1

Правда ли, что Куросава снял «Семь самураев» по мотивам советского фильма?

Кинопоиск жжёт: в интересные факты об оригинальной «Великолепной семёрке» 1960 года затесалось утверждение, что источник её вдохновения — «Семь самураев» — был, в свою очередь, слизан с советского «Семеро смелых». Это довольно очевидный фейк, поскольку кроме цифры семь у фильмов нет ничего общего — и довольно свежий, потому что ещё весной, когда я последний раз читал тривиа «Семи самураев», там этого бреда ещё не было. Кто-то подсуетился к премьере ремейка ремейка Антуана Фукуа, который как раз в начале сентября был показан в Торонто.

Правда ли, что Куросава снял «Семь самураев» по мотивам советского фильма? Лапшеснималочная, Кинаоборот, Семь самураев, Великолепная семерка, История, Кинопоиск, Фейк

Тем не менее, это побудило меня поинтересоваться реальной историей создания «Семи самураев», за которой я и обратился к источнику несколько более респектабельному: IMDb (http://imdb.com/title/tt0047478/trivia). Внемлите же моему вольному переводу оттуда.


Сперва Акира Куросава планировал снять фильм об одном дне из жизни самурая, который бы проследовал за ним по всей обычной рутине: пробуждение, завтрак, дорога на работу (в замок своего хозяина), где он совершил бы некую ошибку, которая бы потребовала от него вернуться домой и покончить жизнь самоубийством ради сохранения чести.


Куросава глубоко изучил тему, но всё же чувствовал, что ему не хватает фактуры для хорошего фильма (вот бы сегодня такие мелочи останавливали режиссёров!), поэтому он взялся за разработку другой идеи — фильма, рассказывающего о пяти самурайских битвах по мотивам биографии знаменитых японских воинов. Но и эту идею он отмёл, переживая, что пять развязок для одного фильма — это перебор.


Тем временем продюсер Сохиро Мотоки где-то прочитал, что в период феодальной раздробленности самураи часто вызывались служить ночными сторожами в деревнях в обмен на еду и кров и Куросава решил использовать идею про селян, нанимающих самураев для защиты.


Он написал подробнейшее описание каждого из персонажей, у которого была роль со словами — их одежда, их прошлое, любимая еда, манера речи, поведение в бою и разные другие мелочи, которые только сумел придумать. Ни один японский режиссёр до него не делал ничего подобного.


Как видите, история о семерых комсомольцах, решивших перезимовать в Арктике, сюда вписывается очень слабо. Хотя я и не удивлюсь, если спустя какое-то время в рунете укрепится мнение, что СССР — не только родина слонов, но и источник вдохновения всех фильмов, которые когда-либо были сняты или ещё будут, и в качестве примера будут вспоминать «Семь самураев» и «Семеро смелых». Чёрт, я же обещал больше не подавать идей для Дмитрия Киселёва! Так что на этом всё.


В источниках для вас копался https://vk.com/kinaoborot

Найдены возможные дубликаты

+1
Спасибо за рекламу, чувак, посмотрю "Семеро смелых"
раскрыть ветку 1
-1

Всегда пожалуйста. Ждём рецензию.

+1

"Ворота Расёмон" передрали с фильма "Покровские ворота".

А "Леон" изначально хотели снять про Брежнева и Барбару Брыльску.

0

Пысы. Посмотрел на паре сайтов про развите творчества Куросавы и оказалось, что он был поклонником Достоевского и Горького, любил творчество Всеволода Пудовкина и Эйзенштейна. Так что не исключено, что "Семеро смелых" он тоже видел.

https://www.criterion.com/current/posts/444-kurosawa-s-early...

раскрыть ветку 10
0

Видеть-то, может, и видел, но поскольку общего у них с «Самураями» только число семь в названии, то повлиять на фильм Куросавы они могли только если до этого он не умел считать.

раскрыть ветку 9
0
А вы понимаете разницу между "под впечатлением" и "слизал"??? После просмотра "Джанго" у Тарантино появился непохожий "Джанго освобождённый", а после просмотра "Телохранителя" у Леоне появился замечательный "За пригоршню долларов". Один снял "под впечатлением", а другой "слизал".

Очень плохой из вас кинокритик.

раскрыть ветку 8
0

Главная ваша ошибка в том, что данную фразу "снят под впечатлением от" вы заменили на "снят по мотивам" - что в корне неверно. Намеренная подмена или нет, но дальнейшие рассуждения строятся на этом неверном сравнении -> нелогичны.


По вашим рассуждениям, если нет ничего общего, то это не может быть источником вдохновления. Вы быть может удивитесь, но как человек, неким образом причастный к искусству, открою вам тайну, вдохновление порой приходит совершенно от неожиданных вещей (прим. - знакомый пишет Death Metall, а вдохновляется часто Вивальди или Бетховеном). И, если предположить, что "Семеро смелых" оказали сильное эмоциональное влияние на Куросаву, то вполне вероятно, что он именно после них загорелся идеей "Семи самураев". И даже если бы они стали "Шесть ниндзя" или "Пятеро неизвестных", общего смысла это бы не изменило.


