Почему Tesla НЕ обанкротится?
Вчера в горячем был пост Компания Маска близится к банкротству?
В комментариях к нему я попытался обяъснить, что Тесла не движется ни к какому банкротству, а скорее наоборот, но у автора знатно бомбануло от этого, и он отправил меня в игнор.
Поэтому я решил спросить у всего сообщества, может я в своих рассуждениях где-то допскаю ошибки, и вы сможете мне на них указать. Итак,
Убытки. и почему они не такие уж страшные
Во-первых, в посте указано, что Тесла понесла рекордные убытки аж в 670млн. долларов, но эти убытки никак не рекордные, т.к. в 2015 Тесла декларировала убытков на 717млн.
Во-вторых, Тесла не просто так декларирует все эти убытки. В будущем, когда компания выйдет на полные производственные мощности, по всем убыткам она сможет получить налоговый вычет.
И в-третьих, а убытки ли это вовсе? Если взглянуть на финансовые отчеты, то выяснется, что оброты и реальные активы компании растут какими-то невероятными темпами. (1)
Т.е. по факту все эти убытки ничто иное, как капитальные вложения, которые нужны компании для выхода на полные производственные мощности. И если смотреть не только на страшные минус $670млн., а сравнивать их с оборотом в $7млрд. и ростом стоимоти реальных активов на $14млрд, то эти убытки уже не кажутся такими огромными. Да, они не маленькие, но далеко не критичные.
Полные производственные мощности. или к чему ведут такие "убытки"
Для чего Тесле нужны все эти капитальные вложения?
Цель Тесла производство 500тыс. машин в год. Такой показатель реально достижим только в случае доступной и демократичной цены на авто.
Поэтому компания выпускает свой первый буджетный электрокар model3, и тут же получает от потребителя дико позитивную реакцию в виде предзаказов на 400 000 авто. Одни предзаказы генерируют на счетах Тесла около $400млн.
При средней цене одной в $40000 продажи model3 обеспечат доход примерно в $16млрд. только за 2018 год, причем благодоря ежегодной декларации убытков эта сумма(или хотя бы часть ее) не будет облагаться налогами. А это покроет все убытки предыдущих лет за 1-2 года. И начнет приносить стабильную прибыль в последующие годы.
И это при том, что общий мировой спрос на легковые авто примерно в 100млн.шт./год, т.е. цель Tesla всего 0,5% от мирового рынка.
Конкуренция. или почему у Тесла нет и в ближайшем будущем не будет конкурентов
В мире множесто крупных автогигантов, таких как GM, Toyota и пр, которые с легкость могут по большому счету сделать в электромобиле вообще все.
Кроме одного ключего элемента - батарей. И причина тому - литий.
Всего в мире за 2015 год добыто 32.5тыс тонн лития.(2) В одной тесле мощностью 85kW - 68 кг лития. Путем нехитрых расчетов мы можем узнать сколько всего электрокаров можно было бы произвести за 2015 год, отказавшись от батарей в телефонах, компах, шуруповертах и пр.:
32 500 000кг / 68 кг в ед. = 477 941 ед.
Что это означает на практике?
Это означает, что все предприятия в мире вместе взятые могут переработать в батареи только 30-35тыс.тонн лития. И нет такого производства в мире, которое могло бы создать достаточное количество батарей для электрокаров, чтобы удовлетворить потребности хотя бы 10% от общего спроса (т.е. для создания хотя бы 10млн. электромашин в год). Т.е батареи просто негде купить.
Никто и никогда не думал, что такой объем батарей может в принципе кому-то понадобиться, поэтому и таких объемов производства в мире просто не существует.
Тесле для ее цели в 500тыс.шт./год нужно предприятие, которое сможет превращать по меньшей мере 20-25тыс.тонн лития в батареи в год. В мире таких предприятий нет, поэтому Тесла совмествно с Panasonic строят для себя гигафабрику, которая позволит им это хотя бы частично сделать.
Т.е. если говорить проще, купить батареи просто негде, а поскольку никто кроме Теслы не строит никаких гигафабрик, то скорее всего все конкуренты Теслы будут просто сидеть без батарей. Поэтому в следующие несколько лет у теслы нет никаких реальных конкурентов на рынке электромобилей.
И как уже писал ранее цель Tesla всего 0,5% от мирового рынка. Для крупнейших игроков она вообще не конкурент.
Психологическая инерция. или почему все хотят, чтобы Тесла получилась
Есть несколько групп людей, которые очень хотят, чтобы Тесла получилась:
1. Потребители
Ну тут вы сами все знаете: безопасная, быстрая, бесшумная и т.д. Главный показатель их спроса - ограмная очередь в сотни тысяч человек на покупку новых авто.
2. Инвесторы
Инвесторы видят какой колоссальный спрос был создан PR службой Тесла вокруг их продукции, видят реальную удовлетворенность покупателей, и несмотря на всякие там "убытки" выражают полную готовность вкладывать в компанию. Рыночная капитализация прямое тому доказательство.
3. Правительство
Правительство активно заинтересовано в продвижении таких, и поэтому их активно субсидирует. Не буду вдавать в подробности, а то тег политика придется ставить
4. Производители батарей и лития.
Спрос на литий одной Тесла равен спросу на литий всего мира. Для добытчиков лития Тесла - это самы выгодный клиент в мире. При этом, чтобы пересадить весь мир на электрокары нужно добывать около 7млн.тонн в год. Ну вы поняли почему они так хотят, чтобы Тесла выстрелила.
Сложности. основные трудности Тесла
Основная сложность, с которой сталкивается Тесла - это отсутсвие какой-либо инфраструктуры для производства их машин. В мире элементарно не добывают нужного количества лития, значит не отработан механизм доставки такого количества редкозема и пр.
Но все эти инфраструктурные вещи им вполне по силам решить, стоит хотя бы вспомнить как выглядела карта электрозаправок до Тесла, и как она выглядит сейчас: