После смерти демоны в Индии попадают в рай, а при жизни помогают людям (1/2)

Интервью с санскритологом и индологом Андреем Игнатьевым.

- Чем отличается понятие демонов в христианстве и индийской традиции? (В европейской традиции и у нас все эти существа - они нечисть, и их основная задача - испортить душу человека, чтобы сбить его с пути и привести в ад. А в Индии какая задача у демонов? Какие цели они преследуют?)

Сразу скажу, что применение слова “демоны” к индийскому материалу носит условный характер. Так часто бывает, когда представители одной культуры знакомым им термином пытаются обозначить реалии другой культуры, которая весьма отличается.

После смерти демоны в Индии попадают в рай, а при жизни помогают людям (1/2) Индуизм, Демонология, Интервью, Длиннопост

Микеланджело «Мучение Святого Антония» (1488 г.) , изображающее Святого Антония , подвергающегося нападению демонов

Обратимся к истокам слова “демон”. Оно пришло к нам из древней Греции, из античности, и древние греки демонами называли особые и сверхъестественные сущности, которые являлись промежуточными между богами и людьми. Они могли быть как добрыми, так и злыми. Вспомним, например, демон Сократа.

А уже в христианский период демонами стали именоваться злые духи, которые враждебны Богу, враждебны ангелам, которые вредят людям и сбивают их с пути. И в этом плане все языческие божества, те же индийские божества, с точки зрения христианства - это тоже демоны. Так их в Европе, в принципе, и воспринимали.

Когда же европейцы познакомились с индийской культурой, то в контексте Индии они стали именовать демонами самые разные категории существ, даже не очень сильно между собою связанные.

Можно в этом плане выделить две большие мега-категории:

  • Демоны, враждебные богам (Асуры)

  • Демоны, враждебные людям (все остальные)

Асуры

Первая категория - это демоны, враждебные богам или асуры. Это слово обычно переводят как демоны, в том числе и в научной литературе. Людям асуры совершенно не враждебны. При этом отмечу, что изначально, в ведах, асуры не были такими уж ярыми антагонистами богов. У нас принято переводить слово “дэвы” как боги, а “асуры” как демоны, но это очень условно.

На самом же деле асуры - это фактически другой клан богов. И даже в ведах асурами именуется в том числе боги, например, Варуна – бог мировых вод и Агни – бог огня. Асуры здесь выступают ближайшими родичами Дэвов.

После смерти демоны в Индии попадают в рай, а при жизни помогают людям (1/2) Индуизм, Демонология, Интервью, Длиннопост

Агни - бог огня

Асуры имеют физическое тело, то есть это не какие-то бесплотные злые духи. Причем они изображаются как прекрасные существа, обитающие в подземных мирах.

Есть известный миф о том, что боги вместе с асурами пахтают океан, и при этом богам достаются сокровища, вышедшие из него, а асурам - нет. Возникает вопрос - почему именно асуров назначили на роль “плохих парней”, которые во всем виноваты? Ведь по сути между богами и асурами принципиальных различий нет.

После смерти демоны в Индии попадают в рай, а при жизни помогают людям (1/2) Индуизм, Демонология, Интервью, Длиннопост

Боги (слева) и асуры (справа) пахтают океан

Среди асуров немало положительных персонажей: например, сын Хираньякашипу - Прахлада, который поклоняется Вишну или Шармитшха, которая становится одной из жен царя Яяти и рожает ему троих сыновей, ставших предками известных на Земле человеческих родов. То есть асуры могут даже родниться с людьми.

В то же время, дэвы-боги часто совершают нехорошие, неблаговидные поступки. Вспомним, как Индра соблазняет чужих жен, Брихаспати отбирает жену у младшего брата, а Сома похищает и соблазняет жену Брихаспати.

Также напомню, что в иранской мифологии тоже присутствуют дэвы и асуры, которые там называются ахура. И при этом дэвам там отведена роль более отрицательных персонажей, а ахурам - положительных. В индийской мифологии получилось наоборот. Почему произошло такое разделение - загадка.

И повторюсь, что именно асуры никогда особо не бывают враждебны людям и ничем им не угрожают. В первой главе священного текста Деви-махатмья великая богиня Махадеви также именуется и великой асурийкой или Махасури. В этом же тексте сказано, что асуры могут достигать небесных миров. Согласно другой версии асуры попадают в Рай Варуны, лежащий на Западе, а люди попадают в рай Индры, лежащий на Востоке.

