Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Правда [1946]: Советское танкостроение

Еще одна архивная статья из главной газеты СССР - газеты «Правда». В данной статье из №213 от 7 сентября 1946 года вкратце рассматривается история Советского танкостроения, его истоки и развитие.

Правда [1946]: Советское танкостроение История, СССР, Танкостроение, Газета Правда, Политика, Экономика, Длиннопост

Начав свой путь в 1918 году без единого танка, Красная Армия к 1945 году стала одной из самых современных, моторизированных и механизированных армий в мире. Благодаря труду советских рабочих, профессионализму отечественных инженеров-изобретателей и социалистической промышленности Красная Армия завершила этот путь под стенами Берлина и на равнинах Маньчжурии победительницей! Не смотря на мощь фашистской Германии, которой была подчинена почти вся промышленность Европы, Советский Союз превзошел фашистов как по количеству производимых танков и вооружения, так и по качеству.


В заключение статьи по традиции будут комментарии редакции.


«Установление всенародного праздника «Дня танкистов» является признанием особо важного значения танковых и механизированных войск и их выдающихся заслуг в Великой Отечественной войне, а также заслуг танкостроителей в оснащении вооруженных сил бронетанковой техникой.


Впервые танки на полях сражений появились в первую мировую войну в 1916 году. В царской России не было сделано ни одного танка, и в старой русской армии не было танков.

Двадцать пять лет тому назад на заводе «Красное Сормово» по заданию В. И. Ленина были изготовлены первые в нашей стране 5—7 танков, представлявших собою копии легких французских танков «Рено».


За эти двадцать пять лет наша танковая техника и промышленность прошли громадный путь развития. От копирования заграничных образцов легких танков до создания первоклассных танков оригинальной отечественной продукции, таких, как «Т-34», «КВ» и «ИС», — таков путь развития советской танковой техники.


От небольших танковых цехов на некоторых машиностроительных заводах до гигантских заводов с конвейерным производством современных танков; от нескольких танков, выпущенных за полтора года в 1920—21 годах, до десятков тысяч танков, выпускавшихся ежегодно в 1942—1945 годах, — таков путь развития советской танковой промышленности.

Современный танк — это сложная машина, требующая для своего создания высококвалифицированных, опытных кадров конструкторов и технологов, овладевших передовой наукой и техникой.


Современные армии являются массовыми армиями и требуют для своего вооружения массового оружия. А массовое производство современных танков посильно только той стране. которая имеет развитую, технически передовую промышленность — мощное машиностроение, первоклассную металлургию, а также многочисленные кадры хорошо обученных рабочих, инженеров и техников.


К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе имелись налицо все эти условия. Наш народ под руководством коммунистической партии, под руководством товарища Сталина превратил советскую страну в могучую индустриальную державу, создал передовую промышленность, способную производить в массовом масштабе любые современные машины в больших количествах.


Создание нашими конструкторами в предвоенные годы совершенных танков стало возможным благодаря тому, что этим делом руководил непосредственно товарищ Сталин.

Товарищ Сталин неоднократно лично принимал конструкторов и директоров танковых заводов, давал им задания на проектирование танков. В его кабинете рассматривался проект каждого нового танка. При этом товарищ Сталин вносил поправки и изменения в проекты, давал ценнейшие советы и указания конструкторам.


Еше в 1938 году, когда конструкторы ни в одной стране мира не работали над созданием танков с толстой броней, с мощными пушками и мощными дизелями, товарищ Сталин дал подробное задание нашим конструкторам по проектированию таких танков. Впоследствии они стали известны под названием танков «Т-31» и «КВ».


Как известно, существовавшие в то время за границей и у нас танки имели тонкую броню (15—20 миллиметров толщиной) и слабое пушечное вооружение (максимальный калибр пушек 45—47 миллиметров). В течение многих лет до этого все попытки конструкторов усилить броневую мощь и вооружение танка терпели неудачу. Вес танка намного увеличивался, скорость и маневренность снижались. Считалось, что попытки усилить броневую защиту и вооружение неизбежно вызовут ухудшение других боевых качеств машины. Надо было найти смелость и силы разорвать с общепризнанными традициями, пойти новой дорогой в танкостроении. Эту смелость и силы дал нашим конструкторам товарищ Сталин.