Не пытайтесь заведомо сравнивать теплое и мягкое, ничего хорошего не выйдет ;)

раскрыть ветку 13
-1

Я специально перевёл достаточно подробную историю возникновения идеи «Семи самураев», включая первоначальные отвергнутые идеи — «Семеро смелых» туда никуда не вписываются. В ответ вы мне пишете набор ни на чём не основанных предположений — ну а вдруг, а может быть… Зачем гадать, когда есть гугл под рукой? Если Куросава правда выдохновился этим советским фильмом, об этом должны быть упоминания где-то, кроме Кинопоиска. Вряд ли же анонимный юзер в 2016 году открыл неизвестный факт из биографии Куросавы на ровном месте, верно?

раскрыть ветку 12
0

Объясняю максимально простым языком. Лично сам Куросава не оставил никаких упоминаний о том, чем он вдохновился на этот фильм. Так что, правда это или нет - подтвердить или опровергнуть невозможно. А ваши рассуждения строятся на подмене понятия "под впечатлением" на "по мотивам" - и тоже не могут являться ничем, кроме предположения )

раскрыть ветку 11
+1
А "Неуловимые мстители" вдохновили Джоса Уидоном на свою версию "Мстителей".
раскрыть ветку 1
0

«Мстителей» придумал Стэн Ли, бабушка которого была русской и часто на ночь пересказывала ему историю о команде советских супергероев — Ксанке (Чёрной вдове), Даньке (Капитане Америке), Валерке (Железный человек) и Яшке-цыгане (Сокол).

-1

верить кинопоиску, после его многочисленных фиаско с енджой мувис и подобными(когда рецензии появляются в одночасье и все сплошь максимально положительные, как и оценки) или после того, как за максимальную оценку УС-2 или Сталинград давали бабло - это как минимум странно.

раскрыть ветку 1
0

А кто тут верит Кинопоиску?

-2

всё очень просто, семь (сакральное число) героев, побеждающих зло - оказались очень популярным сюжетом в 20 веке. Их могло быть и три, но этот сюжет уже на века занят тремя мушкетерами )

раскрыть ветку 3
-2

Семь — не единственное саркальное число, и все остальные числа от 1 до 11 и больше постоянно встречаются в названиях фильмов про героев, кого-нибудь побеждающих.

раскрыть ветку 2
-3

в общем, никто ни у кого ничего не слизывал, просто "Семеро смелых" был  раньше всех. Этого достаточно )

раскрыть ветку 1
Похожие посты
104

«Вернуть Ленина Вильгельму…»

Вернуть Ленина Вильгельму - именно так гласил один из плакатов на митинге инвалидов в Петрограде семнадцатого года. С тех пор аргументация сторонников "теории немецкого золота", казалось бы, должна была значительно продвинуться вперёд. Но как там обстояло на самом деле - можно узнать из статьи.


В публицистике весьма популярно мнение о том, что большевики — это 100% доказанные немецкие шпионы, а всю правду от нас скрывала пропаганда кровавого Советского Союза. Но вот теперь, когда тоталитарный «совок» пал, мы сможем узнать всю правду. Однако, как обычно, популярное мнение на поверку оказывается обычной политической пропагандой. Однако и среди левой публицистики существует неверный подход к этой теме. Так, многие из левых публицистов считают, что возгласы вроде «А РАСПИСОК-ТО НЕТ» или «ПОЧЕМУ ГЕББЕЛЬС НЕ ДОСТАЛ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ГОДЫ ВОВ» приведут к переубеждению оппонентов. На самом же деле, нужно просто внимательно рассмотреть аргументы противников, чтобы доказать их несостоятельность. Другого варианта я не вижу. В этой статье разбирается несколько, на мой взгляд основных аргументов сторонников «теории немецкого золота», а также даётся общий контекст тех событий и настроений, которые происходили в 1917 году.

«Вернуть Ленина Вильгельму…» Cat_cat, История, Революция, Ленин, СССР, Первая мировая война, Фейк, Октябрьская революция, Видео, Длиннопост

Откуда ноги растут?


В 1914 году, до начала Первой мировой войны, видный государственный деятель, бывший министр внутренних дел, член государственного Совета Дурново Пётр Николаевич подал Николаю Второму записку, в которой обрисовал опасность сближения с Англией и Францией и культурную близость к Германии. В записке Пётр Николаевич убедительно доказывает, что в то время, как немецкие инвесторы «русеют» и расширяют свои предприятия, оставаясь в России жить, их английские коллеги в России бывают изредка по долгу службы и на долго не задерживаются. Пётр Николаевич был политиком правых взглядов, но даже он в записке приходит к выводу, что война России с Германией может закончиться социальной революцией для обеих стран. «Слишком уж многочисленны те каналы, которыми за много лет мирного сожительства незримо соединены обе страны, чтобы коренные социальные потрясения, разыгравшиеся в одной из них, не отразились бы и в другой, — писал он. — Особенно благоприятную почву для социальных потрясений представляет, конечно, Россия, где народные массы, несомненно, исповедуют принципы бессознательного социализма».


Но никакая записка не могла отменить то, что все интересующие Российскую Империю земли находились в руках Германии и её союзниц. С началом войны с Германией в обществе вспыхивает волна германофобии и шпиономании.

«Вернуть Ленина Вильгельму…» Cat_cat, История, Революция, Ленин, СССР, Первая мировая война, Фейк, Октябрьская революция, Видео, Длиннопост

Французская открытка


Немецкими шпионами в глазах общественности становились все: от сенаторов с немецкими фамилиями до капиталистов, имевших до войны экономические связи с немцами.