Война с богами

После смерти демоны в Индии попадают в рай, а при жизни помогают людям (1/2) Индуизм, Демонология, Интервью, Длиннопост

Махадеви сражается с армией асуров (справа), лист из Деви Махатмьи

В индийской мифологии обычно представляется, что асуры ведут бесконечную войну с богами. Иногда они побеждают, но временно, а потом в итоге все равно боги их одолевают, и асуры вынуждены уйти в свои подземные миры. Но в этих мирах они отнюдь не бедствуют. Эти миры изображены как зоны повышенного комфорта, где есть красивые девушки и несчетные богатства. Так что асуры - это не какие-то злобные чудища, которых надо бояться.

И все же люди не поклоняются асурам также, как поклоняются богам. Вот в этом их отличие.

Демоны, вредящие людям

Что же касается другой большой категории демонов в Индии – тех, которые вредят людям, то эта категория очень разнообразна. И отличие этих видов существ от христианских демонов заключается в том, что единственное их предназначение - это просто мелко пакостить людям. Например, насылать болезни, безумие, вызывать падеж скота и т.д. Цели бороться за душу человека, чтобы увести его от истинной веры, эти индийские демоны не преследуют. У них более простые и приземленные задачи. Соответственно и методы борьбы с ними тоже более приземленные.

- Есть ли какая-то классификация демонических существ по их силе?

После смерти демоны в Индии попадают в рай, а при жизни помогают людям (1/2) Индуизм, Демонология, Интервью, Длиннопост

Рама и Лакшмана сидят на руках ракшасы Кабандхи, готовясь их отрубить

Конечно, здесь на первое место я бы поставил именно асуров, раз мы их относим к демонам. Они могут действовать на космическом уровне и даже могут одолевать богов, кроме самых великих, вроде Шивы или Брахмы. Порой они даже на время захватывают власть над мирозданием.

Что касается демонов, которые борются с людьми и вредят им - это целый ряд больших категории, они часто пересекаются и их зачастую бывает трудно различить между собой.

Самые известные категории демонов-врагов людей это:

  • ракшасы

  • пишачи

  • бхуты

  • преты

  • ятутханы

  • веталы

  • грахи

Этот список не полон, потому что в Индии в разных местностях называются какие-то свои местные злые духи, которые вредят людям.

Характеристика существ

У всех перечисленных категорий существ есть общие черты.

  1. Во-первых, это их изначальный облик. Он очень отвратительный и внушает ужас. Смотреть на них неприятно.

  2. Эти существа могут быть невидимыми, либо менять облик по желанию. Например, бхуты часто представляются в виде мерцающих огней или облачков, и чтобы их выявить, надо поджечь куркуму и посветить. Если эти облачка не отбрасывают тень, то это будут именно бхуты, и надо принимать соответствующие меры.

  3. Третья особенность - все эти существа связываются с ночью, то есть, они наиболее опасны в ночное время. Например, ракшасы именуются еще нишачара, то есть блуждающие ночью.

  4. Функции их всегда связаны с некой разрушительной деятельностью. Они могут заниматься вампиризмом, каннибализмом, трупоедением, связаны с покойниками, с местами кремации, с полями сражений. То есть вот такой негатив - это их сфера.

Здесь бывают, конечно и различия. Например, ракшасы, как правило, предпочитают есть плоть живых людей, а пишачи могут лакомиться и покойниками. Преты тоже ассоциируются с покойниками, и часто они не особо выразительные и смешиваются с бхутами.

После смерти демоны в Индии попадают в рай, а при жизни помогают людям (1/2) Индуизм, Демонология, Интервью, Длиннопост

Преты - голодные духи в буддизме

А вот в буддизме преты образуют особый класс существ, голодных духов, которые населяют особый мир. Они имеют очень узкое горло размером с иголку, а живот у них размером с гору, и поэтому они не могут насытится. По поверьям буддистов преты - это люди, которые при своей жизни на Земле отличались жадностью и завистью. Это особенность буддийской демонологии.