Благодаря новым, передовым техническим идеям, заложенным в конструкции наших танков «Т-34» и «КВ», удалось получить быстроходные и маневренные боевые машины, обладавшие в то же время мощным вооружением и сильной броневой зашитой. Немцы сделали несколько попыток создать новые танки (например, «Пантера») по образцу «Т-34». Однако они не сумели подняться выше уровня посредственных конструкций.


Уже первые месяцы Великой Отечественной войны полностью оправдали техническое превосходство наших танков над немецкими. Это отметил товарищ Сталин в своей речи 6 ноября 1941 года, указав, что «наши танки по качеству превосходят немецкие танки.» Немцы с первых же месяцев войны были вынуждены стать на путь коренного перевооружения своих бронетанковых войск и своей противотанковой артиллерии.


Началось почти четырехлетнее состязание советских конструкторов с немецкими.


На протяжении войны наши конструкторы-танкисты тт Когин, Морозов, Духов, Щукин, Горлицкий, Астров, Ермолаев, Трашутин, Троянов и другие создали десятки новых типов танков и артиллерийских самоходных установок. Советские конструкторы прочно удержали в своих руках техническое превосходство в танковой технике над немцами. В этой работе по совершенствованию танковой техники громадную помощь оказали такие выдающиеся конструкторы пушек, как товарищи Грабин, Петров и другие.


Гениально предвосхитив пути развития танковой техники, товарищ Сталин обеспечил за нашей танковой техникой ведущее положение.


Известно, что в начале войны немцы, захватившие промышленность в Чехословакии, Бельгии, Голландии и Франции, выпускали в несколько раз больше танков, чем наша промышленность. Поэтому с самого начала войны с Германией возникла задача в короткий срок организовать массовое производство танков, выбить из рук немцев превосходство и по количеству танков. К этому призвал советский народ товарищ Сталин. Наша партия и правительство при поддержке всего советского народа сумели блестяще разрешить эту трудную задачу.


В первый период Великой Отечественной войны в конце 1941 и в начале 1942 года, многие танковые заводы пришлось перебазировать из западных районов страны на восток. Нелегким делом было перевезти в условиях войны за тысячи километров десятки тысяч станков и сложного оборудования, эвакуировать в тыл многие тысячи рабочих с их семьями и в короткие сроки пустить на полный ход танковые заводы на новых местах. Но советские патриоты преодолели все эти трудности.


Достаточно сказать, что у такого танкового завода, как завод имени Сталина, перерыв в выпуске машин, вызванный эвакуацией, был сведен всего к двум месяцам. Кировский завод на новом месте начал выпускать танковые дизели через месяц после получения первых эшелонов с оборудованием.


Только постоянное внимание к этому делу правительства и лично товарища И. В. Сталина, тов. В. М. Молотова и тов. Л. П. Берия обеспечили создание на востоке страны в невиданно короткие сроки таких мощнейших танковых заводов, как Кировский, Уральский имени Сталина, и многих других.


Товарищ Сталин с первых же дней Великой Отечественной войны уделил особое внимание всестороннему росту танковой промышленности и смежных с ней отраслей. Уже через 3—4 дня после начала войны по инициативе товарища Сталина было принято решение об организации в восточных районах страны новых баз по производству танковой брони. Благодаря этому танковая промышленность за все четыре года войны не имела никаких перебоев в снабжении броней.


Такую же гениальную прозорливость проявил товарищ Сталин и в другом очень важном деле — в развитии производства танковых дизелей. До войны большинство танков у нас, так же как и за границей, выпускалось с бензиновыми моторами. Широко практиковалась установка на танках авиационных моторов. Дизели на танках только начинали применяться.