По доносам и обвинениям в германофильстве у контрразведки были тысячи подозреваемых в шпионаже, среди которых, как свидетельствует её сотрудник, были «директора заводов, генералы, инженеры, присяжные поверенные, студенты наряду с рабочими, людьми неопределенных профессий; были католики, православные, лютеране, буддисты, были русские, эстонцы, латыши, китайцы (евреи, конечно, все попадали в списки заподозренных без различия, по какому поводу написан донос)… Для 9/10 этой публики не было абсолютно никаких причин к занесению их в списки германофилов, но для высшего начальства величина списков служила признаком продуктивности работы…»


Дошло до того, что Сенат абсолютным большинством голосов высказался за лишение германских подданных судебной защиты.


Так, в прекрасной России, которую мы потеряли, некоего полковника Мясоедова расстреляли на основании одного доноса от перебежчика, согласно которому Мясоедову обещали миллион за голову Николая Николаевича Романова:

«...особо германцами было подчеркнуто, что германский генеральный штаб уже более 5 лет пользуется шпионскими услугами бывшего жандармского полковника и адъютанта военного министра Мясоедова». Известный историк К. Ф. Шацилло, проводивший уже историческое расследование этого «дела», пишет в связи с этим: «Итак, ничем не подтвержденным и явно сомнительным показаниям Колаковского (тот самый перебежчик) поверили сразу же и безоговорочно. Особенно охотно с ними согласился верховный главнокомандующий Николай Николаевич. Человеку очень экспансивному, было очень лестно, что за его голову немцы обещали 1 млн. рублей»


Немецкие погромы стали делом житейским. Черносотенцы, которые ранее специализировались на еврейских погромах, с удовольствием переквалифицировались в борцов с германским империализмом.

«Вернуть Ленина Вильгельму…» Cat_cat, История, Революция, Ленин, СССР, Первая мировая война, Фейк, Октябрьская революция, Видео, Длиннопост

Последствия очередного немецкого погрома


Стоит понимать, что подобные процессы запустились практически во всех воюющих странах, однако в России он принял воистину широчайший масштаб.

«Вернуть Ленина Вильгельму…» Cat_cat, История, Революция, Ленин, СССР, Первая мировая война, Фейк, Октябрьская революция, Видео, Длиннопост

"We are russians" (Мы русские) - надпись на стене одного из магазинов Лондона, сделанная владельцами, чтобы местные жители не разгромили его, перепутав их с немцами, июнь 1915 года.


Разумеется, в таких условиях большевики, которые с самого начала войны были единственной социал-демократической партией, которая объявила эту войну империалистической и выступала против её ведение и за поражение своего правительства, не могли не получить свою порцию обвинений в работе на немцев.


Парвус — серый кардинал революции


Личность Парвуса — очень сложная и весьма интересна для изучения. Стартовал он как рядовой социал-демократ, сильно поднял свой рейтинг в революционном движении в 1905 году, как и многие, был вынужден эмигрировать. Однако дальше он выбрал путь дельца-авантюриста, а не революционера и применил весь свой талант, чтобы «поднять бабла».

«Вернуть Ленина Вильгельму…» Cat_cat, История, Революция, Ленин, СССР, Первая мировая война, Фейк, Октябрьская революция, Видео, Длиннопост

В российском телесериале «Троцкий» Парвус показан состоятельным человеком, получающим заказы из Германии уже в 1905 году, когда как опубликованные документы МИД Германии говорят нам, что деньги Парвус до начала первой мировой войны от немцев не получал.


Стартовый капитал он решил выменять в обмен на свой революционный авторитет. Парвус стал литературным агентом Горького, чтобы организовать постановку пьесы «На дне» по всей Германии. По договорённости с автором, часть от собранных средств должна была пойти Парвусу, часть — Горькому, а большая часть денег — в кассу РСДРП. Однако господин Парвус просто кинул всех на бабки и сбежал с деньгами в 1908 году.


После этого в социал-демократическом движении его были видеть очень не рады. Однако этот человек с началом Первой Мировой смог убедить некоторых влиятельных людей в Германии, что он может быть полезен в деле свержения самодержавия. По факту Парвус просто воровал деньги у кайзера, прикрываясь революционной деятельностью.


Контактов с Лениным Парвус после «казуса» 1908 года не имел. Хотя по заверению самого Парвуса в 1915 году он таки смог выбить с ним встречу в Берне, но по его же словам, встреча эта ни к чему не привела. А вот Ленин попросил публично засвидетельствовать отказ встречаться с «негодяем, лижущим сапоги Гинденбургу» (неплохой оборот, для «немецкого-то шпиона» Ленина).


Но планы, которые рисовал доктор Гельфанд (именно такой псевдоним выбрал Парвус для связи с немецким генштабом), были воистину грандиозны — всеобщая забастовка в Российской Империи, которая парализует движение припасов на фронт, что вынудит Николая Второго сдаться. Об этих планах знали в охранном отделении Петрограда, начальник которого Константин Глобачев писал:

« Это только мечты, которым никогда не суждено осуществиться, ибо для создания подобного грандиозного движения, помимо денег, нужен авторитет, которого у Парвуса ныне уже нет…»