Сила существ

После смерти демоны в Индии попадают в рай, а при жизни помогают людям (1/2) Индуизм, Демонология, Интервью, Длиннопост

Ракшаса

Что касается вопроса о силе этих существ, то здесь на первое место я бы поставил ракшасов. Кстати, ракшасы могут угрожать не только людям - они могут бросать вызов даже богам. Согласно мифологии, они наиболее усилились при Раване, который стал их царем. По сути история “Рамаяны” - это история вражды царя ракшасов Раваны и царевича людей Рамы.

Ракшасы могут организовываться и создавать такие огромные государства, как например царство Раваны на Шри-Ланке. То есть у них могут быть цивилизованные государства с развитой городской жизнью, своей архитектурой, хозяйством и т.п.

Ракшасы могут быть и добродетельными. У Раваны был младший брат Вибхишана, который отличался мудростью и отговаривал Равану от войны с Рамой, советовал ему вернуть Ситу.

Все остальные существа - бхуты, пишачи, преты, веталы - это мелкие духи, которые какой-то своей организации не образуют. Они просто по мере своих сил вредят людям каждый сам по себе. Иногда они могут выступать как часть свиты Шивы, но на практике чаще они описываются как местные духи, которых надо остерегаться.

После смерти демоны в Индии попадают в рай, а при жизни помогают людям (1/2) Индуизм, Демонология, Интервью, Длиннопост

Доброжелательный призрак защищает бедняка от бхутов. Иллюстрация Уорвика Гобла к книге «Сказки Бенгалии»

Веталы, например, - это злые духи, которые могут вселяться в мертвецов и действовать как живые существа. Ятутханы - это духи оборотней, и они ассоциируются больше с ракшасами, в то время как преты ассоциируются с миром мертвых и покойниками.

Но в целом, если сравнивать ракшасов и всех остальных существ, враждебных людям, то это все равно что сравнить организованных бандитов с какими-то уличными хулиганами.

Ракшасы резко выделяются на фоне остальных демонов, враждебных человеку и по своей мощи приближаются к асуром. Ну а все остальные занимаются “партизанщиной” и гадят людям по мере своих сил.

- В христианстве крайне негативно относятся к контакту с демонами и работе с ними. При этом известно, что многие индуистские и буддийские йоги часто подчиняли себе демонов и использовали в своих целях. Получается, что в традиции индуизма и буддизма взаимодействие с демоническими силами может служить благим целям?

Дело в том, что в индуизме нет такого полного антагонизма между добром и злом, как в христианстве. В принципе все сущее, что мы видим, является манифестацией единого божественного начала. Оно может быть высокое или низкое, может быть священное или профанное, но чего-то абсолютно злого и нехорошего быть не может.

И что касается контактов с демонами и их использования, то здесь можно вспомнить знаменитую буддийскую легенду о происхождении тибетского народа. Она гласит, что когда самец-обезьяна, в облике которого воплотился сам Бодхисаттва Авалокитешвара и соединился в любви с горной демоницей или горной ведьмой, - от их союза произошел весь тибетский народ. По преданию от матери этот народ унаследовал красные лица, гневливость и любовь к мясу.

После смерти демоны в Индии попадают в рай, а при жизни помогают людям (1/2) Индуизм, Демонология, Интервью, Длиннопост

Происхождение тибетцев

Что касается индийских тантриков, то я бы не сказал, что они прям так уж часто используют самые низшие демонические сущности. Это все же удел больше фолк-тантры (народной тантры). То есть этим занимаются деревенские тантрики, о чем тоже есть источники. Например, в штате Западная Бенгалия популярна «Дакини-Тантра» на бенгальском языке. Там говорится, что адепт-тантрик может подчинять себе вот этих самых низших злых духов, таких как бхуты и преты и как-то их использовать для вреда кому-то. Но все же для тантрических текстов подобное нехарактерно. В основном, если тантрики и используют какие-то сущности, то все же более высокого и доброго порядка: якшини, йогини и дакини.

Йогини, якшини и дакини

Перечисленные женские сущности вполне можно назвать обладающими демоническими чертами. Они могут быть грозными и опасными. Но это не полностью вредоносные сущности, что их отличают от бхутов, претов, ракшасов и прочих.