Товарищ Сталин указал нам на большие преимущества дизеля на танке перед бензиновым мотором. Он потребовал всемерного развития производства танковых дизелей. По инициативе товарища Сталина в первые месяцы войны было начато строительство нескольких мощных дизельных заводов на востоке и расширение существующих.


В результате уже к концу 1941 года все наши Средние и тяжелые танки стали выпускаться только с дизелями. А это означало, что резко уменьшилась опасность возгорания танков в бою, что запас хода их увеличился, а расход топлива уменьшился. Машины стали надежнее и в эксплоатации. Какой размах приняло это новое производство в нашей стране, можно судить по такому факту, что выпуск танковых дизелей за последние три года войны был доведен до 14 миллионов лошадиных сил в год.


Ни у наших врагов — немцев, ни у наших союзников — англичан и американцев ничего подобного не было. Там до последних дней войны продолжался выпуск танков с бензиновыми моторами.

По инициативе товарища Сталина в 1941 гаду был организован Наркомат танковой промышленности в составе танковых, бронекорпусных, дизельных, электромашиностроительных и металлургических заводов. эта мера укрепила танковую промышленность и создала все условия для ее роста.


Четыре года войны как нельзя лучше подтвердили все значение этого мероприятия.

До войны 1941—1945 годов танкостроение носило характер мелкосерийного и штучного производства. Другими словами, оно базировалось на универсальном оборудовании и на высокой выучке рабочих. Стоимость производства была высока, а цикл изготовления танков велик.


Война потребовала коренной ломки такого производства и перехода к современному крупносерийному, поточному производству. У танкостроителей не было опыта в этом деле. Надо было преодолеть большие технические трудности на этом пути. Стоит только указать, что если и массово-поточном производстве автомобилей и тракторов наиболее крупные детали весят по нескольку сотен килограммов, то у тяжелых танков вес отдельных деталей достигает десятка тонн. Обработку подобных деталей надо было организовать по поточной системе, на конвейерах.

Благодаря творчеству наших инженеров, техников и рабочих и их героическому труду уже к концу 1942 года многие танковые и дизельные заводы организовали у себя поточное производство деталей и узлов танков и дизелей, а также конвейерную сборку танков и бронекорпусов. В танковое производство были широко внедрены современные высокопроизводительные методы производства: штамповка вместо свободной ковки, машинная формовка, литье в кокиль, автоматическая сварка, высокочастотная закалка. Большое распространение на заводах получили автоматические и полуавтоматические станки.

Сложное производство боевых машин было расчленено на ряд несложных и простых операций. Это позволяло широко применять в танковой промышленности труд малоквалифицированных новых рабочих, в несколько раз сократить цикл производства танков, вдвое и втрое снизить их стоимость.


В результате всего этого удалось в короткие сроки успешно перебазировать основные танковые заводы на восток и перестроить ряд гражданских заводов на выпуск танков. Была налажена успешная работа смежников танковой промышленности, особенно заводов черной металлургии, промышленности вооружения, электромашиностроительной, резиновой и подшипниковой промышленности.


В итоге уже во второй половине 1942 года наша промышленность превзошла промышленность Фашистской Германии не только по качеству танковой техники, но и по количеству выпускаемых танков.


Все это было достигнуто благодаря неустанной заботе товарища Сталина о развитии отечественного танкостроения.


За годы войны наша танковая промышленность выпустила танков и артиллерийских самоходных установок больше, чем их было произведено в какой-либо другой воевавшей стране мира.


Героический труд многих сотен тысяч рабочих и работниц, инженеров, техников и служащих танковых, дизельных. бронекорпусных заводов и предприятий-смежников принес свои плоды. Наша Красная Армия в годы Великой Отечественной войны бесперебойно получала хорошие танки и артиллерийские самоходные установки в количествах, полностью обеспечивающих потребность бронетанковых частей.


Теперь, в мирных условиях, многие танковые заводы начали выпускать продукцию для нужд народного хозяйства. Крупнейший Уральский танковый завод № 183 имени Сталина уже выпустил несколько тысяч четырехосных железнодорожных платформ. Завод собирает более 40 четырехосных платформ в сутки.