Роскошная жизнь Ленина в Швейцарии


Тут ряд публицистов рассказывает нам о том, что Ленин жил в роскошных квартирах, не имея никаких официальных доходов и каждый вечер ужинал в ресторанах. Разумеется, это неправда. Кроме того, умалчивается тот факт, что Ленин — не из бедной семьи. Его семья всё время нахождения его в эмиграции имела доходы, достаточные для полного содержания родственника за рубежом. Но если мы будем читать переписку Ленина в период его пребывания в Швейцарии, то станет понятно — у Ильича была острая нехватка средств к существованию. Каждое второе письмо этого периода — это просьба пожертвовать денег. Ленин экономит каждую копейку, просит перевести уплаченный залог (платится за проживание в Швейцарии) из одного города в другой, выбивает деньги из социал-демократических изданий, в которые пишет статьи (не было официального дохода, ага) и просит работы у других социал-демократических изданий. Но самое интересное, на мой взгляд, — это письмо, написанное Лениным 16 января 1917 г. к И.Ф. Арманд, в этом письме Ленин высказывает опасения, что Швейцарию втянут в войну и тогда придут местные жандармы — и всё пойдёт не очень хорошо. Ленин резюмирует:

«Поэтому партийную кассу я думаю сдать Вам (чтобы вы носили её на себе, в мешочке, сшитом для сего, ибо из банка не выдадут во время войны»

Какой же сильной женщиной должна была быть Арманд, чтобы в мешочке на себе скрытно носить миллионы от кайзера.


Также у нас есть глубокое исследование на эту тему эмигранта Г. Каткова, который тоже несколько заинтересован в очернении СССР, однако пишет: «бедность Ленина во время его пребывания в Швейцарии не подлежит сомнению, как в отношении его личных средств, так и в отношении финансирования его публикаций».


На самом деле Ленин в Швейцарии вёл себя очень осторожно, запретив, например, своей партии участвовать в Копенгагенской конференции социалистов нейтральных стран — «По всей видимости, это интрига немцев. Я даже думаю, что тут есть интрига генерального штаба, которому хочется через других позондировать мир…»


Однако Вернадский Г.В. в своей книге «Ленин — красный диктатор» пишет, что Владимир Ильич таки имел контакт с германской разведкой через посольство Германии в Берне. Он рассказывает нам про эпизод, когда Ленин провёл целую ночь в германском консульстве (не иначе как предавался плотским утехам с консулом). Однако опытный историк-архивист Вернадский в данном случае не даёт никакой ссылки на документ и даже замечает, что «Вопрос, соответствовало ли это сообщение фактам, может быть предметом дискуссии». Нужно понимать, что Вернадский очень хотел верить этому, но даже ему пришлось признать, что доказательств посещению Лениным немецкого посольства просто напросто нет.


Пломбированный вагон


Разумеется, Германия внимательно следила за развитием Русской революции. Казалось, что всё идёт на руку немцам и Россия вот-вот заключит сепаратный мир, однако этого не происходило. На одной из телеграмм о событиях в Петрограде кайзер Вильгельм Второй пишет примечание:

«…мы должны поддержать социалистов (Керенского и др.) против Антанты и Милюкова и как можно скорее войти с ними в контакт»

Немцы очень хотят, чтобы русские эмигранты большевики вернулись на Родину и, разумеется, готовы их пропустить через свою территорию. Происходят неловкие попытки установить связь с большевиками через швейцарских социал-демократов. К счастью для немцев, большевики тоже весьма озабочены проблемой возвращения на Родину. Однако Ленин отвечает отрицательно на предложение немцев предоставить его партии проезд через территорию Германии .


«Берлинское разрешение для меня неприемлемо, или швейцарское правительство получит вагон или русское договорится об обмене всех эмигрантов на интернированных немцев»


Ленин передаёт немцам свои условия через швейцарцев. Германия приняла их все. Вагон был запломбирован именно по настоянию большевиков, чтобы было понятно: из поезда на территории Германии никто выходить не будет, а лишние люди входить в вагон также не будут. В итоге получился следующие условия проезда:


Условия проезда русских эмигрантов через Германию


1.Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.

2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.

3. За вагоном признается право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из неё никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.

4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.

5. Платтен берет на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.

6. По возможности, проезд должен быть совершен без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.

7. Разрешение на проезд даётся на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.

8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.

9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо.

Берн — Цюрих. 4 апреля (22марта. Н. М.) 1917 г.

(Подписал) Фриц Платтен

Секретарь Швейцарской Социалистической Партии.


Таким образом вместе с «угодными» немцам большевиками в Россию поехали и многие социалисты-оборонцы, которые, разумеется, выступали против мира. Однако многие другие патриотически настроенные граждане России в Швейцарии (года идут, а патриоты всё там же) обвинили пассажиров в предательстве и устроили весьма шумное провожание поезда.


А вот ирония заключается в том, что когда эти патриоты поняли, что иначе как через Германию в Россию не попасть — через Германию вновь поехали пломбированные вагоны, которые, впрочем, в современной публицистике принято не вспоминать.


Один из организаторов поездки, провожая Ленина сказал:


«Если бы Карл Либкнехт был сейчас в России, Милюковы охотно выпустили бы его в Германию, Бетман-Гольвеги выпускают вас, русских интернационалистов, в Россию. Ваше дело — ехать в Россию и бороться там и с германским и с русским империализмом»

«Вернуть Ленина Вильгельму…» Cat_cat, История, Революция, Ленин, СССР, Первая мировая война, Фейк, Октябрьская революция, Видео, Длиннопост

В сети очень часто эту фотографию выдают как подтверждение того, что большевики действовали по германской указке. Вот большевики, вот люди в немецкой военной форме, здороваются, все дела. Всё бы ничего, вот только это фотография прибытия в Брест-Литовск Советской делегации. Подобных фальшивок в интернете достаточно.