После смерти демоны в Индии попадают в рай, а при жизни помогают людям (1/2) Индуизм, Демонология, Интервью, Длиннопост

Йогини, Индия, Тамил Наду, Каверипаккам, ок. 900-975 гг. н. э.

Часто встречается такая ситуация, когда адепт-мужчина использует какую-то женскую сущность, например йогини, в своих интересах. Описывается такой ритуал, когда мужчина является на шмашан* (шмашан - место кремации. - Ред), и там вызывает йогини. И если он их пугается, то они его пожирают, а если он не боится, не показывает своего страха, то они наделяют его божественным знанием.

Вообще йогини - это сверхъестественные женские сущности, которые составляют особую группу из 64 йогини. Они, как и другие группы существ, могут выступать свитой крупных женских божеств, а могут действовать самостоятельно.

Еще более часто приводится такая практика, как якшини-садхана, то есть общение с якшами женского пола. В индийской мифологии якшами называют божеств низшего порядка. По сути - это природные духи, ассоциируемые с деревьями, богатствами дикой природы и плодоносной мощью землю. Якши и якшини изображаются с очень пышными фигурами, полными жизненной силы. Их скульптуры имеют крупные черты лица, круглую, тяжелую грудь, тонкую талию, широкие бедра и глубокий пупок. Украшены они браслетами и ожерельями. То есть в якшини мы видим именно проявление жизнеутверждающей энергии.

После смерти демоны в Индии попадают в рай, а при жизни помогают людям (1/2) Индуизм, Демонология, Интервью, Длиннопост

Якшини из Дидарганджа. III—II век до нашей эры

Якшини могут быть как благосклонны к людям, так и вредить им.

Мужчины-тантрики, преследуя свои цели общаются с женщинами-якшини. Говорится о том, что тантрики, которые достигли сиддхи, могут увидеть якшини даже в образе теней, двигающихся по стене.

Согласно каулической «Уддиша-тантре», садхака (тантрик) может относиться к якшини как к сестре, матери, дочери или жене. Если садхака хочет иметь якшини своей женой, он должен украсть свое ложе цветами. То есть он может вступать с ней в сексуальные отношения.

В другом каулическом тексте, «Йогини-садхана-прайога», якшини может почитаться как мать, сестра или жена. Если она становится его женой, она может сделать садхаку великим царем. Считается, то некоторые якшини очень ревнивы, и поэтому женатым тантриками не следует их вызывать.

Вообще грубоватая сексуальность якшини очень отличается от эротизма утонченных небожительниц - апсар. Примерно также, как крестьянская девушка на картине Бориса Кустодиева «Русская Венера» отличается от куртизанок из высшего общества.

Кроме того, если апсары обычно по заданию богов, соблазняют великих подвижников, то якшини могут вступать в любовную связь с мужчинами попроще.

Но, повторю, что якшини - это не чисто демонические существа. У них есть такие черты, которые христиане назвали бы демоническими, но изначально они не стопроцентно злобные, как какие-нибудь преты или бхуты.

Кстати, смертные земные мужчины могут вступать в любовные отношения и с женщинами-ракшасами. И такие отношения даже могут приносить пользу им обоим. То есть ракшасы вполне могут быть и положительными.

После смерти демоны в Индии попадают в рай, а при жизни помогают людям (1/2) Индуизм, Демонология, Интервью, Длиннопост

Бхима и Хидимба, картина Раджи Рави Вармы

Например, в одном из эпизодов Махабхараты описывается, что во время странствия Пандавов и их матери Кунти в лесу их увидели ракшасы - брат и сестра Хидимба и Хидимби. И брат поручил своей сестре убить Пандавов, чтобы их съесть, т.к. ракшасы - людоеды. Но Хидимби влюбилась в одного из братьев Пандавов - Бхиму. Она превратилась в прекрасную женщину, желая его соблазнить. И вместо того, чтобы съесть их, у нее произошла любовь. Когда брат увидел это, он вскипел от ярости, но Бхима убил его в поединке.

Между ними и Хидимби вспыхнул страстный роман, и от этого союза произошел ракшас Гхатоткача, который потом оказывал помощь Пандавам во время битвы на Курукшетре.

То есть даже ракшасы - это не всегда кровожадные людоеды. Они могут быть вполне нормальными и человечными.

Духовные практики Востока

1.8K постов1.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.