Другой крупнейший танковый завод — Кировский — успешно перестроился на выпуск современных тяжелых тракторов. На многих других танковых, дизельных и бронекорпусных заводах организуется производство сложных машин для угольной и нефтяной промышленности. Большую помощь оказывают эти заводы в порядке кооперирования паровозостроительным и вагоностроительным заводам.


Работники танковой промышленности приложат все силы, чтобы выполнить Закон о новом пятилетнем плане и обеспечить «дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение вооруженных сил Советского Союза новейшей военной техникой»,

Техника, и особенно военная техника, не терпит застоя. Танкостроители, особенно конструкторы, хорошо понимают свою роль и ответственность перед партией и советским народом за дальнейшее совершенствование и развитие танковой техники.


Замечательные идеи, заложенные товарищем Сталиным в развитие современной танковой техники, мощная танковая промышленность, созданная нашим государством, дают уверенность в том, что танкостроители и в будущем успешно выполнят свой долг перед Родиной, перед партией, перед товарищем Сталиным.»


Комментарии редакции:


Невероятные усилия миллионов людей, которые создали в отсталой советской стране передовую промышленность, в том числе военную, трудно переоценить. Один подвиг Советской власти по эвакуации производств в восточные области страны в 1941 году после начала войны, говорит о слаженной работе многих отраслей народного хозяйства, об экономической и политической мощи СССР. Стоит ли упоминать о новых разработках в области танкостроения и прочего вооружения, которые были не только перенесены из голов изобретателей на чертежную бумагу, но и внедрены во время войны в производство, а из производства поступили на вооружение в армию? В ходе войны в советской промышленности произошел переход от мелкосерийного (штучного) производства танков до современного крупносерийного (поточного) производства. Снижалась себестоимость единицы продукции, поэтому были случаи, когда тот или иной советский гражданин на свои сбережения покупал Красной Армии новый танк, а бывало и самолет. Чего уж говорить о танковых колоннах от советских колхозов.


А что имеется у капиталистической России сегодня? Сможет ли буржуазная власть прикрыть «невидимыми руками рынка» собственных граждан при возникновении военного конфликта у наших границ? Хотя, они и так вспыхивают с завидной регулярностью (Чечня, Грузия, Украина).

Как видит читатель, несмотря на свою гибель, капиталистическую Россию прикрывает СССР и его военно-экономический потенциал. Практически ничего нового ни ельцинская, ни путинская Россия не смогла не изобрести, не построить. Это почти за 30 лет! Даже наоборот - был потерян огромный кадровый состав высококлассных специалистов, которые перекочевали в другие страны, были обанкрочены и распроданы тысячи предприятий, разорены НИИ, свернуты целые отрасли промышленности! И такой процесс до сих пор продолжается: мозги утекают из страны, т.к. нет работы, нет условий, а промышленность и ВПК продолжают приватизировать, банкротить и распродавать.


АО «Концерн «Калашников» на 49% принадлежит частным инвесторам, самые крупные пакеты акций группы компаний «КАМАЗ» делят Ростех и коммерческие банки, а ПАО «Сухой» создано для извлечения прибыли, а не для защиты российских граждан.

Девиз нынешней власти – разделяй и властвуй, не можешь властвовать – распродавай. Уже много лет продолжается возня с банкротством АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».


Посмотрите на заголовки статей:


«Ростех» предложил Рогозину обанкротить единственного производителя БМП

Альфа-банк сообщил о планах обанкротить Уралвагонзавод

В центр Хруничева (Роскосмос) устремился кредитор. За земли предприятия развернулась борьба


С каждым годом капиталистической экономике России становится все хуже, скудеет бюджет, банкротятся предприятия, из-за этого страдает образование и наука, и, соответственно, хуже становится ВПК и обороноспособность нашей страны, которая когда-то считалась великой и непобедимой.


К. Планктонов, Ю. Пылев

ИСТОЧНИК