Одним из первых действий Ленина по прибытию в Россию было выставления счёта комитета временного правительства, который нёс ответственность за возвращение эмигрантов домой:

«300 шведских крон я получил пособия от русского консула в Haparanda (из Татьянинского фонда). Доплатил я 472 руб. 45 коп. Эти деньги, взятые мною в долг, я желал бы получить из Комитета помощи ссыльным и эмигрантам»

Но, при всём этом, по приезду к Ленину, разумеется, всё равно было множество претензий за проезд по немецкой территории. Долгие недели ушли у Ильича на то, чтобы убедить петроградскую рабочую массу в том, что в этом проезде не было ничего преступного.


Временное правительство, почуяв в большевиках угрозу, бросило всю свою агентурную сеть на поиск доказательств связи большевиков с немцами. Всего около 952 агентов взялись за это дело. Однако уже в эмиграции многим из них приходилось признать, что никакого результата их работа не дала.


«Внезапная» активизация большевиков


В апреле большевики не были ни самой многочисленной, ни самой авторитетной партией социал-демократии. Однако уже к лету они весьма нарастили силы: имели 200 тысяч членов партии по всей Российской Империи (республике) и издавали газету «Правда» стотысячным тиражом на собственной типографии. И это при том, что в апреле в партийной кассе большевиков находилось всего несколько тысяч рублей.


Такое положение дел даёт повод для спекуляций на тему получения немецкой помощи. Однако ответы кроются в рассекреченных в девяностые годы прошлого века документов, касающихся партийной кассы.


Изначально большевики берут займ у союза трактирщиков, размером 20 тысяч рублей. На эти деньги выпускают очередной номер газеты «Правда», который, в отличие от предыдущих, раздавался бесплатно. В нём был опубликована программа большевиков, апрельские тезисы и призыв пожертвовать деньги на типографию (250 тысяч рублей). Именно таким краундфандингом большевики смогли собрать около 500 тысяч рублей и завоевать свою часть электората. А дальнейшие выпуски «Правды», за некоторым исключением, продавались за деньги и приносили доход в партийную кассу. Такое вот прозаичное объяснение «внезапной» активизации партии. Конечно, можно сомневаться в достоверности данных о собранных средствах, однако этот вопрос изучали под микроскопом все, кому не лень. И самое простое объяснение, похоже, оказалось верным — РСДРП(Б) действительно просто смогла собрать эти деньги, поскольку выделялась на фоне остальных партий, не боясь ставить в свою программу пункт о «Мире без аннексий и контрибуций».

Неплохая иллюстрация встречи электората большевиков с электоратом других социалистических партий из фильма «10 дней».


Самая знаменитая подделка


Революция — это хаос, а хаос — это лестница. Именно так подумали многие авантюристы, которые смогли на этой революции заработать. Таким человеком был Фердинанд Оссендовский. Фердинанд обратился к разведслужбам Антанты с интересным предложением. Он предлагал продать пакет документов, который доказывал то, что большевики являлись немецкими шпионами. Посмотрев на документы и на Оссендовского английские и французские разведчики покрутили пальцем у виска и отказались от сомнительной покупки. Однако американский посол Эдгар Сиссон решил совершить покупку и отправил эти документы на родину — в США.


Кадровый британский дипломат Роберт Локкарт писал об Эдгаре Сиссоне следующее: «Самым выдающимся из подвигов этого господина явилась, впрочем, покупка пакета так называемых документов, которыми не соблазнилась даже наша разведка, до того они были грубо подделаны»


Самое обидное, что документы назвали подделкой даже на родине Сиссона. А когда в 1955 году их подлинники попали в Национальный Архив США — американский историк Джон Кеннан не оставил ни капли сомнения: документы фальшивые.


Чтобы не утруждать вас многочисленными доказательствами фальсификации этих документов, я приведу лишь две понятные обывателю странности:


1. Почему-то в этих документах германский генштаб использует календарь старого стиля, хотя в Германии уже давно перешли на григорианский календарь. И ладно, если бы это касалось только донесений в Россию. Но нет, это касалось и телеграмм в Швецию и Швейцарию, которые также уже жили по григорианскому календарю.

2. У печатных машинок, если кто не знал, существует почерк. Он заключается в расстоянии между буквами и разбросом самих букв по строке. И, по странному совпадению, почерк документов, якобы напечатанных в разных частях Европы, оказался одинаковым.

«Вернуть Ленина Вильгельму…» Cat_cat, История, Революция, Ленин, СССР, Первая мировая война, Фейк, Октябрьская революция, Видео, Длиннопост

Именно документы из этого пакета были обнаружены у адмирала Щастного при его аресте. Адмирал привёз компромат на своё начальство в Москву, тем самым выписав себе одним из первых в Советской России смертный приговор.


А что историки?


Историческая наука дала свой практически однозначный ответ — на данный момент никаких доказательств получения большевиками от немцев хоть сколько-нибудь существенных сумм нет. И речь не только о «пробольшевистской историографии». Так, Мельгунов С.П., будучи борцом с советским режимом, имел повод обижаться на него. Ведь судебная система РСФСР приговорила его к смертной казни. Правда после, под напором научной общественности, Мельгунову сначала дали 10 лет лагерей, а позже и вовсе выслали за рубеж. Так вот, Мельгунов С.П. написал в 1940 году в Париже книжку под названием «Золотой немецкий ключ большевиков»[1]. Именно на этот труд ссылаются десятки и сотни публицистов, доказывая виновность большевиков в шпионаже. Однако, видимо, гениям публицистики не хватает терпения в своём желании обвинить большевиков, и они не дочитывают книжку до конца, ведь проанализировав все имеющиеся у него доказательства автор сделал вывод: «Тайна «золотого ключа» едва ли будет когда-либо вполне разгадана» и «Мне лично версия официальной или полуофициальной «договоренности» Ленина с германским правительством представляется совершенно неправдоподобной»[1].


