарда, получасовые пробки сменялись очень скоростными участками, где при скорости 120 км/ч ты реально отстаешь от потока.

Первое ощущение от езды по Москве: пугали сильнее, чем реально напряжено, хотя ездить непросто. Если бы не оживший навигатор, и не мой любезный штурман, вряд ли я бы разобрался сходу, куда ехать на развязках. Одно только Третье транспортное кольцо чего стоит – после двух ночей без сна, 1000 км за рулем это как холодный душ, сразу адреналин. Надеюсь, со временем мне будет забавно перечитывать эти строки, и вспоминать свою первую поездку по Москве.

Любопытное ощущение отметила жена – когда проезжаешь знакомые московские места, приехав на машине из Самары, они как-то «связываются в единую картину мира», до этого существовав в голове лишь отдельными локациями, связанными «телепортами» метро, поездов и самолетов.


Припарковались удачно прямо у подъезда, выгрузились, собак - в душ, меня - в магазин (благо «Кристалл» в соседнем доме), пельмени - в кастрюлю, родителей - в скайп. Сидели за столом, делились впечатлениями, и прожитый день казался сном.

Теперь вот у нас утро, сумерки, мои спят, уютно посапывая, а я за ноутом пишу эти строчки. За окном дождь. Наверное, из Самары добрался."


Продолжение следует...


Фото из личного архива автора, 2012 год, Москва, Варшавка


ПРО ДЖОКЕРА, АГАШУ И БУСИНКУ (Из воспоминаний собаковода-любителя). Часть 90, Часть 91 Амстафф, Собака, Длиннопост, Воспоминания, Собачьи дела, Собачники, Путешествие по России