14

Право на конфиденциальность

(по мотивам этого треда)


От автора: Мне захотелось отметить какие-то основные моменты о конфиденциальности при работе психолога, поскольку всё чаще клиенты делятся негативным опытом предыдущей терапии и не всегда знают, что можно, а что нельзя.

Право на конфиденциальность

Конфиденциальность

Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.

© Этический кодекс психолога


Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

© Статья 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»


Интриги не будет: психолог обязан обеспечивать клиенту и всему процессу совместной работы конфиденциальность. Исключением (о котором клиент предупреждается на первой встрече) является сообщение клиентом информации о том, что он собирается причинить вред себе или другому человеку.


Что нужно знать тем, кому важна конфиденциальность при посещении психолога:


Вопросы. На первой встрече в ходе заключения рабочего контракта, вам сообщат, что встречи конфиденциальны и ответят на возникшие вопросы. На практике психолог может этого не сказать (поскольку подразумевается, что он знаком с этическим кодексом и соблюдает его), но если есть тревога или сомнения — здесь будет не лишним спросить.


Текстовая/аудио/видео фиксация встреч. Если сессия уже началась, а вы видите, что на столике около кресел лежит телефон или диктофон специалиста, но вам в начале не сообщали о том, что будет идти запись, и вы на это не соглашались, вы можете задать вопросы (ведь телефон может просто лежать) и если окажется, что «это я только для себя по работе», но вас об этом сразу не уведомили – уходите. Такой специалист еще не раз нарушит ваши границы.


Информация о вас во время групповой работы. Если вы работали с психологом индивидуально и не давали своего согласия на раскрытие информации о себе, это распространяется и на групповую работу. Если психолог без вашего разрешения в ходе группы/тренинга/семинара/кофе-брейка доверительно рассказывает о вашей профессии, семье, проблемах и обо всем том, что узнал на сессии, а вы на это согласия не давали – уходите.


Это же относится к аудио/видео записи без получения согласия остальных участников группы.


Исключением может быть группа, в которой изначально сообщается, что формат встреч рассчитан под аудио/видео фиксацию (учебная группа; группа, в которой на следующих встречах просматривается и анализируется групповая динамика и т.п.).


Встречи вне терапии. Если вы не давали своего согласия на раскрытие информации о себе или о том, что вы посещаете психолога, будет нарушением, если в каком-то общественном месте (кафе, кино, открытая лекция) специалист будет давать знать окружающим, что вы в терапии, например, поинтересуется, не было ли у вас снова срывов на детей или ругались ли вы на этой неделе с мужем/родителями.


Психолог отвечает за процесс – это его ответственность держать себя в руках, не нарушать ваших границ, создавать безопасное пространство и не болтать лишнего другим клиентам или знакомым.


Если вы чувствуете, что что-то идет не так и на разумные просьбы начинается перекладывание ответственности в духе «вам, дорогая, надо уверенность в себе прорабатывать, тогда и не будет смущать» или что-то, что сводится к Самадуравиновата™ («ну что ж вы сразу не предупредили, что это нельзя говорить») – уходите.


Обо всем можно и нужно говорить. Вы приходите, чтобы получить помощь и поддержку, поэтому крайне важно, чтобы вы ощущали себя в безопасности. Доверие к специалисту тоже появится, но это со временем, а пока помните, что вы имеете право озвучивать свои тревоги и переживания.


Спасибо, что уделили свое время. Берегите себя.


PS. Буду признательна, если коллеги в комментариях дополнят информацию по ситуациям, когда конфиденциальность клиента необоснованно нарушается, но он об этом не знает или думает, что так и должно быть.


(скопирую также два лучших комментария)


(1) Когда клиент, уходя от психолога, сталкивается в дверях с другим клиентом, который только что пришёл. Довольно частая ситуация. Увы. Хотя, как Вы и писали, соблюдение конфиденциальности должно быть гарантировано и обеспечено психологом не только в отношении информации, полученной от клиента, но и в отношении самого факта обращения клиента за психологической помощью.

Спасибо, Ольга, за статью.


(2) Ирина, благодарю за дополнение.

Вспомнила ситуацию, когда работала в кабинетах с почасовой арендой - приехала немного раньше, когда в кабинете работал другой специалист, и узнала, что в холле перед кабинетом слышно абсолютно всё, о чем говорят внутри. Научена с тех пор уделять внимание вопросу звукоизоляции помещения.


Автор: Ольга Кошелева. Опубликовано на b17.ru.

Психология | Psychology

27.1K поста61.3K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.