Д.А. Волкогонова тоже сложно уличить в симпатиях к большевикам. Человек, который поддержал беловежские соглашения, а после принимал участие в «подавлении путча красных фашистов» (расстрел дома Советов) в 1993 году. Имея доступ к самым секретным документам Особого архива, Волкогонов делал вывод, что феномен «золотого немецкого ключа» является «дилеммой мистификации и тайны» [2] и что с выходом его труда нельзя утверждать, что «всё в этом вопросе станет ясным»[2].


Таким образом даже те исследователи, которых сложно уличить в симпатии к большевикам и легко — к антипатии, признают: доказательств получения большевиками денежных сумм от германского генштаба на сегодняшний день не существует. Учитывая, что в архивах России и стран Европы материал на эту тему изучен вдоль и поперёк, можно сделать вывод, что вряд ли когда-либо будет доказано, что большевики являлись немецкими шпионами.


1. Мельгунов С.П. Золотой немецкий ключ большевиков. Париж, 1940.


2. Волкогонов Д.А. Ленин: политический портрет. Кн. 1. М., 1994.


Большое спасибо за поддержку Павлу Лосеву, Николаю Фролову, Никите Максимову и Роману Коновалову.


Источник: Cat_Cat. Автор: Aлександр Штефанов.

Личный хештег автора в ВК - #Штефанов@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)

Показать полностью 6 1
120

Про исторические фейки

Для начала немного про фейки. Обывателю сложно понять, почему один текст считается историками подлинным, а другой называется фейком. Ведь на взгляд обывателя они выглядят одинаково. ("Сиська - сиська, цветок - цветок!") Иногда это действительно сложный вопрос, есть документы, чья подлинность однозначно не установлена до сих пор. Есть документы, незаслуженно объявленные подделками в прошлом, потом реабилитированные. Только из известных это, например, "Слово о полку Игореве". Большинство фейков стремится быть похожим на подлинник. Чаще всего их создают по политическим соображениям или по личным (снискать славу первооткрывателя исторической сенсации). Очень часто оба мотива идут в совокупности. Самые частые области фейков в российской истории:


1) Дохристианская Русь (придумываются дохристианские тексты, тысячелетняя уничтоженная история, развитое язычество, уничтоженное христианами, в особо упоротых случаях - целая космическая цивилизация). Период активного фейкометства начался с XVIII века, активировался в 90-е, продолжается до сих пор. Очевидные примеры: Славяно-арийские веды, Велесова книга.


2) Средневековая Русь (неизвестные науке летописи, письма, особенно иностранцев, авторские былины, выдаваемые за собранный этнографический материал и т.д.) Примеры: письмо Ивана Смеры (фейк аж XVI века) и письмо Анны Ярославны (фейк недавний).

*Письмо Ивана Смеры при этом, будучи разоблаченным, бережно кладется в коробочку источников по XVI веку, и опять же обыватель не может понять: как так? Ведь оба фейки, почему одно изучают, а другое выкидывают?!


3) Романовы (в основном мутные истории их биографии, записки/завещания/дневники, доказывающие/опровергающие убийства, заговоры, измены и прочие внутрисемейные дела, подмену Петра I, убийство Петра III, тайные браки Елизаветы и Екатерины). Здесь все несколько осложняется тем, что часть этих фейков поставляли сами Романовы и что-то может быть основано на вполне реальных уничтоженных оригиналах. В таком случае версии просто идут парами: официальная и неофициальная (например, убийство Петра III).


*И опять: почему так? Почему письмо Анны, которое никто не видел в оригинале, не создает равноправную версию, а третья записка Орлова, которую тоже никто не видел, создает?


4) Советская история (дневники Сталина, Берии, их любовниц, всего политбюро, тайные записки, указы, приказы, переговоры и т.д.) Осложняется закрытыми архивами + массовостью и крайней степенью ангажированности целевой аудитории. Проще говоря, любителей арийских вед условные несколько тысяч из числа тех, кто интересуется всякой сакральщиной, любителей советских тайн миллионы. Источники по Руси все опубликованные, любое вранье будет сразу очевидно, а чтобы разоблачить архивный фейк нужен историк с доступом в архивы, которому не лень этим заниматься, для этого фейк должен как следует завируситься. Пример: собственно, личный дневник Берии, разоблаченный О. Хлевнюком.


У подделок есть некоторые признаки:

1) Нет оригиналов, история не прослеживается дальше их "первооткрывателя". Часто первое издание за границей, особенно в цензурные времена, или "открытие" после падения цензуры.

2) Анахронизмы, противоречие малоизвестным фактам (автор старался не противоречить общеизвестным, но накосячил в мелочах), несоответствие стиля.

3) Политическая ангажированность, фейки всегда кому-то выгодны, иначе нет смысла их создавать.

4) Не вписываются в массив источников. Фейк уникален, единственный уцелевший в своем роде, других подобных документов нет, или приводимая им версия противоречит другим источникам.


