Полезное: Немного о шринкфляции

В середине 1980-х гг. American Airlines убрала из салатов для пассажиров одну оливку – и это решение позволило компании экономить $40000 в год. Легендарная «одна оливка» – один из самых известных примеров шринкфляции (даунсайзинга) – уменьшения объема, количества или веса товара при сохранении его прежней цены.

После пандемии из-за роста глобальной инфляции практика даунсайзинга широко распространилась во многих странах, охватывая тысячи товаров от кофе и йогурта до салфеток и корма для собак: производители сталкиваются с ростом издержек, но из-за конкурентного давления опасаются потерять покупателей открытым повышением цен.

Полезное: Немного о шринкфляции Рост цен, Инфляция, Шринкфляция, Длиннопост

«Oткрытый даунсайзинг»: производитель открыто заявляет об изменении упаковки и сопровождает переход на новую «версию» продукта рекламной кампанией, описывая в ней плюсы, которые несет перемена. Как правило, перемены преподносятся как забота о клиентах или окружающей среде. Например, недавно PepsiCo объяснила уменьшение бутылки популярного спортивного напитка Gatorade тем, что улучшенную тару легче удержать в руке (объем напитка в бутылке уменьшился, а цена осталась прежней). Другой крупный американский производитель, General Mills, обосновал снижение веса своих сухих завтраков тем, что новый размер позволяет их компактнее перевозить, что сокращает число грузовиков на дорогах и расход топлива, а следовательно, снижает выбросы в атмосферу.

Полезное: Немного о шринкфляции Рост цен, Инфляция, Шринкфляция, Длиннопост

В Испании в 2022 г., когда темпы инфляции за год возросли втрое до более 10%, организация по защите прав потребителей обнаружила, что шринкфляции подверглось 7% потребительской корзины. В Индии стали «худеть» дешевые ходовые товары, такие как мыло и упаковки печенья; в США наблюдатели насчитывают десятки сократившихся в объеме товаров. В Москве летом 2023 г. мониторинг 122 универсамов, проведенный по поручению вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова, показал, что шринкфляции подверглось 87% ассортимента молочной продукции и 97% ассортимента круп. Молочные продукты продавались упаковками объемом не в привычный 1 литр, а в 925–950 мл, а крупы – весом в 450 или 900 грамм вместо 500 грамм и 1 кг, обнаружили наблюдатели.

Полезное: Немного о шринкфляции Рост цен, Инфляция, Шринкфляция, Длиннопост

Из-за скачка постпандемийной инфляции производители стали чаще пересматривать состав продуктов, а не только уменьшать их объем. Так, в Польше к началу 2023 г., когда инфляция превысила 18%, а производители потребительских товаров сообщали о росте затрат на 30–40%, товары не только уменьшились в размере и количестве, ухудшилось их качество из-за использования производителями более дешевых ингредиентов. Во Франции шринкфляция тоже сопровождается снижением качества. В Канаде покупатели сетуют на ухудшение вкуса и внешнего вида любимых продуктов.

Одно из наиболее негативных последствий шринкфляции, если она приобретает большие масштабы, в том, что изменения, которые она вносит в жизнь потребителей, могут сохраняться даже после того, как замедлится общая инфляция. Это может увеличивать разницу между официальным показателем инфляции и инфляцией в восприятии домохозяйств, искажая также их представления об уровне реальных процентных ставок в экономике и темпах роста реальных доходов. А это, в свою очередь, имеет важные макроэкономические последствия, влияя на потребление, сбережения и инвестиционные решения.