Это не все признаки и они не абсолютны, а 1, 3 или 4 по отдельности или вместе могут быть свойственны и вполне нормальному источнику. 2-й признак надо профессионально анализировать, потому что он может быть свойственен составным древним текстам (а они почти все составные), например, Библии или летописям (текст писался разными людьми в несколько этапов, отсюда нарушения стиля, местами логики или анахронизмы).


Разобраться с более-менее серьезным фейком может только специалист-источниковед, причем в рамках своей эпохи. То есть подлинность летописи будет устанавливать источниковед-феодал, подлинность советского документа - архивист.


Рядом с фейками, но не совсем:


1. Древние же добавления к более древней истории, вставки в более ранние тексты. Такая вставка не делает весь документ фейком, просто обязывает разбирать его на слои, иногда это позволяет установить, какая вставка в какое время появилась и зачем, но это очень кропотливое дело и выводы обычно лежат в области теорий и предположений. Например, такой анализ получает Библия, ПВЛ и прочие документы, которые явно писались с опорой на какие-то источники, но те источники не сохранились и нет альтернативных, чтобы сравнить, поэтому по смысловому и стилистическому анализу выделяются куски заимствований или добавлений.


2. Фейки, созданные современниками, если речь о древности. Они фейки по сути, но не фейки для историков, потому что являются историческими источниками, просто сообщают неправду. Применительно к ХХ веку ошибочные источники, противоречащие другим, можно просто выкинуть, потому что есть массив других, применительно к древности это может быть единственный источник, и его приходится разбирать.


*Опять же, обыватель может думать, что исторический источник - это истина в последней инстанции, раз мы признали его подлинным, значит, мы должны ему верить. Но на самом деле, есть еще параметр "внутренняя критика источника". Необходимо учитывать: был ли автор достаточно осведомлен? может, он заблуждается? или врет? какие у него мотивы? применительно к древним источникам понятие "правда/ложь" вообще размывается, потому что средневековые авторы без задней мысли копировали и переписывали друг друга и Библию, не считая это враньем и искажением. здесь надо еще и учитывать их психологию. а преувеличения в цифрах и блуждающие сюжеты - это вообще святое для древних текстов. но это не делает их фейками.


3. Мифы и легенды, авторский художественный вымысел. В принципе, достаточно добавить фразу "по легенде", "существует предание", "в народной памяти", "есть байка" и это снимает обвинение в фейкометстве. Эти истории не противоречат реальной истории, а дополняют ее красками. Яркий пример: легенда о марафонском гонце Фидиппиде, Петр I и солдат с деревянной саблей. НЕ подходят: Сталин и Матронушка, подмена Петра I (потому что противоречат реальным фактам и/или личности задействованных людей).


4. Преувеличения или смещения акцентов. Что-то среднее между фейком и легендой. От фейка - попытка подменить реальности, противоречие фактам. От мифа - красота, образность, потребность у народа. Ярчайшие примеры: 300 спартанцев и 28 панфиловцев.


*Если мы верим, что спартанцев было ровно 300, а панфиловцы все до одного геройски погибли - это становится полноценными фейками. Но даже большинство обывателей знает, что это миф-картинка, наложенный на реальный факт. И с этим знанием эти преувеличения могут существовать на правах мифа.


Вышеприведенные 4 категории спорных источников могут доноситься до обывателя с необходимыми оговорками. Пока они не пытаются заменить собой реальные факты - они могут существовать.


Полноценные фейки должны, в идеале, после разоблачения изыматься из публицистического оборота. Ни при каких обстоятельствах не должны звучать в школах или в вузах или рецензируемых журналах. Но на практике этого не происходит.


1) Разоблачают фейки ученые. Многие ученые вообще не следят за медийной сферой, и фейк затронет их только если будет представлять реальную опасность. Проще говоря, в него должно поверить некое критическое количество людей, совокупный галдеж которых дойдет до историка. Всякие интернетные утки-однодневки такого хайпа как правило не получают.


2) Разоблачив фейк и опубликовав разоблачение, ученый по сути выполняет свое дело. Дальше никаких механизмов для прекращения распространения фейка нет. Фейк будет изгнан из академической среды, но продолжит распространяться среди обывателей. Помним: фейк очень уникален, он интересен и политически ангажирован. Это залог его популярности, сколько бы его ни опровергали. (Пример: секты Фоменко, Чудинова, Задорнова (земля ему пухом) - хотя это не фейки, это просто маргинальные теории, тусовка неоязычников с их ведами и рунами).


3) Некоторые фейки откровенно пользуются поддержкой власти и научное сообщество подстраивается под них. Например, по 28 панфиловцам негласный договор просто их не трогать, они есть в гимне, про них снимают кино, они часть массовой культуры;  письма Анны Ярославны попало в учебник 6 класса (правда, в виде всего одной строчки, видимо, постеснялись целиком сей опус публиковать, и на том спасибо). Пророчество Авеля в редакции 90-х годов чуть не засрало вполне годные образовательные фильмы "Романовы" (8 серий).


Почему именно "Письмо Анны"?


1) Строго говоря, это не совсем фейк в самом классическом виде. Оно ни на секунду не стремится быть похожим на реальное письмо XI века. Оно больше похоже на бытовой анекдот, написано языком конца XIX века (или подражанием), наполнено вагоном анахронизмов и просто нелепо-забавных ситуаций (жена-королева стряпает мужу-королю курники и борщ с пампушками). Путешествуя по интернету в виде исторического анекдота, которым и является, это письмо ничьего бы внимания не привлекло.


2) Но тут в дело вступает его политическая актуальность. В письме Анна Ярославна жалуется отцу на диких, тупых и неграмотных французов, попутно замечая, что в России-то все есть! И печи по-белому, и вилка, и чертежи, и античные авторы в ассортименте. А французы, мол, едят лягушек, не умеют читать (а то вассалы прирежут, а Папа велит на костре сжечь) и только Анька им все разруливает.


Неожиданно в сознании обывателя исторический анекдот неясного авторства с цитатами из Мориса Дрюона, созданный не ранее второй половины ХХ века, начинает играть патриотическими красками. Дает возможность самоутверждаться на фоне европейцев, перед которыми последние 500 лет тяготеет культурный комплекс неполноценности. (Истоки комплекса, на самом деле, довольно глубоки: Россия - исторически часть Европы, оказавшаяся от нее культурно отрезанной, и не обладающая цивилизационной самостоятельностью Византии).


Анна Ярославна - сама по себе фигура, полезная для пропаганды. Всю историю Россия мечтала заключать династические браки с крутыми европейскими державами, в первую очередь, Англией и Францией. В последний раз это удавалось в глубокое Средневековье. (Ну и то удачность этих браков очень сомнительная). Все дальнейшие попытки проваливались (самые известные: Грозный и Петр вели переговоры). Перепадали византийские принцессы и потом куча принцесс из раздробленной Германии. А Анна Ярославна - доказательство, что раньше-то, до монголов, было ого-го-го! Францию, Англию отхватывали!


Кстати, во всем виноват Путин. (OH SHI~) Упомянув Анну на каком-то выступлении (нахрена?! что и в каком контексте может доказать событие 1000-летней давности в политической риторике?), он спровоцировал голубятню на желтой поляне. Порошенко обвинил Путина в попытке украсть самое дорогое - этническую украинку из Киева, с высшим образованием, трудоустроенную в Европе королевой. Началось вялое бурление по древнему, как говно первого киевлянина, поводу: чья Киевская Русь? (Вопрос для специальной олимпиады, без "заказа" ни один нормальный историк такой вопрос даже не поставит).


А фейковое письмо Анны попало в одобренный российский учебник отечественной истории для 6 класса. Да, в виде короткой цитаты. Но попало, без указания анекдотичности, попало, как факт. А интеллектуальное большинство тут же принялось защищать этот фейк, аргументируя его необходимость нахождения в учебной литературе тем, что американцы переписывают историю Второй мировой, и приводя в качестве доказательства подлинности цитаты из украинских учебников, где тоже все это письмо отчего-то любят. (Как можно после этого говорить, что русские и украинцы не братские народы?! Даже херней страдают одинаково!)


Кому интересно, подробные разборы письма вот и вот. Там же его полный текст.


ПС. Всех, кто способен адекватно воспринимать информацию, этот пост должен был просветить. Впредь в дискуссии на тему "фейки - наше все, давайте засрем ими все учебники, апачимухохламиамериканцамможно" не вступаю, а сразу в игнор. Ибо от таких споров еще в Библии предостерегали.

Показать полностью
2223

Про фейковые оценки в кинопоиске в новостях

К посту http://pikabu.ru/story/poddelnyie_golosa_za_russkie_filmyi_4...

Про фейковые оценки в кинопоиске в новостях Пикабу, Лента, Фейк, Оценка, Кинопоиск, Длиннопост

Пользователи «Кинопоиска» обратили внимание, что от имени их аккаунтов, которые долгое время оставались неактивными, нескольким российским фильмам были поставлены высокие оценки. Об этом в четверг, 12 мая, сообщает TJournal.



Пост с жалобой на оцененные фильмы, которые владельцы аккаунтов даже не смотрели, был опубликован на Pikabu. В нем сообщалось, что оценки были поставлены двум российским фильмам — «Мафия: Игра на выживание» Сарика Андреасяна и «Голоса большой страны» Таира Мамедова.



В комментариях многие добавили, что столкнулись с аналогичной ситуацией и дополнили список фильмов. Среди картин, которым были выставлены оценки без ведома владельцев аккаунтов, оказались также «72 часа» Киры Ангелиной, «Разборка в Маниле» Марка Дакаскоса, «Герой» Юрия Васильева, «Чемпионы. Быстрее. Выше. Сильнее» Артема Аксененко и несколько других.



На такую же проблему пожаловались и пользователи Twitter.



— Талачёв be like (@rodoss) 08 мая 2016, 19:18


— Талачёв be like (@rodoss) 08 мая 2016, 19:25


— Alexey Tyurenkov (@SolidPumba) 08 мая 2016, 13:12


Большинство оценок было выставлено 30 апреля и 1 мая. Пользователи также обратили внимание, что многие фильмы из списка были сняты российской кинокомпанией Enjoy Movies.



Главный редактор «Кинопоиска» Михаил Клочков сообщил TJ, что в компании знают о произошедшем и уже занимаются расследованием подобных случаев.



11 мая глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе сообщила, что в 2016 году единственным российским фильмом, который окупил расходы на производство, стал «Экипаж». Она также отметила, что размер ежегодной государственной субсидии кино — 6 миллиардов рублей, однако сегодня невозможно понять, как эти деньги работают.



Портал «Кинопоиск» был запущен в 2003 году. По данным исследовательской компании TNS, каждый месяц сайт посещают 17 миллионов пользователей из России. Мировая ежемесячная аудитория портала, по данным «Яндекс.Метрики», составляет 33 миллиона пользователей.

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: